Космография Джайнов

189

Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, в к-ром нет ничего, кроме пространства - акаши, и к-рый недоступен для восприятия и проникновения. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. Мир, по представлениям джайнов, имеет весьма своеобр, форму. Он состоит из трех усеченных конусов или пирамид, из к-рых средний и верхний сложены основаниями, а вершина среднего покоится на вершине нижнего. Нижний конус - это нижний мир Аддхалока, два верхних суть верхний мир - Урдхвалока, а в месте их соединения находится средний мир - Мадхьялока. Интересна неканоническая концепция, согласно к-рой мир имеет форму человеческого тела. Это Лока-пуруша (т. Е. Мир-космический человек), на уровне талии к-рого находится Мадхьялока, ниже - Аддхалока, а выше - Урдхвалока.

Этим представлением можно объяснить название одного из слоев высшего мира - Грайвейака - "шейные миры". Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, обитателей ада, божеств. Всем им противопоставлены сиддхи. Нижний мир по вертикали состоит из семи слоев, названия к-рых сверху вниз следующие. Ратнапрабха, Шаркарапрабха, Балукапрабха, Панкапрабха, Джумапрабха, Тамахпрабха и Тамастамахпрабха. Во всех слоях, кроме первого, расположено огромное кол-во натуралистично описываемых адов, наполненных тьмой и смрадом гнили и нечистот. По ранним представлениям, обитатели ада были людьми, страдающими от всевозможных пыток. Позднее они выделились в низший ранг телесного перерождения и описываются как отталкивающие существа черного цвета, похожие на ощипанных птиц, бесполые, дурно пахнущие, вызывающие боль при прикосновении, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, ибо они и жертвы, и палачи.

Их омерзительность увеличивается пропорционально глубине слоя. В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа, вокруг к-рого концентрич. Кругами располагаются бесчисленные океаны и др. Континенты. В центре Джамбудвипы возвышается мировая гора Мандара (в поздних текстах - Меру) - центр мира. У основания и по склонам ее расположены райские рощи Бхадрашила, Нандана и Сауманаса. В каждой из них по четырем гл. Сторонам света стоят храмы, по промежуточным - расположены по четыре лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане. Джамбудвипа разделен с запада на восток шестью горными цепями на семь земель. Крайняя на юге - Бхарата или Бхаратаварша, на севере - Еравая или Айравата.

Центральную полосу занимает земля Махавидеха, к югу от к-рой лежат земли Хариварша и др. По окружности Джамбудвипы возвышается алмазная стена, за ней идет решетка из драгоценных камней. В стене и решетке расположены четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Джамбудвипу окружает океан Лаванода, в к-ром имеются 4 цепи островов, называемые Антарадвипа, а также острова, принадлежащие лунам, солнцам и божеству Лаваноды - Суштхите. Далее идет континент Дхатакикханда. На севере и юге горные цепи делят его пополам, и каждая половина повторяет строение Джамбудвипы. В середине каждой половины есть своя Махавидеха со своей горой Мандара (Меру), копией центральной Мандары, но меньших размеров. Далее следуют многочисл.

Океаны и континенты, в осн. Копирующие друг друга. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоев. Эти слои частично или все делятся на сев. И юж. Половины, представляющие собой самостоят, небесные царства. Каждый слой разделяется также на неравное число подслоев, так что в сумме образуется 62 (или 63 у дигамбаров) самостоят, небесных уровня. В каждом из них имеется опред. Число разнообразных по форме жилищ-дворцов - вимана, к-рые располагаются так, что в центре находится круглая индрака-вимана (дворец владыки), а остальные расходятся от него лучами ориентированно по сторонам света и называются "рядовые" или же заполняют пространство между ними - т.

Наз. "рассыпанные" виманы. Высшая центральная вимана, расположенная в вершине конуса верхнего мира, соответствует по размерам и форме Джамбудвипе. Над ней находится Ишатпрагбхара, имеющий форму раскрытого зонтика, увенчивающего мир. Еще выше мир кончается, и в последней его части пребывают сиддхи.О. Волкова.

Значения в других словарях
Конарак

Селение в 70 км от Бхубанешвара, известное храмом Солнца (Сурьи). Построено в XIII в. Царем Нарасимхой Дэвой I, правителем Калинги. В основе архитектурного плана лежит идея мифич. Колесницы бога солнца, запряженной семью конями. Сурья изображен похожим на Вишну. Все детали храма подчинены этому замыслу и образуют единый комплекс. Храм разрушен. Почти полностью сохранились джагамохан - приемный зал, зал ритуальных танцев, части нек-рых скульптурных композиций, а также ряд вспомогат. Храмовых соор..

Корова

Объект почитания в индуизме, животное, получившее статус священного в послеведич. Период. Считается, что Брахма создал К. В один день с брахманом. Одно из небес бога Вишну названо "мир коровы" - голока. Ритуальный статус К. Подчеркивается строгим запретом на употребление говядины. Убийство К. Является одним из тягчайших грехов для индуистов всех сект и каст. Существуют легенды о К., исполняющей все желания, к-рая появилась при пахтании Молочного океана. Ее называют именами Саурабхи, Камадхену, Н..

Космология

В развитых мифологич. Системах комплекс религ.-филос. Представлений о мироустройстве (космография), происхождении вселенной (космогония) и гибели мира в результате вселенской катастрофы (эсхатология). Антропоморфная модель мироздания, акцентирующая внимание на изоморфности микро и макрокосма (человека и вселенной), и зооморфные (териоморфные) образы мира (змей, слон, поддерживающие землю) соуживаются в древности с растительными (мировое дерево, иногда перевернутое) и комбинированными (божество н..

Коттравей

(Убийственная) - богиня войны, победы, охоты у древних тамилов, воплощение разрушительного аспекта сексуальной женской энергии. Культ сопровождался оргиастическими плясками, кровавыми жертвоприношениями. К. Легко сливается с образом богини Махишасурамардини, убивающей своего супруга, демона-буйвола. В тамильской поэме "Силаппадигарам" ("Повесть о браслете", V-VI вв.) К. Описана в виде стоящей на голове быка женщины, покрытой шкурами слона и тигра, с мечом в руках, со змеями и полумесяцем в волос..

Дополнительный поиск Космография Джайнов Космография Джайнов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Космография Джайнов" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Космография Джайнов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 19 символа