Храм Индуистский

364

Beдийские арии храмов не строили. Местом совершения ритуалов в этот период служили жертвенный столб (юпа) и специально подготовленная площадка, на к-рой находились алтари и воздвигался навес. Алтари строились из кирпича и имели разнообразные формы - полукруглую, круглую, квадратную, птицеподобную и др. Центральный алтарь, веди, где осуществлялась жертва, напоминал трапецию с вогнутыми боковыми сторонами. Все части этого сакрального пространства были насыщены космич. Символикой. Квадрат был символом мира, опоры, порядка. Круг был связан с представлением о земле, движении, развитии. Полукруг символизировал воздушное пространство, искаженная трапеция - женское начало. Юпа играла роль космич. Оси. Важно отметить наличие в системе алтарей антропометрического компонента - единицы измерения вьямы (рост человека от пяток до корней волос).

Вся эта символика сохранила свое значение и для храма, построение к-рого начиналось, как и в случае с алтарем, с организации сакрального пространства. Выбор, расчистка и освящение места (иногда посадка на нем зерновых культур для проявления силы плодородия), создание мандалы, специальной диаграммы, к-рая воплощала не только пропорции будущего храма, но его связь с определенным временным циклом и с космосом (через осмысление мандалы как аналога космического человека Пуруши).Материалы, из к-рых создавались храмы, также имеют символич. Значение. Обожженный кирпич связан одновр. С землей и огнем (прежде всего жертвенным). Считается, что он еще пропитан дыханием и сакральной речью, поскольку при строительстве читались мантры.

Одно из ранних названий храма - "прасада" - происходит от "саданам", что значит укладывание кирпичей в алтарь. Прасада называли и тип древних многоэтажных домов, что соответствует представлению о храме как о доме бога. Камень символизирует земную твердь, опору, а также скалу, плававшую среди изначального океана, в к-ром была заключена вселенная. Этот океан символич. Представлен храмовым прудом, в воде к-рого паломники могут совершать омовение. К этому можно добавить, что при каждом значит, храме имеется свое дерево (т. Наз. Стхала-врикша), символ, с одной стороны, мирового древа, с другой - жизненной силы. Т. Обр., в целом храм представляет собой пракрити, природу в совокупности осн. Элементов, а также космологич.

Модель вселенной. Важнейшая часть индуистского храма - гарбхагриха, в к-рой помещается образ бога, "живущего" в храме. Над ней надстраивается башня шикхара (на юге - вимана) - основное тело храма, к-рая интерпретируется как гора - Меру, Кайласа или Мандара, а гарбхагриха понимается в этом случае как пещера. Ее символизм состоит в том, что она надежно хранит в себе тайну, скрытую от посторонних глаз. Идея абсолютной ценности святилища подчеркивается созданием совершенно недоступной подземной гарбхагрихи. Она мыслится повторяемой на всех уровнях башни, по к-рой проходит, пронизывая весь храм в наиб, сакральной точке, мировая ось. Важное символич. Значение придается цоколю храма (адхиштхана). Его верхняя часть называется веди, или велика, что представляет собой реминисценцию ведийского алтаря.

Сам храм, вознесенный вверх, ассоциируется с жертвенным огнем и вместе с тем с Пурушей, жертвоприношение к-рого играет важнейшую роль в древнеинд. Космологии. В архитектурном отношении предшественниками индуистского храма были буддийские пещерные храмы и монастыри (чайтьи и вихары). Их формы сохраняются в нек-рых наиб, древних храмовых образцах. Так, храм Дурги в Айхоле (500-550) развивает план чайтьи, о чем свидетельствуют его продолговатая форма и абсидоподобная закругленность, наличие обхода вокруг гарбхагрихи (эта последняя черта закрепляется и в последующем храмовом строительстве). Буддийское наследие представлено и в комплексе скальных храмов Махабалипурама (630-715). Прототипом храма Дхармараджи является буддийский монастырь-вихара.

Маленькие декоративные башенки на нем явно восходят к монастырским кельям. Храм Бхимы относится к типу "кунджара" ("спина слона"), к-рый развивает форму чайтьи с ее куполообразным потолком. Кстати, плоская или двускатная покатая крыша при отсутствии надстройки -- признак раннего периода храмового строительства. В Махабалипураме есть прекрасные образцы как ранних пещерных индуистских храмов, так и южного типа башни-виманы (прибрежный храм Шивы). В отличие от северной пирамиды-шикхары (часто с выпуклыми или округлыми боками), вимана устремлена вверх уступами-ярусами и имеет подчеркнуто структурированный характер. Период развития пещерно-скальной храмовой архитектуры продолжался сравнит, недолго и дал еще по крайней мере два выдающихся комплекса - храм Кайласанатхи в Эллоре (VIII в.) и храм Шивы на о-ве Элефанта (VI-VIII вв.).

В дальнейшем преобладание получило строительство храмов из кирпича или каменных блоков. Форма храма развивалась в двух направлениях - по вертикали, как увеличение высоты башни, и по горизонтали - за счет увеличения кол-ва примыкающих к храму строений. Основной план храма, помимо гарбхагрихи, включает еще притвор (антарала) и мандапу, помещение типа павильона для пребывания паломников. Мандаты могут служить разным целям (танцевальные представления дэвадаси, проведение свадебных ритуалов, размещение статуй богов и т. Д.), и их кол-во при храме постоянно увеличивается, что делает проход адепта по храму к святилищу своего рода небольшим паломничеством. В Юж. Индии храм нередко представляет собой громадный комплекс, включающий ряд подчиненных основному дополнительных храмов (встроенных в его форму или расположенных отдельно) и мандап.

Такой комплекс окружен прямоугольником стены или несколькими концентрически расположенными такими прямоугольниками, над которыми возвышаются высокие надвратные башни - гопуры. Таковы, напр., средневековый храм Минакши в Мадурай, храмы в Шрирангаме, Чидамбараме и т. Д. Употребляемый для обозначения храмовой башни термин "вимана" (кстати, шикхарой в этом случае называют ее навершие, чаще всего шлемовидное) весьма показателен. Он обозначал в древности летающую колесницу богов и переносит это значение на храм, к-рый, т. Обр., мыслится не только как дом бога, но и как его колесница (что подтверждается еще одним из обозначений храма -ратха). Эта идея находит зримое воплощение в храме Сурьи в Конараке. Множество малых и больших храмов посвящено каждому индусскому божеству, за исключением Брахмы.

Для него известен лишь один храм в Пушкаре (штат Раджастхан). Из вишнуитских храмов наиб, известны храмы в Шрирангаме (штат Тамилнад), в Тривандруме (штат Керала), а также храмы, посвященные Кришне, во Вриндаване, Матхуре (штат Уттар-Прадеш), в Джайпуре и Натхдваре (Раджастхан), храм Джаганнатха в Пури (Орисса), в Двараке (штат Гуджарат), в Каньчипураме и Мадрасе (Тамилнад) и др. Среди шиваитских храмов популярны храмы в Чидамбараме (Тамилнад), храмы Амарнатха (Кашмир), Кедарнатха (Гималаи), Джамбукешвары (Тамилнад) и др. Шакти посвящены храмы в Калькутте, Варанаси, Мадурай, Мадрасе и др. Местах Индии.А. Дубянский.

Значения в других словарях
Хома

Один из видов ведийского жертвоприношения богам, обряд возлияния очищенного масла на огонь.В. Эрман . ..

Хотар

Один из четырех гл. Жрецов на жертвоприношении сомы, читающий гимны "Ригведы", восхваляющие богов и призывающие их на обряд (с тремя или шестью жрецами-помощниками).В. Эрман . ..

Храмовая Служба

Утренняя служба начинается в 6.30. Пуджари (храмовый служитель) после совершения омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи", формулу, к-рая свидетельствует о том, что он оставил мир и все мирское позади. Пуджари приводит в порядок храмовые помещения, обязательно окрашивает специальной пастой тело тиртханкара. Затем он совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв позу "йогамудрасана", он повторяет гимны и мантры. В конце..

Царь

Как и в др. Древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. Термин, обозначающий Ц. - раджа(н), - встречается еще в "Ригведе".Ц. Именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств, ритуала. В Ведах обычно речь идет о Ц. Как предводителе племени, "владыке людей" (нарапати), позднее - как "владыке земли" (бхупати). "Царские" наименования (раджанья, раджапутра) имели все представители военной знати (см. КШАТ..

Дополнительный поиск Храм Индуистский Храм Индуистский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Храм Индуистский" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Храм Индуистский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 16 символа