Санкхья

214

(размышление, исчисление) - одна из ортодоксальных даршан, весьма популярная в древности. Основатель - легендарный Катила (до VI в. До н. Э.). Произведения ранних авторов Панчашикхи, Варшаганы и др. Утрачены, отчасти известны из медицинских трактатов, "Махабхараты" и др. Текстов. Самое раннее из дошедших сочинений - "С.-карика" Ишваракришны (III в. Н. Э.). Важный ее комментарий подготовлен Вачаспати. "С.-правачана-сутра" псевдо-Капилы относится к XIV в. Труд Виджнянабхикшу (XVI в.) притягивает С. К теистической веданте. Классическая С. - система онтологического дуализма. Есть два вечных начала. Единая и вечно изменчивая материя-природа (пракрити) и множество вечно неизменных индивидуальных духов (пуруш). Последствие уже скрытым образом содержится в причине (теория саткарьявада), развитие есть проявление потенциального.

Основа всего мира - непроявленная (бесструктурная) пракрити. Она разворачивается в ряд типов сущего (таттв), что происходит при нарушении равновесия трех ее сил - гун. Ясности, активности, инертности, в нач. Каждого мирового периода (признается цикличность существования мира). Первая таттва - великий (махат), его аналог в индивидууме - интеллект. Затем - ахамкара - чувство индивидуальности. Далее при господстве гуны ясностъ-саттва из ахамкары порождается рассудок (манас), по пять индрий (органов) познания и действия. Параллельно этому при преобладании гуны инертности-гаалшся образуются "пять зародышей" элементов-стихий (зримого, слышимого и др.). Из них далее возникают физические элементы, составляющие тела живых существ и неодушевленные вещи.

Итого насчитывается 25 типов сущего вместе с пракрити и Пурушей. Пуруша, т. Е. Дух, понимается как бездействующий зритель материальных, в т. Ч. Психических, процессов, понимаемых как преобразования гун. В мирском индивидууме наличествует смешение, неразличение интеллекта и духа. Духовной целью является осознание действительной несвязанности их, порождение в сознании их различения. Это возможно с помощью чистого умозрения, а также йоги. Типов правильного познания три. Восприятие, вывод и авторитет. Виды активности сознания делятся на познание (вновь, впервые, правильное и неправильное), память, сон и оперирование словами. В неклассич. Вариантах С. Вводится 26-я таттва - господь бог, что явно излишне для самой системы. С. Является теоретич.

Фундаментом йоги Патанджали. В истории философии большое значение сыграли ее споры с представителями школы ньяя и буддистами по проблеме причинности. После XVI в. Традиция С. Прекращается, последователей ее нет.А. Парибок.

Значения в других словарях
Санкхья

(санскр., буквально — число, перечисление, расчёт) одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед (См. Веды). Вместе с тем С. Основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом она объединяется с ньяей (См. Ньяя), вайшешикой (См. Вайшешика) и йогой (См. Йога) и противостоит веданте (См. Веданта) и мимансе (См. Миманса). Основателем С. По традиции считается Капила (7 в. До н. Э.). Сочинения его и его учени..

Санкхья

САНКХЬЯ (санскр.) - одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (ок. 7 в. До н. Э.). Время расцвета (т. Н. Классическая санкхья) с 3-4 до 8-9 вв. В основе дуалистической концепции санкхьи - противопоставление двух вечных начал. Пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Цел..

Санкхья

САНКХЬЯ (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет> вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. До нашей эры). Время> расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 - 4 до 8 - 9 вв. В основе дуалистической концепции санкхьи - противопоставление двух вечных начал. Пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначально бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и мате..

Санкхья

(санскр. Sânkhya = относящийся к числу, численный, "перечисляющий", затем перечисление, исследование, различение, размышление) — древнейшая и главнейшая из шести философских школ Древней Индии, более близкая к школе Иога (см.). Время и место ее возникновения (в Сев. Индии) еще не поддаются определению. Можно только утверждать, что школа С. Существовала еще в добуддийскую эпоху, как это доказывает ряд общих черт у буддизма и С., подтверждающий туземное предание о происхождении буддизма из основны..

Санкхья

— одна из ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Учение изложено в Санкхья-сутре. Считает, что мир имеет 2 первоначала. Первоматерию (пракрити), которой присущи три качества. Сэттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас (активность), и духовное начало — пуруша (сознание). Взаимодействие пракрити и пуруши является началом развития Вселенной и индивида.. ..

Санкхья

Одна из шести классических (ортодоксальных) систем инд. Философии. Санкхья – мистический и пессимистически-дуалистический реализм, исходящий из принципов пракрити (активная материя) и пуруша (дух). Пракрити деятельна, созидательна. Пуруша – покоящееся и созерцающее начало. (активная) первоматерия вырабатывает душу, не способную ни к каким действиям. Душа же, следуя строгому порядку, вновь выделяет из себя мир (в котором незаметны действия какого-либо личного божества) и создает возможность снова..

Санитар

(Побудитель) - бог, в "Ригведе" олицетворяющий животворящую силу солнца, отец солнечной девы Сурьи (см. АШВИНЫ). Молитва С. В "Ригведе" позднее персонифицируется в образе богини Савитри. В Ведах С. Дарует бессмертие богам, долгую жизнь людям, но заметного места в пантеоне не занимает, еще менее значителен его образ в послеведийской мифологии, где он включается в группу Адитья.В. Эрман . ..

Санкаршана

Некогда самостоятельное божество, почитание к-рого вошло в культ Нараяны (в части., почитаемого в виде вепря). Часто под именем Баладэвы он выступает воплощением космического змея, поддерживающего Землю. (Шеши - в "Махабхарате", Ананты - в "Рамаяне" Связь со змеями и, следовательно, с плодородием прослеживается и в его иконографии. С. Изображается со змеиным капюшоном на голове, с тремя заостренными выступами на эмблеме-знамени. В пуранах с ним связываются нек-рые черты религ. Практики тантризма..

Санньясин

Аскет, последняя, четвертая ступень в законе четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма). Проведя 3 стадии жизни, изучив надлежащим образом свящ. Тексты и выполнив предписанные обряды, человеку следовало покинуть лесную обитель и стать бездомным странником. Обзаведясь посохом и сосудом для воды, аскет должен странствовать один, без товарищей, при полном молчании и в небрежении к своей плоти. Отринув все земные притязания, следовало оставаться равнодушным и бесстрастным ко всему окружающему. Следу..

Сансара

Странствование из жизни в жизнь. Мир конечного, превратного, невечного. Все мирское. Представление о С. Развилось после эпохи старших упанишад из учения о "путях предков" (питрияна) и "пути богов" (дэваяна), в период зарождения буддизма и джайнизма. В индуизме С. Понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и разных сферах бытия, от мучительнейших адов до высших областей преходящего рая. Областей С. Насчитывают множество, среди них есть и более, и менее счастливые, чем..

Санкхья

Санкхья (санскр. - число, перечисление, расчет), одна из шести древне-индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. ..

Санкхья

(Санскр.) Философская система, основанная Риши Капилой, системой аналитической метафизики, и одна из шести Даршан или школ философии. Она занимается численными категориями и значением двадцати пяти татв (сил природы различных степеней). Эта «атомистическая» школа, как некоторые называют ее, объясняет природу с помощью взаимодействия двадцати четырех элементов с пурушей (духом), модифицируемого тремя гунами (качествами). Учит вечности прадханы (извечной, однородной материи), или само-преображению..

Дополнительный поиск Санкхья Санкхья

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Санкхья" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Санкхья, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа