Миманса
1) Пурва-миманса (прежнее, раннее исследование) - одна из ортодоксальных даршан. Изначальное предметное поле ее - исследование и обоснование ритуала, основанного на ведической традиции. Первый текст школы - "Миманс а-сутра" Джаймини. Комментарий ("бхашья") Шабары (ок. III в. До н. Э.) впервые вводит элементы философствования о понятии восприятия, о познании и пр. Виднейшие теоретики школы - Кумарила Бхатта (VII-VIII вв.), автор "пространного комментария в стихах" ("Шлокаварттика"), и Прабхакара, его современник, написавший т. Н. "Взращивающий" ("Брихати") комментарий. Дальнейшее развитие школы менее значительно. После XV в. Она перестает порождать новые идеи и воспроизводится лишь как область традиц. Знания, важного для ортодоксии.
В осн. Школа принимает философские взгляды ньяи и вайшешики, т. Е. Реализм и дискретизм, и может описываться в терминах отклонений от ньяи. Так, М. Признает добавочную субстанцию (помимо 9 в ньяя-вайшешике) - темноту, носитель качеств цвета и движения. В исчислении простых актов познания (прамана) последователи Кумарилы добавляют к четверке праман ньяи еще:а) подразумевание. Если говорится. "Игнатюк - не мужчина", то тем самым понятно, что это женщина, т. Е. Носитель фамилии может быть одного или другого пола, и один из полов исключен. Акт этого понимания и соответствующий источник правильного знания есть подразумевание;б) отсутствие. "Н а этой странице нет арабских букв". Раз их нет, они не познаются ни одним из источников познания чего-то существующего, а отсутствие действия любого иного акта познания есть, исходя из системности, другой акт познания - отсутствие, познающий нек-рое отсутствие как объект.Прабхакара не признает самостоятельность этого акта познания.
В сфере теории знания, и в т. Ч. Ошибочного знания, главным достижением М. Является теория "самодостоверности". Всякий акт познания достоверен сам из себя и истинен, он для своего подтверждения не нуждается ни в чем стороннем - напр., в другом акте познания или в практич. Деятельности. Ошибочное знание толкуется при этом как чисто отрицательное - нек-рая нехватка, недознание, а не положительное заблуждение. Для обоснования безусловного авторитета Вед М. Приняла теорию вечного звука, к-рый лишь проявляется в произнесении, - а не появляется. Не признаются ни бог-творец, ни множество ведических богов как реальные существа. Призыв к ним есть лишь ритуально-эффективное действие без объекта. Освобождением от сансары М., единственная из ортодоксальных школ, не интересуется, ставя жизненной целью лишь достижение посюстороннего преуспеяния и рождения на небесах.
Весьма содержательна полемика двух школ М. И их обеих с грамматистами в сфере философской семантики. По Прабхакаре, слово в пределах предложения обладает лишь условно вторичным смыслом, выводимым из первично постигаемого смысла предложения. Согласно же Кумариле (и найяйикам), смысл предложения слагается из предварительно постигаемых значений его составляющих. 2) Уттара-миманса - "последующая миманса" - одно из названий веданты. Обосновано тем, что если пурва-миманса исследует ведические гимны и ритуалы как первую часть священного наследия, то веданта - завершающую его часть, упанишады.А. Паривок.
Дополнительный поиск Миманса
На нашем сайте Вы найдете значение "Миманса" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Миманса, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа