Белый Андрей

103

Белый, Андрей (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) - писатель, сын известного математика Н.В. Бугаева (см.). Родился в 1880 г. Среднее образование получил в гимназии Поливанова , в Москве. В 1899 г. Поступил на физико-математический факультет Московского университета, окончив который, перешел на факультет историко-филологический. Но, пробыв на нем год, Белый уехал за границу и затем всецело посвятил себя литературе. Впервые Белый выступил в печати еще будучи студентом ("Вторая симфония, драматическая", М., 1902), а затем в журнале "Новый Путь" (1903, № 1), где за подписью "Студент-естественник" была помещена его заметка. "По поводу книги Мережковского. Лев Толстой и Достоевский". Белый участвовал в журнале "Мир Искусства", а с основанием в Москве журнала "Весы" (в 1904 г.

Ред. В.Я. Брюсова ) работал в нем непрерывно, вплоть до прекращения журнала (в 1909 г.). С 1909 г., вместе с Э.К. Метнером, стоит во главе книгоиздательства "Мусагет" (Москва), с 1912 г. Редактирует журнал "Труды и дни", посвященный узкотеоретическим вопросам, в значительной мере кружковой, эстетики. Отдельными книгами изданы следующие сочинения Белого. Три сборника стихов. "Золото в Лазури" (1904), "Пепел" (1909), "Урна" (1909). Четыре "Симфонии" в прозе. Вторая, драматическая (1902). Первая "Северная" (1904). Третья "Возврат" (1904). Четвертая "Кубок Метелей" (1909). В 1910 г. Белый напечатал роман "Серебряный голубь". В 1910 и 1911 годах вышли три обширных сборника статей (печатавшихся в различных газетах и журналах). "Луг зеленый", "Символизм", "Арабески".

Итого десять томов за десять лет литературной работы, причем первый том ("Вторая симфония") вышел в свет, когда автору было всего двадцать два года. Одни эти внешние факты показывают, что от произведений Белого нельзя ожидать совершенной формы и вполне зрелой мысли. Несомненное дарование автора как бы загромождено многоречивостью, хаотической импровизацией. От читателя требуется много мужества и доброй воли, чтобы сквозь толстую шелуху авторского многоглаголанья добраться до здорового ядра его творчества. В своей автобиографии (см. Мод. Гофман, "Книга о русских поэтах последнего десятилетия", СПб., 1907) Белый заявляет, что он "принадлежит к символистам, если вообще существует группировка писателей по теоретическим вопросам".

Это автобиографическое признание отвечает существу дела. Белого надо признать символистом, хотя символизм его проходил различные этапы и не дошел еще до прозрачной, ясной формы своего выражения, а потому формулировать мировоззрение Белого крайне затруднительно. Оно еще в процессе созидания. Отрицательно относясь к позитивизму, по самой натуре своей склоняясь к мистицизму, Белый колеблется между самым крайним индивидуализмом, субъективизмом "декадентства" и символическим реализмом (ср. Статью Вячеслава Иванова . "Две стихии в современном символизме" в его книге "К звездам"). В связи с этим находится и несовершенство формы большинства произведений Белого. В своих философских статьях, в очень ценных теоретических работах над стихосложением и ритмом он стремится перейти от хаоса переживаний к "порядку", "ладу", "космосу" в творчестве.

Но эти попытки остаются лишь добрым намерением, и символизм Белого редко идет дальше символизации. Всякое совершенное произведение искусства символично, поскольку оно углубляет явления внешнего мира, закрепляет "преходящее в вечных подобиях". Белый не углубляет "преходящее", а рядом с ним создает свой мир фантазии, вместо символического реализма впадает в символический идеализм. Это "удвоение" мира особенно заметно в его "Симфониях", где рядом с чрезвычайно ярким ощущением феноменального идет полное его отрицание, как миража, не связанного ни с какой подлинной реальностью. Поэтому все творчество Белого - сплошная лирика. Даже "эпический" роман "Серебряный голубь". Творчество Белого - как бы дневник психологических переживаний богато одаренной личности, находящейся в постоянной борьбе с окружающими ее тайнами бытия.

Поэтому творчество Белого крайне недоступно обыкновенному читателю. Вместе с тем подлинное произведение искусства всегда "всенародно", а, следовательно, и общедоступно. Это понимает и сам Белый. В одной из самых своих значительных статей. "Символизм как миропонимание" он говорит. "Гениальные, классические произведения имеют две стороны. Лицевую, в которой дается его доступная форма, и внутреннюю. О последней существуют лишь намеки, доступные избранным. "Фауст" понятен всем. Все единогласно называют "Фауста" гениальным произведением". Но в произведениях Белого нет "лицевой стороны" понятной "всем". И происходит это не потому, что на свете вообще мало "избранных", не оттого, что существо идей Белого само по себе непонятно, а потому, что форма его произведений слишком несовершенна.

Десять томов сочинений Белого - сырой материал, не обработанный, не выношенный, слишком поспешно выброшенный на улицу. "Единственная книга, которой я более или менее доволен, - говорит Белый в предисловии к "Пеплу", - это симфония "Кубок метелей". И тут же прибавляет. "Для понимания ее надо быть немного эзотериком". Такое требование эзотеризма во что бы то ни стало находится в явном противоречии с требованиями символического реализма, требованиями, которые признает сам Белый. Эзотеризм - лишь отзвук старого декадентства, беспредельного субъективизма, который сам Белый стремится преодолеть, утверждая, например, что "Фауст" - "источник глубины и плоскости одновременно", что "Фаустом" удовлетворяются и масса, и избранные.

Существует целая лестница в понимании классического произведения, но все ступени лестницы, необходимые для восхождения к истинному пониманию, должны быть целы, и потенциально каждый может подниматься по лестнице, достигая той ступени, которая соответствует его способности проникнуть в глубину классического произведения. Если же в "Кубке метелей" нет первых, самых нужных, ступеней для восхождения по лестнице понимания, то вина за это падает всецело на автора, не сумевшего наложить прозрачную форму на хаос своих переживаний. Его симфония есть крайне любопытный документ психологии творчества, но не произведение искусства. Первый сборник стихов Белого, "Золото в лазури", отличается наибольшей непосредственностью.

Несмотря на причуды декадентства, в нем много детской, искренней интуиции. "С дерзостной беззаветностью бросается Белый на вековечные тайны мира и духа, на отвесные высоты, закрывшие нам дали, прямо, как бросались до него и гибли тысячи других отважных. Девять раз из десяти попытки Белого кончаются жалким срывом, - но иногда он неожиданно торжествует, и тогда его взору открываются горизонты, до него невиданные никем" (Брюсов). Следующие сборники "Пепел" и "Урна" более тенденциозны и сознательны. "Лейтмотив сборника "Пепел" определяет невольный пессимизм, рождающийся из взгляда на Россию" (предисловие), это - книга скорби за любимую родину. Во многих стихотворениях сборника автору удалось найти настоящую форму для выражения "лейтмотива" ("Отчаянье", "Из окна вагона", "Шоссе" и др.).

Это как бы полоса "народничества" в творчестве Белого, проходящая и через его роман "Серебряный голубь". "Урна - редкий пример книги стихов, задуманной как целостное произведение, в которой форма заранее, сознательно поставлена в определенную зависимость от содержания" (Брюсов). Поэзия "Урны" - поэзия гибели, последнего отчаяния, смерти. По компетентному мнению Брюсова, Белый достиг в этом сборнике большого совершенства формы, ритма, обогатил русское стихосложение новыми приемами. К этому надо прибавить, что и теоретически Белый много занимался проблемой стихосложения. В книге "Символы" помещены два обширных его исследования о русском четырехстопном ямбе и о морфологии ритма русских лириков. Эти статьи являются первой и очень ценной попыткой научной обработки темы.

Роман Белого "Серебряный голубь" - одно из любопытнейших произведений русской литературы за последнее десятилетие. Автор подходит здесь не извне, а как бы изнутри, к душевным переживаниям русского народа. В стиле - Белый возвращается к Гоголю . В его романе много лирических, красиво задуманных отступлений, по духу своему связанных с Гоголем. По характеру своего дарования Белый - натура глубоко женственная. Его чуткая душа отражала "мужественные" идеи Владимира Соловьева , Ницше, Вячеслава Иванова, Брюсова, Мережковского , немецких философов Марбургской и Фрейбургской школы. Утонченное декадентство уместилось в душе Белого рядом с трезвым марксизмом. Слишком много полярно противоположных идей воспринял в себя Белый, слишком искренно и глубоко переживал он их, чтобы можно было от него требовать совершенного по форме творчества.

Надо мириться с тем, что Андрей Белый "дик и шершав" (выражение Д.С. Мережковского). В.Я. Брюсов следующим образом резюмирует десятилетнюю работу Белого. "Поэт, мыслитель, критик, теоретик искусства, иногда бойкий фельетонист, Андрей Белый - одна из замечательнейших фигур современной литературы. В своем творчестве и в своих суждениях отправляющийся от определенного, тяжелой работой мысли добытого (или, точнее, добываемого) миросозерцания, Андрей Белый может не бояться, что для него, как, например, для Бальмонта, оскудеет источник вдохновения. Для него он неисчерпаем". - см. В. Брюсов "Далекие и близкие" (М., 1912). Его же, "Об одном вопросе ритма" ("Аполлон", 1910, № 11). Вл. Пяст "Андрей Белый" ("Книга о русских поэтах последнего десятилетия", СПб., 1907).

Д. Мережковский "Восток или запад" ("Русское Слово", 1910). Б. Грифцов ("Русская Мысль", 1911, № 5). Д. Ф..

Значения в других словарях
Белый Андрей

Белый Андрей (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва, ‒ 8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма. ..

Белый Андрей

БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) - русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности ("симфонии"), формальное экспериментаторство (сборник "Золото в лазури", 1904). В сборнике "Пепел" (1909) трагедия деревенской Руси. В романе "Петербург" (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографичес..

Белый Андрей

Поэт-декадент. Под этим псевдонимом пишет Борис Николаевич Бугаев. Род. В 1880 г., сын известного математика Н. В. Бугаева. Окончив курс Московского университета по естественному отделению, состоит студентом филологического факультета. Дебютировал "Второй драматической симфонией" в 1902 г. "Первая героическая симфония" появилась в 1904 г., третья симфония, "Возврат" — в 1905 г. В 1904 г. Вышло в изд. "Скорпиона" собрание его стихов. "Золото в Лазури". Стихотворения, а также критические и философ..

Белый Андрей

(1880-1934), русский романист, поэт, философ и теоретик литературы. Родился в Москве 26 октября 1880. Настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев. Сын выдающегося ученого, профессора-математика Н.B.Бугаева, он окончил математический факультет Московского университета в 1903 и к этому времени был уже известен в российских литературных кругах. Четыре книги Симфоний (1902-1907) Белого были его первым и важнейшим прозаическим сочинением. Это был смелый опыт применения в прозе законов музыкальной компози..

Белый Андрей

Белый, Андрей (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) - писатель, сын известного математика Н.В. Бугаева (см.). Родился в 1880 г. Среднее образование получил в гимназии Поливанова , в Москве. В 1899 г. Поступил на физико-математический факультет Московского университета, окончив который, перешел на факультет историко-филологический. Но, пробыв на нем год, Белый уехал за границу и затем всецело посвятил себя литературе. Впервые Белый выступил в печати еще будучи студентом ("Вторая сим..

Белый Андрей

(настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880, Москва — 1934, там же), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. Сын профессора Московского университета. Значительная часть жизни Андрея Белого (до 1906) прошла в доме на углу улицы Арбат и Денежного переулка (Арбат, 55. Здание построено в 1878 архитектором М.А. Арсеньевым на основе городской усадьбы XVIII—XIX вв. Перестроено в 1880). В 1891—99 учился в частной гимназии Л.И. Поливанова (Пречистенка, 32), известной своим пре..

Белый Андрей

(настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934), писатель. Б. И Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи. Во время своих, хотя и непродолжительных приездов в Петербург из Москвы (в один из них он оказался очевидцем событий 9 января 1905) он общался с многими петербургскими литераторами и художниками, бывал у З. Н. Гиппиус (см. Мережковских салон), посещал «Ивановские среды», часто встречался с А. А. Блоком и ..

Белые Слободы ( Белые Земли )

- частновладельческие земли, освобожденные от гос. Податей и повинностей. Созданы по указу Федора Иоановича в 1591 году. Б.С. На вотчинных правах владели кр. Светские и духовные феодалы. Население Б.С. Не несло посадского тягла, что приводило к росту недовольства тяглого населения. Ликвидированы Соборным Уложением 1649 г.. ..

Белый

Город в Тверской обл. Расположен на западной окраине Бельской возвышенности, на р. Обша (бассейн Зап. Двины). Население 5,3 тыс. Чел. Известен с XIII в. Как город Смоленского княжества. В к. XIV в. Захвачен литовцами. В 1503 возвращен Москве. В 1506 в Белом сооружена мощная крепость, выдержавшая в 1508 осаду польских войск. В 1618 оккупирован Речей Посполитой. В 1654 возвращен в состав Русского государства. Во 2-й пол. XIX в. Центр лесосплава по рекам Обша, Межа и Западная Двина.. ..

Белый Дом

- резиденция президента США в Вашингтоне. Построен в 1792- 1818 гг.. ..

Белый Доспех

- полированный доспех без дополнительных накладок. В XV-XVI веках доспехи нередко раскрашивали, чернили и золотили.. ..

Белый Андрей

(наст. Имя и фам. Борис Николаевич Бугаев. 1880–1934) – рус. Писатель, теоретик символизма. По образованию математик. Увлекался теософией и оккультизмом. Выступил со стихами в 1901. Для ранней поэзии характерны мистич. Мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сб. «Золото в лазури», 1904). В сб. «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В ром. «Петербург» (1913—14, перераб. Изд. 1922) символизир. И сатирич. Изображение рос. Государственности. Ав..

Белый Андрей

(псевдоним. Настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) — русский поэт, философ, филолог, литературный критик. Родился в семье профессора математики Н.В. Бугаева. В 1903 окончил естествоведческое отделение математического факультета Московского университета. Основательное изучение работ Ч. Дарвина, философов-позитивистов сочеталось у Б. С не менее страстным увлечением антропософией Р. Штейнера (с 1912 по 1916 Б. Находился за границей) и софиологией В. Соловьева, философией Шопенгауэра, ..

Дополнительный поиск Белый Андрей Белый Андрей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Белый Андрей" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Белый Андрей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 12 символа