Раса
(букв. Сок, вкус) - древнее театральное понятие, составившее основу ср.-век. Литературных теорий и через эстетич. Учение Абхинавагупты (X-XI вв.) усвоенное теологией кришнаитского бхакти. В эстетике Абхинавагупты Р. Понималась как особое переживание, к-рое формируется в процессе восприятия произведения искусства и является результатом приобщения воспринимающего к миру произведения, и прежде всего к чувствам действующих в нем героев. Целиком принадлежа эстетич. Сфере, Р., по Абхинавагупте, тем не менее соотносима с обычным (жизненным) чувством, поскольку последнее, с одной стороны, составляет предмет художеств. Изображения, а с другой - включено в эмоциональный опыт воспринимающего и т. Обр. Участвует в формировании эстетич.
Переживания. Это дает основание для разделения Р. На виды. Следуя более ранним классификациям, Абхинавагупта различает 9 Р., выступающих в кач-ве эстетических соответствий 9 основных чувств (бхава) - любви, веселья, скорби, отваги, гнева, страха, отвращения, удивления и покоя. В трудах ученика Чайтаньи Рупы Госвамина (XVI в.) и его последователей учение Абхинавагупты преобразуется в теорию религиозного переживания. Согласно Рупе, Р., или бхакти-Р., есть чувство, рождающееся у верующего по мере его вживания в события кришнаитского мифа и в чувства окружающих Кришну персонажей. Подчеркиваемая т. Обр. Аналогия между религиозной и эстетич. Ситуацией отчетливо выявляет характерное для кришнаитов восприятие мифа как реальности не только религиозной, но также жизненной и художественной.
Соответственно и Р. В толковании Рупы предстает переживанием одновременно религиозным, эстетическим и жизненным. Рупа сохраняет классификацию рас, однако вносит в нее ряд изменений. Во-первых, к традиционным 9 расам добавляются еще 3. Во-вторых, из 12 рас 5 выделяются в кач-ве главных. Сладостная (соответствующая любви пастушек к Кришне), родительская (соответствующая любви к Кришне Яшоды и Нанды), дружеская (соотносимая с чувством друзей Кришны), восторженная (аналог рабской привязанности, к-рую испытывают к Кришне не столь близко стоящие к нему персонажи) и спокойная, связанная с переживанием Кришны как Абсолюта. Хотя Кришна - гл. Герой мифа, в глазах бхактов он является не столько носителем, сколько объектом чувства.
Поэтому все без исключения Р. Соотносятся с эмоциями его окружения. Поскольку же все, кто окружают Кришну в мифе, исполнены любви к нему, Р. Сущностно есть всегда переживание любви, лишь варьируемое, с одной стороны, естественными модификациями этого чувства, а с другой - его сочетанием с иными, ситуационно обусловленными эмоциями (напр., страхом за Кришну, гневом на его противников и т. Д.). Классификация Р. Имела не только теоретич. Значение, но рассматривалась и как своего рода инструкция для верующих. Считалось, что каждый бхакт должен выбрать из пяти гл. Видов бхакти-Р. Тот, к-рый ближе его эмоциональному складу, и, сосредоточившись на соответствующем переживании, культивировать его вплоть до экстатич. Слияния с мифической реальностью.Ю.
Алиханова.
Дополнительный поиск Раса
На нашем сайте Вы найдете значение "Раса" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Раса, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 4 символа