"Махабхарата"

434

("Великое (сказание о битве) потомков Бхараты") - др.-инд. Эпическая поэма на санскрите, насчитывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. Двустиший (шлок), разделенных на 18 различного объема книг. "М. " складывалась в устной традиции и сохраняет многие характерные черты устно-эпического стиля. Осн. Сказание повествует о лишении сыновей царя Панду (Пандавов) царства их двоюродными братьями Кауравами, о жизни Пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Курукшетре. В этот сюжет оказались включенными по принципу "обрамленного повествования" многочисл. Мифы и легенды. Зародившись в кшатрийской (воинской) среде на сев. Долины Ганга, "М. " стала затем общеиндийской эпопеей и перешла в ведение брахманов, подвергших ее религ.-дидактической переработке, при к-рой в состав "М.

" вошли религ.-философские (напр., "Бхагавадгита") и др. Дидактич. Тексты, концентрирующиеся гл. Обр. В огромных по объему XII и XIII книгах. Поэтому в индийской традиции "М. " рассматривается не только как эпос (итихаса), но и как законоучительный трактат (дхарма-шастра). Становление "М. " продолжалось много веков. От начала I тыс. До н. Э., когда предположительно началось сложение сказаний на ее основной сюжет, до перв. Пол. I тыс. Н. Э., когда поэма обрела вид, близкий к современному. Типологически "М. " представляет собой классич. Эпопею, частично трансформировавшуюся в эпопею ре лиг.-дидактическую, но при этом в ней удерживается ряд элементов содержания и формы, присущих эпосу на стадии архаики. Мифология "М." , как и все ее содержание в целом, многослойна.

В повествованиях раннего слоя отражена архаич. Мифология индоариев, в типологическом отношении более древняя, чем ведийская, и существовавшая параллельно с ней. Центральным здесь является миф о борьбе Индры с драконом Вритрой, дэвов с асурами. Борьба Пандавов с Кауравами, в к-рых воплотились на земле соответственно дэвы и асуры, осознавалась как земное продолжение извечной космич. Битвы. На стадии классической эпопеи мировоззрение "М." окрашивается пессимизмом, основной интерес переносится с мифа о первотворении-асуроборстве на другой аспект циклич. Космогонии - эсхатологический, отсюда возрастание роли таких божеств, как Яма. Губящий мир при светопреставлении, Кала - бог разрушительного времени, Рудра-Шива и т.

Д. Характерна для этoго слоя и мифологема безличной, слепой судьбы (дайва). Поздний эпос засвидетельствовал зарождение и развитие религии индуизма. Если в раннем слое "М. " пара героев -Лрджуна и его возничий Кришна - воспроизводила на эпич. Уровне мифологический союз асуроборца Индры и Вишну как его помощника, то с превращением в индуизме Вишну в верховного бога растет и роль эпич. Кришны. Теперь он, как аватара Вишну, неизмеримо превосходит Арджуну и в кульминационный момент сюжета обращается к нему с духовным наставлением (см. БХАГАВАДГИТА). В позднем приложении к "М." , ее XIX книге "Харивамше" ("Родословие Хари") содержатся уже все гл. Индуистские легенды о детстве и юности Кришны, неизвестные основной части эпопеи.

Появляются в "М. " и тексты, представляющие мифологию другого великого бога индуизма - Шивы, а также индуистских божеств субстратного (неарийского) происхождения. Сканды, Кали-Дурги. В дидактич. Главах, посвященных гл. Обр. Проповеди нравственного закона - дхармы, предпринимаются попытки интерпретировать действие эпич. Безличной судьбы как частный случай проявления индуистской кармы или как промысл верховного божества. "М." , ставшая для индуистов священной книгой, не без основания рассматривается иногда учеными как своего рода "энциклопедия индуизма". Существует громадное число литературных произведений на сюжеты из "М." как на санскрите, так и на региональных языках.Я. Васильков.

Значения в других словарях
Лотос

См. ПАДМА.. ..

"Ману-смрити"

Наиб, авторитетная дхарма-шастра, то же, что "Манава-дхарма-шастра" или "Ману-самхита", т. Наз. "Законы Ману". Состоит из 12 глав общим объемом около 2700 двустиший-шлок. Главы II-VI, посвященные дхарме брахмана, по содержанию соответствуют дхарма-сутрам. В главах VII-IX говорится об образе жизни царя-кшатрия, включая изложение не только вопросов войны и политики, но также судопроизводства и наложения наказания. Архаичные правила дхарма-сутр здесь существенно расширены за счет использования лит-..

"Миманса-сутра"

Осн. Текст школы миманса, приписан авторству Джаймини (ок. IV-III вв. До н. Э.). В 12 разделах систематизировано учение о ведийском ритуале и обрядах, о дхарме ариев. Философия в "М.-с." содержится лишь в зачатке.А. Парибок. ..

"Миссия Рамакришны"

Религиозно-общественная орг-ция, создана в 1897 Свами Вивеканандой. Штаб-квартира в Белуре под Калькуттой (см. БЕЛУР-МАТХ). В соответствии со взглядами своего основателя, опирается на монашеский корпус нового типа, т. Е. Монахов, активно работающих в миру. При оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий, а также в сфере социального обеспечения среди обитателей трущоб, неприкасаемых, слепых от рождения и т. П., в сфере образования, в сфере медицинского обеспечения. М. Р. Ведет также большу..

Дополнительный поиск "Махабхарата" "Махабхарата"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Махабхарата"" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Махабхарата", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 13 символа