Абдо

507

Мухаммад(1265/1849-1322/1905)известный мусульманский реформатор, общественный деятель, ученик и соратник Джамал ад-Дина аль-Афгани (См. Афгани Джамал ад-Дин). Родился в Египте в туркменской семье. Начальное образование получил в медресе, выучил наизусть весь Коран. Затем его отец отправил его на учебу в Танту в школу суфийского шейха Саида Бадави при мечети «Ахмадия». После окончания этой школы Мухаммад Абдо поступил в каирский университет «Аль-Азхар». Окончив обучение он, в 1394/1877 году, получил докторскую степень и стал преподавать в этом университете. Помимо религиозных наук, М. Абдо интересовался и другими науками, занимался общественно-политической деятельностью. Его статьи выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль-Ахрам».

В те же годы он познакомился с Джамал ад-Дином аль-Афгани. За участие в восстании Ораби-паши в 1300/1883 году М. Абдо был выслан из Египта и жил во Франции. Вместе с Джамал ад-Дином аль-Афгани выпускал там газету «Урва аль-Вуска», которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции. В 1302/1885 году он приехал в Бейрут, где написал несколько книг. После возвращения в Египет в 1305/1888 году он занимал высокие государственные посты, читал лекции в каирском университете «Аль-Азхар». Затем Мухаммад Абдо стал главным муфтием Египта. Он сумел провести реформу системы образования в «Аль-Азхаре». Считал недопустимым закрытие иджтихада (См. Иджтихад), отвергал слепое следование (См. Таклид) религиозным авторитетам и мазхабам, издавал фетвы, которые вступали в противоречие с фетвами правоверных суннитских мазхабов.

За эти действия он вызвал на себя огонь критики ортодоксов. В частности против его фетв и реформаторской деятельности выступил турецкий ханафитский традиционалист шейх уль-ислам Мустафа Сабри Эфенди, который также был известным преподавателем университета «Аль-Азхар». Мухаммад Абдо развил идеи Джамал ад-Дина аль-Афгани и считал необходимым проведение реформ в Исламе через возврат к его основам. Он отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии. В области политического устройства общества, М. Абдо считал, что любой правитель в первую очередь представляет сугубо земную власть, которая не освящена Божественными мотивами. Причем, глава государства обязан исполнять роль политического лидера общества, без вмешательства в собственно религиозную сферу.

Абдо отрицал его особую компетентность и тем более исключительность как выразителя Божественной воли. Но в то же, время правитель должен защищать религию и пропагандировать ее идеалы. Что же касается кадиев, шейх-уль-исламов и других религиозных деятелей, то они не составляют духовной иерархии (наподобие церкви), а являются лишь учеными, специалистами в своих областях. Мухаммад Абдо также был сторонником народовластия и идеи выборности руководителей государства. Он указывал на преимущества парламентского строя, ибо, по его словам, "сама идея справедливого управления, когда уважаются интересы народа, заложена в мусульманском вероучении, подкреплена хадисами и высказываниями религиозных авторитетов". Он считал, что конституционного строя можно добиться путем мирного соглашения с правительством.

Позднее муфтий М. Абдо стал сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление сильной, но справедливой личности диктатора. В его обязанности должно было входить поддержание справедливости в обществе и недопущение произвола и хаоса. Но власть диктатора должна была постепенно быть трансформированной в парламентаризм и демократию. В теории М. Абдо идеи свободы должны были созревать постепенно, а не реализоваться сразу, так как это могло привести к нежелательным последствиям для государства. При этом Абдо был противником любого бунта против существующей власти, считая, что бунтарство является показателем неготовности народа к подлинной свободе. Мухаммад Абдо был автором книг по толкованию Корана, реформам шариата, системы образования.(Источник.

«Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.).

Значения в других словарях
Абдо

Мухаммед (1849 — 11.7.1905), египетский реформатор ислама и общественный деятель. Окончил мусульманский университет аль-Азхар в Каире. Ученик Джемаль-ад-дина аль-Афгани (См. Джемаль-ад-Дин аль-Афгани). Участник национально-освободительного движения 1879—82. В 1883—88 — в эмиграции. Вернулся в Египет в 1889. Был судьей, преподавал в аль-Азхаре, в 1899—1905 главный муфтий. В последние годы жизни выступал за европеизацию Египта, против феодального деспотизма, но не боролся активно против английски..

Абдо

Абдо Мухаммед (1849—1905), египетский реформатор ислама, муфтий с 1899. Ученик и соратник Джемаль-ад-Дина аль-Афгани.. ..

Абдо

Мухаммед (1849-11.VII.1905) - реформатор ислама, егип. Муфтий, преподаватель мусульм. Ун-та аль-Азхар в Каире. За участие в нац.-освободит. Движении 1882 был выслан из Египта, в 1883-88 жил в Бейруте и Париже. По возвращении в Египет выступал за сотрудничество с англ. Властями. В 1899-1905 - гл. Муфтий, чл. Законодат. Совета. А.- ученик и соратник Джемаль-ад-дина аль-Афгани, основоположника панисламизма. Деятельность А. Имела целью приспособление феод. Идеологии и обрядности ислама к зарождавшим..

Абд ар-Рахман ибн Ауф

(ум. В 32/652)один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада. До Ислама он носил имя Абд аль-Кааба (Раб Каабы). Абд ар-Рахман был в числе первых мусульман и участвовал на собраниях в доме Аркама. Затем он, как и все мусульмане, подвергся в Мекке гонениям и дважды эмигрировал в Эфиопию. Затем он совершил переселение (хиджру) в Медину. После хиджры, Абд ар-Рахман участвовал в укреплении мусульманской государственности. Он был участником всех сражений, которые произошли между мусульманам..

Абдаст

(перс.) - малое омовение (См. Вуду).(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Абдулла ибн Аббас

(ум. В 68/687)известный сподвижник пророка Мухаммада, мусульманский ученый и правовед. Сын Аббаса -дяди пророка Мухаммада. Родился в Мекке приблизительно за три года до хиджры. Мальчик рос при пророке Мухаммаде, и с раннего возраста учился у него основам религии. До 8 года хиджры Абдулла вместе со своей семьей оставался в Мекке. Но, перед взятием города мусульманами, они переехали в Медину. Принимал участие в битвах при Хунайне и Таифе, а также при завоевании мусульманами Мекки. При первых халиф..

Абдулла ибн Абд аль-Муталлиб

Отец пророка Мухаммада. Он был любимцем своего отца Абд аль-Муталлиба. Согласно преданиям, Абд аль-Муталлиб поклялся принести в жертву одного своего сына, если у него родится 10 сыновей. Спустя много лет у него действительно родились и выросли сыновья. Поэтому Абд аль-Муталлиб вспомнил о своем обете и бросил жребий, который пал именно на Абдуллу, который должен был быть принесен в жертву. Но затем, по совету курайшитов, он отказался от своего замысла и принес взамен своего сына в жертву 100 верб..

Дополнительный поиск Абдо Абдо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абдо" в словаре Ислам. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абдо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 4 символа