Коммунализм

220

(от англ. Communal - общинный) - религ. Шовинизм в поликонфессиональной стране. Исходным для идеологии К. Является отождествление понятий "нация" и "религиозная община". При этом если в отношении "своей" общины разногласий не возникает (ее обязательно отождествляют с нацией), то в отношении общины "противостоящей" высказываются различные точки зрения. Так, на раннем этапе эволюции К., когда надо было из агитационных соображений провести размежевание между индусами и мусульманами, коммуналисты, в части, индусские, говорили о наличии в Индии по крайней мере двух "наций" (в их понимании), т.е. Индусской и мусульманской. Позднее же была поднята на щит концепция одной нации (индусской), окруженной национальными (т.

Е. Религиозными) меньшинствами. Насаждаемая коммуналистами идеология общинной исключительности и общинного шовинизма активно противопоставляется индийскому национализму, как религ. Община в их выступлениях противопоставляется всеиндийской общности и призвана, по их мнению, подменить эту последнюю. Эти концепции возникают не на пустом месте. Принадлежность к той или иной религ. Общине для большинства индийцев занимает едва ли не первое место в иерархии массового сознания, отодвигая на второй план этнич., языковое, тем более классовое самосознание. При этом следует иметь в виду, что К. - понятие прежде всего политическое. Апеллируя на словах к религии, идеологи К. Чисто религ. Вопросам практически не уделяют внимания.

"Религия - конь, политика-всадник" - удачно определил суть их доктрины один из лидеров сикхского К. Во взаимоотношениях общин К. Выливается в кровавые погромы, убийства и грабежи. Оставаясь по сути своей религ.-шовинистической, к какому бы уровню массового сознания она ни была обращена, коммуналистская пропаганда принимает в зависимости от адресата самые разл. Формы - от утонченной до откровенно грубой. Так, напр., индусские коммуналисты одну и ту же идею "превосходства индусской культуры" подкрепляют как ссылками на достижения др.-инд. Философии, так и утверждениями, что всемирно известный мусульманский мавзолей Тадж Махал есть якобы на самом деле индусский храм. Для совсем неразборчивых своих последователей они переписывают и всемирную историю, сообщая, напр., что парижский Нотр-Дам был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась Синдху, да и сам Париж был некогда индусским городом Парамешвариумом.Само собой разумеется, что святыня мусульман в Мекке, Кааба, оказывается "гигантским храмом Вишну".

Если подобные заявления индусских коммуналистов могут, хотя и с определенными натяжками, рассматриваться как безобидные курьезы, то гораздо более ядовитыми являются их попытки представить всех индийских мусульман как "пятую колонну" Пакистана, к-рые по самой сути исповедуемой ими религии лояльны не по отношению к своей родине - Индии, а к мусульманскому миру. Тем самым индусам настойчиво внушается мысль, что индийские мусульмане не только стоят ниже индусов по своей культуре, не только являются заклятыми врагами индуизма и всех индусов, но и могут оказаться прямыми пособниками внешних, враждебных Индии сил. Переписывая прошлое и искажая настоящее, коммуналисты тем самым пытаются закладывать основы своей программы на будущее, к-рое видится им как безраздельное господство "своей" общины и фактическое растворение "чужой" (или, по крайней мере, сведение этой последней до уровня национального меньшинства, т.

Е. Узаконенное превращение последователей др. Религии в граждан второго сорта). Идеалом индусских коммуналистов является "индусское государство", концепция к-рого несколько видоизменяется в зависимости от превалирующих политич. Условий, но при всем терминологическом камуфляже остается религ.-шовинистический. Путь к этому гос-ву лежит, по мысли идеологов коммунализма, через "индианизацию" неиндусов. Провокационность лозунга индианизации заключается в том, что лишь часть населения Индии, а именно те, кто исповедует индуизм, объявляется истинными индийцами. Остальные же еще должны только доказать свое право быть гражданами Индии. Ясно, что индианизация по-коммуналистски есть фактически хиндуизация, т. Е. Обращение всего остального населения Индии в индуизм.

Любопытно, что коммуналисты среди тех, кто, по их мнению, должен быть индианизирован, называют не только мусульман Индии, но и коммунистов. Любопытно и то, что на опред. Этапе нек-рые лидеры К. Вполне дружелюбно отзывались об идеологии и практике фашизма. После второй мировой войны любование фашизмом в речах и книгах коммуналистских лидеров сходит на нет, но остаются весьма важные идеологич. Установки, говорящие о типологич. Сходстве этих двух идеологий. К таковым можно отнести культ насилия, обрядовую роль знамен и другой символики, идею беспрекословного подчинения личности индивидуума произвольно трактуемым интересам "нации", принцип абсолютной непогрешимости стоящего над массой вождя и (с опред. Поправками) те иррациональные политич.

Стереотипы и автостереотипы, на к-рых зиждется вся идеологич. Система К. Хотя идеологич. Близость К. И фашизма ни в коей мере не следует преувеличивать, отметить совпадение перечисленных установок необходимо - тем более что именно они в первую очередь определяют характер практич. Деятельности коммуналистов в Индии. Реакционная идеология К. Представляет немалую опасность. Особую значимость этому явлению в политич. Жизни Индии придает тот факт, что идеология К. Существует не только и не столько на академическом уровне. Она служит теоретич. Основой деятельности сильных, относительно многочисленных, структурно крепких орг-ций, действующих на значит, территории Индии. Гл. Из таких орг-ций, мозговым центром и кузницей кадров индусского К.

Является Раштрия сваямсевак сангх (РСС). На парламентском уровне в независимой Индии функционируют политич. Партии (напр., Джан сангх - до 1977, Бхаратия джаната парти - с 1980 и др.), выступающие с позиций К. И находящиеся фактич. Под контролем РСС. Нельзя не отметить, что проводниками идей К. Являются и многие деятели др. Партий, включая ИНК, формально не связанные с откровенно коммуналистскими орг-циями.Р. Рыбаков.

Значения в других словарях
Киннара

В послеведийской мифологии - класс полубожественных существ. К. Обитатели гор и лесов, изображаются как люди с конскими головами, сладкозвучные певцы и музыканты.В. Эрман . ..

Киртан (Киртана)

(восхваление) - форма религ. Песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к "Гитаговинде". Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, К. Используется наряду с танцами в кач-ве осн. Формы ритуального почитания Кришны (санкиртан). Возникает множество стилей и вариантов К., в т. Ч. Большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда - драматич. Вставок. В нама-К. На разные лады воспеваются имен..

Конарак

Селение в 70 км от Бхубанешвара, известное храмом Солнца (Сурьи). Построено в XIII в. Царем Нарасимхой Дэвой I, правителем Калинги. В основе архитектурного плана лежит идея мифич. Колесницы бога солнца, запряженной семью конями. Сурья изображен похожим на Вишну. Все детали храма подчинены этому замыслу и образуют единый комплекс. Храм разрушен. Почти полностью сохранились джагамохан - приемный зал, зал ритуальных танцев, части нек-рых скульптурных композиций, а также ряд вспомогат. Храмовых соор..

Корова

Объект почитания в индуизме, животное, получившее статус священного в послеведич. Период. Считается, что Брахма создал К. В один день с брахманом. Одно из небес бога Вишну названо "мир коровы" - голока. Ритуальный статус К. Подчеркивается строгим запретом на употребление говядины. Убийство К. Является одним из тягчайших грехов для индуистов всех сект и каст. Существуют легенды о К., исполняющей все желания, к-рая появилась при пахтании Молочного океана. Ее называют именами Саурабхи, Камадхену, Н..

Дополнительный поиск Коммунализм Коммунализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коммунализм" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коммунализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа