Растений Культ

203

Один из древнейших в традиц. Культуре народов Индии, связан с почитанием деревьев, лиан, трав в кач-ве священных. Идеологич. Основы Р. К. Исторически разновременны и разнообразны. Здесь присутствуют символика мирового дерева, идеи вегетации в общем смысле, плодородия, анимистич. И тотемистич. Представления, знания о лекарственных и асептич. Свойствах растений и т. Д. Среди наиб, известных объектов Р. К. - мифическое древо Индры Париджата, почти мифическое растение сома, из к-рого в древности изготовляли дурманящий напиток, использовавшийся в ритуально-магич. Целях. А также реальные растения - деревья ашваттха, оно же пипал (Ficus religiosa), ашока (Jonesia Asoka Roxburgh), ват-баньян (Ficus indica), кадамба (Nauclea cadamba).

Травы дурва (Cynodon dactilum), дурга (Agrostis linearis), куша (Роа Cynosuroides), кустарник myласи и др. Кроме объектов священных в растительном мире индуистами традиц. Выделяются объекты "чистые" и "нечистые" (в магич. Смысле), что, в части., имеет значение при выборе подношений богам. К разряду чистых обычно относятся те, у к-рых гладкие, мягкие, сладкие плоды, с приятным ароматом. Различаются также растения "нагревающие" и "охлаждающие". К последним, напр., относятся белый жасмин, лимон, маргоза или ним (Azadirachta Indica). Их цветы, листья или плоды используются в ритуалах как очистительные, успокоительные, защитные средства. В ритуалах используются сами объекты Р. К., их части, а также символич. Изображения.

Священные растения старательно оберегаются. Нельзя наносить им вред, ломать, даже иногда дотрагиваться. В символич. Системах священные растения нередко увязываются с конкретными божествами. Так, ашваттха может символизировать трех главных богов индуизма - Брахму, Вишну и Шиву. Туласи - Вишну. Баньян ассоциируется с Савитри. "Свои" растения имеются у планетарных божеств. У нек-рых народов нек-рые растения или их части считаются тотемами. Р. К. Нередко совмещается с поклонением др. Природным объектам. См. Также ДЕРЕВЬЕВ КУЛЬТ, РУДРАКША, ТУЛАСИ (ТУЛСИ).Н. Краснодембская.

Значения в других словарях
Раса

(букв. Сок, вкус) - древнее театральное понятие, составившее основу ср.-век. Литературных теорий и через эстетич. Учение Абхинавагупты (X-XI вв.) усвоенное теологией кришнаитского бхакти. В эстетике Абхинавагупты Р. Понималась как особое переживание, к-рое формируется в процессе восприятия произведения искусства и является результатом приобщения воспринимающего к миру произведения, и прежде всего к чувствам действующих в нем героев. Целиком принадлежа эстетич. Сфере, Р., по Абхинавагупте, тем не..

Раслила

См. КРИШНАЛИЛА.. ..

Рати

Супруга Камы. Когда Шива испепелил Каму, Р. Обратилась к Парвати с мольбой о заступничестве за мужа перед Шивой, и Шива вернул Каме телесный облик.А. Дубянский. ..

Ратха

1) Колесница, на к-рой "едут" боги во время специального храмового праздника ратха-ятра ("путешествие на колеснице"). Ярко украшенную Р., на к-рую водружены изображения богов (как правило, скульптурные), тянут за канаты многочисленные адепты. Путешествие сопровождается барабанным боем, песнопениями, танцевальными представлениями. Осн. Детали Р. - платформа гарба-гриха и башня (вимана) - повторяют форму одного из типов индусского храма. С др. Стороны, сам храм воспроизводит облик мифич. Летающей ..

Дополнительный поиск Растений Культ Растений Культ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Растений Культ" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Растений Культ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 14 символа