Тагоры

187

(Тхакур) - бенгальский аристократии, род, давший Индии рад выдающихся деятелей культуры и мыслителей.Дварканатх Т. (1795-1846) - видный обществ, деятель, поддерживавший Р. Роя в пропаганде просветительских идей, направленных на сближение с европ. Культурой, и в распространении народного образования.Дебендранатх Т. (1817-1905) - его сын, крупный просветитель и теолог, продолживший начатую Р. Роем реформу индуизма.Двиджендролал Т. (1840-1926) - сын Дебендранатха Т., поэт, композитор и философ, внесший вклад в формирование идеологии реформированного индуизма.Рабиндранат (Робиндронатх) Т. (1861-1941)-брат Двиджендролала Т., великий инд. Писатель, поэт, философ и обществ, деятель, чье творчество имело особенное значение для интеграции духовного наследия Индии в мировую культуру в Новое время, в сближении культур и создании философской и эстетич.

Основы для диалога Востока и Запада. В лирике, повествовательных и драматич. Произведениях Р. Т. Нашли художественное выражение идеи и представления, коренящиеся в традиц. Инд. Мировоззрении, но обогащенные в его творчестве глубоким постижением опыта мировой культуры. Образы и сюжеты, восходящие к др.-инд. Лит-ре и мифологии, обретают в них новое звучание, глубоко человечное и жизнеутверждающее. В ранней драме "Возмездие природы" ("Пракритир протишодх") Р. Т. Осуждает аскетизм. В поэтич. Сборниках 90-х гг. XIX в. Находит отражение выработанная им концепция "божества жизни" ("джибон дебота"), восходящая к учению упанишад о единстве человека и природы и к гуманистич. Идеалам ср.-век. Випшуитской поэзии бхакти. Религ.-философскими мотивами отмечен сборник "Дары " (1901).

Образы и идеи традиционной випшуитской поэзии используются и переосмысляются в самой знаменитой книге философской лирики Р. Т. "Жертвенные песни" ("Гитанджали", 1913), получившей всемирное признание. В философском труде "Садхана. Постижение жизни" (1913) Р. Т использует др. Индуистский миф о божественной чете для проповеди любви как высшего начала, в к-ром снимаются противоречие единства и двойственности и все противоречия жизни. В основе философских концепций Р. Т. Лежит идея гармонического примирения противоположностей, в разработке к-рой он использует как традиц. Учения индуизма, так и достижения европ. Философской мысли. Р. Т. Принимает восходящее к упанишадам понятие Брахмана как высшей реальности, "абсолютной истины, безличного Того, в к-ром нет различий того и этого, добра и зла" и единственное качество к-рого - "невыразимое блаженство".

Высшее место в истории инд. Религии принадлежит этому понятию, по Р. Т., благодаря ее "человеческому содержанию", дающему "вечное основание всем идеалам совершенства, находящимся в гармонии с собственной природой человека". Эти идеи Р. Т. Развивает в своих последующих философских трудах, из к-рых следует выделить работы "Религия человека" (1931) и "Человек" (1937). Р. Т. В своей религ.-реформаторской деятельности отходит от позиций ортодоксального индуизма еще дальше, чем его отец. Уже с 900-х гг. Он уходит от активного участия в деятельности "Брахмо самадж". В 1901 Р. Т. Основывает школу в Шантиникетоне, на базе к-рой в 1921 открывается знаменитый нац. Ун-т, один из крупнейших мировых центров изучения духовной культуры народов Востока.В.

Эрман .

Значения в других словарях
"Таттвартхадхигамасутра"

Первое систематич. Изложение джайнской догматики, написанное на санскрите ачарьей Умасвати, вероятно, в I в. Н. Э. Текст "Т.-с" , состоящий из 357 афоризмов, разделен на 10 глав, в связи с чем это произведение также именуют "Дашадхьяя" - "Десятиглавное". Все школы джайнизма признают "Т.-с." авторитетнейшим изложением своего учения, и нет ни одного крупного джайнского мыслителя, не оставившего комментарий на этот текст. Содержание сутры раскрывается уже в ее названии. "таттвартхадхигама" означает..

Тагор (Тхакур), Дебендранатх

(1817-1905) - инд. Общественный деятель, релит, реформатор, сын Дварканатха и отец Рабиндраната Тагора. В 1839 под влиянием идей Р. Роя создал религ.-реформаторское об-во "Таттвабодхини сабха" ("Собрание ищущих Истину"), к-рое в 1842 официально слилось с об-вом Брахмо самадж", основанным Р. Роем и существовавшим до его отъезда в Англию благодаря финансовой поддержке Дварканатха Тагора. Т. Д. Вводит в практику брахмоистов обряд посвящения, присягу, ежедневную утреннюю молитву, что способствует ор..

Тамас

Одна из трех гун санкхьи, проявляющаяся в косности, пассивности, тупости, неведении, тяжести, глупости, отсутствии реакции, темном покое и пр. При эволюции первоматерии господством Т. Обусловлено порождение неодушевленного мира.А. Парибок. ..

Тандава

(от тамильск. "танду" - прыгать, танцевать) - танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Известно 7 (иногда называют 9) разновидностей Т., из к-рых наиб, знаменита ананда-Т. - "танец радости", экстатический танец, символизирующий 5 функций Шивы в их единстве. Создание (мира), его охранение, разрушение, сокрытие (тайны), милосердие. В иконографии ананда-Т. Шива представлен с 4 руками, с поднятой до половины тела левой ногой. Полусогнутая правая попирает карлика - демона невежества Муялаку..

Дополнительный поиск Тагоры Тагоры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тагоры" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тагоры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа