Авсень (баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей)

198

В дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменою времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года - прибытка (урожая). Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. В песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 января). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами. Снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог. Жена просила мужа "исполнить закон".

Дети спрашивали. "Де ж наш батько?" (Где же наш отец?) - "Хиба вы мене не бачите?" (Разве вы меня не видите?) - спрашивал отец, сидя за столом и скрывшись за грудою снопов, пирогов, вареников, книшей. "Не бачимо, тату" (Не видим, отец). - "Дай же Боже, щоб и на той год не побачили" (Дай Бог, чтобы и на будущий год не увидели). Этим актом выражалось желание, чтобы и наступающий год был столь же плодородным и дом хозяина изобиловал яствами. В Галиции при этом клали еще на стол рукоять плуга. Мальчики и парубки щедровали, вспоминая в своих щедривках о Рождестве Христовом и о дне св. Василия, поздравляли всех с праздником, желали всем здравия и счастья, а себе просили подарка. Они же производили "засееванье", разбрасывая зерна по улицам и домам и приговаривая.

"На счастье, на здоровье, на новый рок (год). Роди, Боже, жито, пшеницу, всяку пашницу". Очевидно, что эта приговорка осталась из какой-нибудь песни, которой сопровождался обряд засеванья. В Малороссии мальчуганы, ходя по домам и разбрасывая из рукавов или из мешка семена, пели. Ходит Илья На Василья, Носит кучу Житяную. Де замахне - Жито росте - Жито пшениця, Всяка пашниця, У поле ядро, А в доме добро. Девушки же в это время гадали, так же как и на Святках или иным образом. Так, испекши накануне пирог, в самую полночь девица выходила на улицу и, подойдя к чьей-нибудь хате, начинала прислушиваться к разговору. Первое услышанное ею имя означает суженого, слово "иди" - замужество, "сядь" - возможность остаться в девках, а слово "ляжь" - смерть.

Считали колья в плетне три раза по девяти и по последнему определяли качества суженого. Если кол сучковатый - жених будет сердитый, если кол без коры - бедный, если в коре - богатый, и т.д. Слушали лай собак, чтобы знать, с которой стороны надо дожидать себе жениха. Способы гаданий были весьма разнообразны, но все они сводились к тому, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж. Один же из этих способов гадания, заговаривание каши, имел совсем другой смысл. Совершался он таким образом. Старшая в доме женщина - хозяйка, взяв крупы из амбара, заваривала кашу на воде, принесенной старшим из мужчин в доме. Затирание каши сопровождалось разными причитаниями, как, напр. "Сеяли, ростили гречу. Во все лето уродилась наша греча и крупна, и румяна.

Звали-позывали нашу гречу в Царьград побывать, на княжой пир пировать. Поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами. С честным овсом, золотым ячменем ждали гречу, дожидали у каменных врат. Встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать. Приехала наша греча к нам гостевать". Красная каша предвещала урожай и изобилие, а белая - неурожай и разные бедствия. Во многих местностях, как Малороссии, так и Великороссии, эти обряды видоизменялись до того, что порой ограничивались только беготнёю мальчишек по улицам с криком "Авсень. Авсень!" или с песнями, вроде следующей. Ой, Овсень, ой, Овсень. Походи, погуляй По святым вечерам, По веселым теремам. Ой, Овсень, ой, Овсень. Посмотри, погляди, Ты взойди, посети К Филимону на двор.

Н.П. Степанов.

Значения в других словарях
Аврора

- название боевых кораблей русского флота, входивших в его состав в разное время. 1) Парусный фрегат, отличившийся в период Крымской войны 1853-1856 гг. На Дальневосточном театре военных действий. Вступил в строй в 1835 г. Строился в Петербурге на Охтинской верфи. Строитель - подполковник Корпуса корабельных инженеров И.А. Амосов. Незадолго до начала Крымской войны 21.08.1853 г. Вышел из Кронштадта для пополнения малочисленных русских морских сил на Тихом океане. В Петропавловский порт на Камчат..

Авсеенко Василий Григорьевич

Авсеенко, Василий Григорьевич, известный беллетрист и критик. Родился в 1842 году в дворянской семье. Учился на филологическом факультете Киевского университета. Еще студентом А. Выступил в печати, поместив в 1860 году в "Русском Слове" "Последние дни римской империи" и "Исторический очерк конституции Соединенных Штатов", а в 1861 году в "Русской Речи" - "Федерация Италии по идеям 1848 г.". Защитил pro venia legendi рассуждение "Итальянский поход Карла VIII и его последствия для Франции", с 1863..

Авсон (авзон)

- в мифах древних греков сын Одиссея, рождённый нимфой Калипсо или волшебницей Киркой (Цирцеей). Авсон считался родоначальником авсонов - древнейшего племени Италии, которую в древности часто называли Авзонией.. ..

Австралия (южный)

- материк в Южном полушарии. Площадь свыше 7631 тыс. Км2. На территории Австралии расположено государство Австралия.. ..

Дополнительный поиск Авсень (баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей) Авсень (баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авсень (баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей)" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авсень (баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 56 символа