Радхакришнан Сарвепалли

181

(1908-1975) - выдающийся инд. Мыслитель, ученый, видный государствен, и общественный деятель. Получил филос. Образование, защитил диссертацию по теме "Этика веданты". В 1949-1952 Р. Был послом Индии в СССР. В 1957 избран председателем Раджья сабха (верхняя палата инд. Парламента) и вице-президентом страны. В 1962-1967 Р. - президент Индии. Р. - автор большого числа книг по философии, религии и культуре, а также комментированных переводов классической инд. Религ. Лит-ры. Наибольшей известностью пользуются. "Индийская философия" (т. 1, 1923. Т. 2, 1927), "Индуистское мировоззрение" (1932), "Идеалистическое мировоззрение" (1932), "Восточные религии и западная мысль" (1939). Филос. Воззрения Р. Находятся в русле неоведантизма. Наиболее выдающимся мыслителем он считал Шанкару, а самой совершенной филос.

Системой - адвайта-веданту, квалифицируемую им как "абсолютный идеализм". Конечной реальностью Р. Полагал безличный Брахман, но вместе с тем не отрицал и идеи личного бога как "космического божества", "мирового гения", выражающей человечески-ограниченное представление о трансцендентной реальности. Как и др. Неоведантисты, Р. Отказался от классич. Адвайтистской доктрины об иллюзорности мира, толкуя майю как обусловленность, преходящность эмпирического бытия в отличие от необусловленности и вечности надкосмической духовной реальности. Своеобразным аспектом в интерпретации майи Р. - понимание ее как вечной тайны бытия, побуждающей человека к духовному поиску. Познание конечной истины, по Р., происходит через мистич.

Озарение, к-рое он называл "интегральным опытом". Вместе с тем, в отличие от классич. Веданты, он высоко ценил и рациональное знание, в части, философию, видя в единении последней и религии залог духовного прогресса человечества. По его мнению, историч. Религии с помощью философии должны освободиться от догматизма, фанатизма и устаревших положений и трансформироваться в "универсальную веру" мистич. Богопостижения. Каждая из религий сможет привнести в "универсальную веру" то ценное, что было ею выработано. Во мн. Трудах Р. Обращается к одной из осн. Проблем неоведантизма - взаимоотношениям и диалогу инд. И европ. Духовной культуры. Признавая достижения последней, Р., однако, считал, что инд. Мудрость достигла больших высот и должна быть осмыслена и усвоена всем человечеством.

Восхваляя индуизм как гибкую и терпимую систему взглядов, способную к ассимиляции лучшего из др. Религий, Р. Критически относился ко мн. Его установлениям (кастовой системе, засилью обрядности), полагая их исторически отжившими и мешающими духовному расцвету нации. В контексте обвинений в отсутствии четких этич. Принципов, традиционно выдвигающихся против индуизма зап. Критиками, Р. Мн. Внимания уделял доказательствам обратного, утверждая, в части., что идеи дхармы как единства релит, совершенствования и нравственности имеет в индуизме абсолютный характер, хотя реально-историч. Содержание принципов нравственного поведения может меняться и, соответственно, - относительно. Идеи Р., ставшего уже при жизни классиком инд.

Философии, оказывают большое влияние на мн. Совр. Религ. И светских мыслителей этой страны. Знакомство с его творчеством, как правило, включается в программы инд. Вузов гуманитарного профиля.А. Ткачева.

Значения в других словарях
Радхакришнан Сарвепалли

Радхакришнан Сарвепалли (р. 5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне штат Андхра-Прадеш, ≈ 17.4.1975, Мадрас), индийский государственный и политический деятель, учёный-философ. Образование получил в Мадрасском университете. В 1918≈21 профессор философии в Майсурском университете, в 1921≈31 возглавлял кафедру философии Калькуттского университета, в 1931≈36 вице-канцлер университета Андхра, в 1939≈48 вице-канцлер Бенаресского университета, в 1953≈62 канцлер Делийского университета. В 19..

Радхакришнан Сарвепалли

(1888-1975) - инд. Философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из самых значительных представителей неоиндуизма 20 в. Род. В образованной брахманской семье в г. Тиррутани (шт. Андхра-Прадеш), получил и традиционно инд. И европейское образование. В 1918-1921 - проф. Философии в ун-те Майсура, в 1921-1931 - в ун-те Калькутты, в 1931 -1936 -вице- президент Андхрского ун-та, в 1938-1948 - Бенаресского индуистского ун-та. В 1946-1952 - глава инд. Представительства в ЮНЕСКО, в 1949-..

Радха (Радхика)

1) Возлю бленная Кришны-Гопала, герои ня мифич. Сказаний о его жизни среди пастухов во Вриндаваие Иногда рассматривается как воплощение Лакшми. В ранней инд. Поэзии (антология Халъ "Гахасаттасаи"), в пуранах (в т ч. В "Вишну-пуране" и "Бхагавата-пуране") это имя встречается редко, и обозначаемый им образ пастушки расплывчат и не выделяется среди других гопи В тамильской поэзии ("Повеет i о браслете", гимны альваров1 подругой Кришны-Мялл явля ется Наппиней, его двоюродная сестра. В санскр. Антоло..

Радхаваллабха

(возлюбленные Радхи) - название кришнаитской секты, основанной в Брадже проповедником и поэтом Хариваншем (Хит Хариванш Госвами, 1502-1552). Идеология секты состояла в обожествлении Радхи, в толковании Кришны как подчиненного ей возлюбленного и в воспевании их любовного единения.А. Дубянский. ..

Ракша

(букв, защита, охрана)1) Амулет, талисман, обычно в виде браслета той или иной формы (иногда просто заговоренная нить, повязанная вокруг запястья), долженствующий защищать человека от несчастья. Важное и распространенное магич. Средство в культовом обиходе индуистов. В нек-рых обрядах повязывание Р. Используется как средство, символизирующее мистич. Связь между людьми и дарующее особую магич. Защиту (напр., брату от сестры в известном ритуале "ракша-бандхан", или повязывание Р.). Лучшим моментом..

Ракшасы

Один из трех осн. Классов демонов (см. АСУРА 1 и ПИШАЧИ). Упоминаются уже в "Ригведе" как обитатели лесов, нападающие на ариев, и впоследствии изображаются как демонич. Враги брахманистской религии, осквернители обрядов, особенно преследующие брахманов, людоеды, бродящие по ночам, колдуны и оборотни, принимающие любой облик, способные вселяться в людей и лишать их рассудка. В др.-инд. Лит-ре в образах Р. Отразились черты аборигенов, с племенами к-рых арии вели борьбу во время продвижения на вост..

Дополнительный поиск Радхакришнан Сарвепалли Радхакришнан Сарвепалли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Радхакришнан Сарвепалли" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радхакришнан Сарвепалли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 23 символа