Ньяя

306

1) Способ, подход, метод.2) Формализованная аргументация, сопоставимая с европейской силлогистикой.3) Одна из ортодоксальных даршан.В истории ее различаются 2 осн. Этапа - древняя Н. И навъя-ньяя. Исходный текст древней школы - "Ньяя-сутра" Акшапады Готамы. Предшествующий ему этап прямо не известен, частично восстанавливается по перечням методических и диалектических приемов в медицинских и политических трактатах, эпизодах "Махабхараты" и пр. "Ньяя-сутра" прокомментирована Пакшиласвамином, он же Ватсьяяна (400 г. Н. Э.), этот комментарий вместе с осн. Текстом пространно разъяснены с введением богатого нового содержания Уддьотакарой (VII в. Н. Э.). Далее хронологически следуют еще 4 уровня комментариев к осн. Тексту и всем предшествующим комментариям.

Они отделены друг от друга примерно двумя столетиями. Их общий объем достигает нескольких тысяч страниц против 20 страниц исходного текста. Н. Развивалась, начиная с уровня второго комментария, преимущественно в спорах с буддийской философией, ранее и в меньшей мере - также с мимансой и санкхъей. В области онтологии, изначально находившейся на периферии интересов школы, Н. Принимает в основном точку зрения вайшешики, поделив с нею сферы. Н. Интересуется прежде всего не теорией сущего, а методологией мышления, разумного действования и совместного осуществления мышления и сообщения его результатов, т. Е. Диспутом. Впоследствии методология развивалась в логику, а полемика с буддистами приводила к все более последовательному принятию реалистической т.

Зр., подобной воззрениям ср.-век. Реалистов-платоников в Европе. В Н. Признаются 4 типа простых актов познания нового. Восприятие, основывающийся на нем вывод, уподобление ( = установление связи слова, сообщенного и определенного ранее кем-то знающим, с впервые увиденным предметом, к-рый этим словом обозначается) и словесное свидетельство (принятие к сведению правдивого высказывания, в т. Ч. Предписаний духовной традиции и откровения). Инструменты осуществления этих актов называются "прамана" (мерило). В сфере сообщения словами актов познания, т. Е. Убеждения или объяснения, этим познавательным актам и всем им как целому соответствуют части канонического выражения аргументации ("ньяя" в исходном специальном значении):1) словесному свидетельству-заверению соответствует тезис.

"на той горе огонь";2) выводу - основание (или обоснование). "потому что там дым";3) восприятию - пример, т. Е. Очевидное адресату. "где дым, там и огонь, как (это ведь и тебе известно) в очаге";4) уподоблению - подведение. "и здесь такой же случай";5) подытоживание - синтез всех моментов. "стало быть, это так и есть".Впоследствии эта форма аргументации была переинтерпретирована как силлогизм, при этом 2) составило аналог меньшей, а 3) - большей посылки, по первой фигуре, в аристотелевских терминах. Акты познания суть мгновенные, преходящие свойства самости (Атмана). Т. Обр. (в противоположность санккье), не признается длительно существующий специальный орган познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.

Первичная цель Н. - устранение ложного знания, благодаря чему затем последовательно устраняются изъяны, деятельность, следующие рождения и, наконец, страдания и достигается избавление от сансары. Это близко напоминает буддизм и, наверное, является заимствованием из него при изменении терминологии, как часто в Н. Спор с буддистами приводил к взаимному техническому совершенствованию в сходном направлении и одновременно к поляризации метафизич. Основоположений, что завело Н. В нек-рые крайности реализма. Так, самостоятельной реальностью считают после Уддьотакары общее и также отсутствие, к-рое тоже воспринимается, т. Е. Знание того, что "на этой странице нет иероглифов" есть, по ньяе, не вывод, а восприятие. Несмотря на причуды крайнего реализма, Н.

Породила весьма ценные результаты в логике и отличается строгой последовательностью. В послебуддийский период все больше сближается с вайшешикой, образуя синкретическую школу. В системе традиционного образования Н. Является одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой, и без ее освоения понимать индийские философские тексты невозможно.А. Парибок.

Значения в других словарях
Ньяя

(санскр., буквально— правило, канон, логика вообще) одна из шести ортодоксальных (т. Е. Признающих авторитет вед (См. Веды)) систем индийской философии. Различают «первоначальную» Н., исходным текстом которой была «Ньяя-сутра» Гаутамы (2 в. До н. Э. Или 2 в. Н. Э.), а наиболее важными комментариями к ней — «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4—5 вв.), «Ньяя-варттика» Удьотакары (7 в.), «Ньяя-варттика-татпарьятика» Вачаспати Мишры (9 в.), «Ньяя-манджари» Джаянты Бхатты (10 в.) и «Киранавали» Удаянты (10 в.)..

Ньяя

НЬЯЯ (санскр.) - одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой. Важнейший комментарий к его "ньяя-сутре" - "ньяя-бхашья" Ватсьяяны (4-5 вв.). Основной текст "новой ньяя" (12 в.) - сочинение Гангеши Упадхьяи "Таттва-Чинтамани". В центре ньяя - проблемы теории познания и логики. Разработала пятичленную форму логического вывода. Реализм ньяя привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением вайшешики. Выступала против скептицизма буддис..

Ньяя

НЬЯЯ (санскрит>), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет> вед) систем индийской философии. Основана Готамой. Важнейший комментарий> к его "ньяя-сутре" - "ньяя-бхашья" Ватсьяяны (4 - 5 вв.). Основные тексты "новой ньяя" (12 в.) - сочинение Гангеши Упадхьяи "Таттва-Чинтамани".. ..

Ньяя

(санскр. Nyâya = правило, основание, метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) индийской философии, по преданию — основанная мудрецом Готамой. Н. Принадлежит к тем четырем (из шести) школам, которые, хотя и принимаются правоверными индусами, но с известными ограничениями. Н. Считается обыкновенно логической системой, своего рода индийской теорией логики и гносеологии. Но лишь ее метод имеет строго логический характер, а цели ее — чисто диале..

Ньяя

— одна из шести ортодоксальных, принимающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Готамой. В центре — проблемы теории познания и логики. Выступала против скептицизма буддийской теории познания.. ..

Ньягродха

Баньян, один из индийских видов смоковницы (ботаническое определение. Ficus indica или Ficus bengalensis). Название этимологически раскрывается как "растущая вниз". Н. Действительно выбрасывает вниз отростки ("воздушные корни"), к-рые, укоренившись, дают жизнь новым мощным стволам. Дерево может превратиться, т. Обр., в целую рощу под единой кроной, иногда достигающей в окружности 500 метров и более. Наряду с другими видами смоковницы (ашваттхой, удумбарой и плакшей) Н. Издревле принадлежит к чис..

Ньяса

Ритуал посвящения адептом тела или его частей божеству или нескольким божествам-покровителям. Тем самым, по индуистским воззрениям, устанавливается связь адепта с божеством и обеспечивается магич. Защита его от болезней, несчастий и разных бед. Ритуал основан на магич. Тождестве частей тела и атрибутов почитаемого божества. Во время его совершения определенные мандалы, соотносящиеся с осн. Элементами мира и атрибутами богов, мысленно размещаются на частях тела. Руках, ногах, голове, сердце и т. ..

"Общество Божественной Жизни"

(англ. Divine Life Society) - религиозноблаготворительная орг-ция. Создана в 1936 южноинд. Философом и врачом, принявшим монашеское имя Свами Шивананда. Штаб-квартира - в Шивананданагаре в 3 км от Ришикеша (штат УттарПрадеш). Отделения в Индии и во мн. Странах мира. Доступ в члены ОБЖ открыт для последователей любой религии. Осн. Цели и задачи ОБЖ следующие. Распространение духовных знаний. Образовательная деятельность. Социальная помощь. Медицинская помощь. На ежегодных конференциях в штатах ил..

Обряды Жизненного Цикла В Сикхизме

Наречени е имен и проводится, когда ребенку всего несколько дней. Гл. Момент обряда состоит в том, что свящ. Книга "Ади Грантх" раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Строгих предписаний насчет выбора имен нет. Используются индуистские, даже мусульманские и европ. Имена, хотя есть и излюбленные - имена гуру и др. Великих людей. Добавление к имени "Сингх" или "Каур" сикхи получают с момента п..

Ньяя

Ньяя (санскр. Правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе. ..

Ньяя

(Санскр.) Одна из шести Даршан или школ Философии в Индии. Система индусской логики, основанная Риши Готамою.. ..

Дополнительный поиск Ньяя Ньяя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ньяя" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ньяя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 4 символа