Малько Николай Андреевич

83

(22.4,1883, с. Браилово, Подольской губ. - 23.6.1961, Сидней, Австралия) - дирижер, музыкальный деятель, педагог. Родители М. Были большими любителями музыки. Отец, уездный врач, играл на скрипке, мать - на фортепиано. В доме регулярно устраивались вечера квартетной музыки, на которых исполнялись не только камерные сочинения, но и переложения симфонических. Первые музыкальные уроки дала Коле мать, в дальнейшем обучение продолжилось на музыкальных курсах К.Лангрена в Одессе, где М. Одновременно окончил гимназию. Затем он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (окончил в 1906) ив Петербургскую консерваторию. Занимался у Н.Римского-Корсакова, А.Лядова и А.Глазунова, в фортепианном классе Н.Лаврова и по дирижированию - у Н.Черепнина.

Уже в годы учебы в консерватории М. Начал активно работать в публицистике. С 1906 он регулярно печатал статьи и заметки в петербургских газетах «Речь», «Голос правды». Его интересовали самые разные вопросы общественной жизни, исторические, культурные сюжеты. Правда, со следующего года он сосредоточился на событиях музыкальной жизни и вел музыкальный отдел в газете «Речь» (псевд. «Ля-ми»). В 1906 начались и его концертные выступления. Сперва в качестве пианиста-аккомпаниатора, ас 1907-и дирижера. Выступления М. Со студенческим оркестром вызвали одобрительные отзывы. «Сдержанный, но отчетливый и властный взмах, благородство и скромность общей осанки - вот внешность Малько-дирижера. Темперамент, чувство меры и интеллигентность - его художественные качества.

И при всем этом - самое ценное для артиста. Явные задатки собственной личности» - писал А.Оссовский. Неудивительно, что в 1908 молодой музыкант получил приглашение провести несколько симфонических программ в летних концертах в Сестрорецке и Павловске, а с осени - стать вторым дирижером балета в Мариинском театре. Он сменил стареющего Р.Дриго. 9.5.1909 М. Закончил курс консерваторского обучения. В конце жизни он написал несколько очерков, посвященных учителям и коллегам Римскому-Корсакову, Лядову, Глазунову. «В России каждый крупный музыкант учит, - отмечал М., - и это считается нравственным долгом - надо передавать традицию». По окончании консерватории дирекция императорских театров направила молодого дирижера в Германию к известному ученику Р.Вагнера - Феликсу Мотлю, возглавлявшему тогда Мюнхенский оперный театр.

Зарубежная командировка повысила статус М. С осени 1909 ему начали поручать и оперные спектакли. В следующем году он уже дирижировал, наравне с Э.Направником, вагнеровской оперой «Золото Рейна», а по новому контракту стал оперным дирижером. Параллельно М. Начал выступать как симфонический дирижер, постепенно нарабатывая и расширяя репертуар, завоевывая признание слушателей-музыкантов. Большую роль сыграли в этом его «летние сезоны» в Москве - в Сокольниках, ав 1913-14-в Сестрорецке. Известный критик Л.Сабанеев отмечал в своих рецензиях на московские концерты удачное исполнение Вагнера, «современных новаторов» - А.Скрябина и К.Дебюсси, а также русских авторов. Показательно, что приглашение в Москву исходило от такого крупного музыканта как С.Кусевицкий, в Сестрорецке М.

Заменял признанного В.Сука. Осенью 1914 М. Стал главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества, а с уходом Э.Направника в начале 1915- основным дирижером Мариинского театра. Он активно пропагандировал новую музыку. Все написанное И.Стравинским, многие сочинения С.Прокофьева (два фортепианных концерта играл с ним автор), «Сказку», Симфониетту, Вторую симфонию Н.Мясковского. Попрежнему много места занимала классика.М. Становился известным, в рецензиях на концерты отмечались его интеллигентность и музыкальный вкус, отличная дирижерская техника и общая культура. Но возникали и конфликты, связанные с его требовательностью к оркестрантам и артистам оперы.М. Не терпел расхлябанности или приблизительности в исполнении, свое мнение выражал прямо и резко.

Февральская революция вызвала «расслоение» в театре. После Октября труппа раскололась. Революционную часть возглавили В.Мейерхольд, певец И.Ершов и М. Их противники устроили 8.1.1918 забастовку, сорвав спектакль. Вмешался комиссар Государственных театров А.Луначарский, организаторы забастовки были уволены. Но остальная часть труппы не простила этого М., и на выборах дирижера он оказался забаллотированным. До осени он еще работал в Петрограде, дирижировал концертами Госоркестра. Пропагандировал классическую музыку среди рабочих и солдат. В зале Дома Красной армии он организовал цикл симфонической музыки русских и зарубежных композиторов, в котором вступительные лекции читал Луначарский. Летом М. Работал в Павловске, где концерты проходили в здании вокзала.

Осенью 1918 уехал в Витебск. Три года, проведенные в Витебске, были наполнены напряженным артистическим трудом. В полной мере проявились также и организаторские способности энергичного М. Отношение его к революции долгое время оставалось связанным с иллюзиями либеральной интеллигенции. Просвещение и культура - в самые широкие народные массы, - так понимал он «задачи дня». Позже М. Вспоминал. «Первые годы после революции все масштабы были нарушены и перепутаны, и вот в Витебске, где в течение девяти веков все шло тихо и спокойно, по-провинциальному, вдруг закипела жизнь. В городе, где не было ни одной музыкальной школы, были основаны консерватория и пять музыкальных школ. В городе, где за девять веков был, кажется, один раз организован концерт оркестра, появился симфонический оркестр, который сыграл за первый сезон 22 концерта, а всего за два с половиной года около 240 концертов».

М. Стал директором организованной в Витебске Народной консерватории. Все же рамки провинциального города были ему тесны. В 1921 М. Перебрался в Москву. Занял пост ректора и руководителя инструментальных классов во вновь созданном Государственном институте Музыкальной драмы (1922). Был также назначен главным дирижером симфонического оркестра Московской филармонии, вошел в правление Московского симфонического общества. Однако и институт, и оркестр вскоре распались. Некоторое время М. Работал в Московской консерватории - руководил оркестровым классом, ставил вместе с Мейерхольдом в театре ГИТИСа оперу Даргомыжского «Каменный гость». Затем уехал в Харьков, куда его пригласили в качестве дирижера оперы и симфонического оркестра.

Однако и в Харькове М. Пробыл недолго, недовольный состоянием тамошней оперы. Более продуктивной была его работа в Киеве, где, кроме дирижирования, он вел класс в Музыкальном институте им. Лысенко (реорганизованная консерватория). Здесь он оставался до осени 1925, постоянно гастролируя в разных городах - Ростове-на-Дону, Витебске, Одессе, Риге и др. Осенью 1925 М. Возвратился в Ленинград. Будучи главным дирижером, ас 1927 и директором Ленинградской филармонии, он развернул широкую пропаганду музыки.М. Дирижировал концертами в Домах культуры, цехах заводов, выступал сам с пояснительными лекциями и привлекал к этому Луначарского, Асафьева, Широчайший репертуар выступлений М. Включал в себя классику и романтическую музыку XIX в.

В историю филармонии вошел организованный им фестиваль к 100-летию со дня смерти Бетховена, в котором приняли участие выдающиеся немецкие дирижеры Отто Клемперер и Ганс Кнаппертсбуш, солисты И.Сигети и А.Шнабель. В интерпретации современной симфонической музыки М. Не знал соперников. Под его управлением были сыграны сочинения Шёнберга, Мийо, Онеггера, Шрекера, Хиндемита - все, что поддерживала Ассоциация современной музыки. Особенно ревностно он играл русских современников - Скрябина, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, был первым исполнителем Первой и Второй симфоний Шостаковича. В эти же годы складывался педагогический курс М. Преподавая в Ленинградской консерватории (1925-28), он, в сущности, создавал теорию программы обучения, заботился о всесторонней образованности и профессиональной подготовке дирижера.

Вводил в учебные планы практические дисциплины. Знакомство с инструментами - их штрихами, выразительностью звука, обязательный аккомпанемент в классах вокала, духовых, знакомство с историей театра. Среди его учеников - крупнейшие фигуры советской дирижерской школы. Б. Хайкин, Л. Гинзбург, Е.Мравинский, А.МеликПашаев, Н.Рабинович, Н.Мусин. В конце 20-х М. Начал выезжать на гастроли в Европу. В концертах в Вене (1928) он исполнил Пятую симфонию Мясковского. Успех был велик. Многочисленные рецензии принесли ему известность. В следующем году он совершил поездку в Чехословакию и Англию, летом - в Южную Америку (Буэнос-Айрес). С этой поездки началась «зарубежная» жизнь дирижера - на родину он приехал лишь на гастроли, после 30-летнего перерыва, в 1959.

Непосредственной причиной невозвращения стал очередной конфликт в консерватории и филармонии. Желание М. Получить длительный отпуск с целью организации своих гастролей не встретило понимания администрации, и он был уволен. В то время как М. Приглашали крупные оркестры Европы и Америки, на родине он оказался без работы, что побудило его выехать за границу. Работая в Европе, в США, а позже в Австралии, М. Активно пропагандировал музыку русских и советских композиторов. Пятые симфонии Мясковского и Шостаковича неизменно входили в его программы. В письмах к Мясковскому, Шерману он просил о присылке новинок - партитур, клавиров. В них звучит неподдельная заинтересованность и увлеченность новой русской музыкой.М. Мог вполне искренне писать о себе.

«По-настоящему, не на словах, распространяющий советскую музыку и укрепляющий культурные связи с заграницей...» Первое время М. «делился» между Веной и Прагой, нос 1930 работал в Копенгагене как дирижер симфонического оркестра радиоцентра. Датчане считают его создателем этого оркестра. Часто бывал в Лондоне, совершал турне по Германии (до 1933), Чехословакии. Много лет был связан с оркестром Пражской филармонии и Пражской Национальной оперой. Годы 2-й мировой войны М. Провел в США, куда переехал в 1940. Сначала в Бостон, потом в Чикаго. Подобно С.Рахманинову он возглавил в Чикаго кампанию по сбору средств помощи Советскому Союзу. Только после войны он вновь начал совершать ежегодные турне по Европе, оставаясь, впрочем, постоянным дирижером в Чикаго.

Правда М. Возобновил контракт (с осени 1946) с Копенгагеном, работал в Лондоне. В 1947 ставил на Би-Би-Си оперу Глинки «Иван Сусанин», в 1949 совершил большое турне с Лондонским симфоническим оркестром. С Копенгагеном связи сохранялись до конца жизни дирижера. Здесь была издана его большая книга («Дирижер и его палочка». Копенгаген, 1950), обобщившая его педагогические искания. В 1957 М. Переехал на постоянное место жительства в Сидней. Здесь он создал симфонический оркестр, стал, по мнению австралийцев, основоположником австралийской симфонической школы. Благодаря его энергии на пятом континенте побывали и выдающиеся советские артисты. Д.Ойстрах, М.Ростропович, Г.Вишневская, Л.Коган. Он по-прежнему исполнял советских авторов - Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Шебалина, Кабалевского.

В 1959 выступил с концертами в Союзе - Москве, Ленинграде, Киеве. Память о М. Сохраняют и Дания, и Австралия. В Сиднее стоит памятник ему, в Копенгагене раз в четыре года проводятся международные конкурсы молодых дирижеров его имени..

Значения в других словарях
Малько Николай Андреевич

Малько Николай Андреевич [22.4(4.5). 1883, Браилов, ныне Винницкой области, ‒ 23.6.1961, Сидней, Австралия], русский дирижёр. В 1908 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова и дирижирования Н. Н. Черепнина. Позднее совершенствовался у Ф. Мотля. ..

Малько Николай Андреевич

МАЛЬКО Николай Андреевич (1883-1961) - российский дирижер. Работал в Мариинском театре, Ленинградской филармонии. Профессор Ленинградской консерватории (1925-1928). С 1928 за границей, с 1957 руководитель симфонического оркестра в Сиднее. С 1963 в Копенгагене - Международный конкурс дирижеров им. Малько.. ..

Мальгин Тимофей Семенович

Мальгин, Тимофей Семенович - член Российской Академии (1752 - 1819). Учился в академическом университете. Участвовал в экспедиции Лепехина , из трудов которой опубликовано только составленное Мальгиным "Описание малороссийского табачного произрастения" ("Труды Высшего Этнографического Общества", XXIV, 1773), где он рекомендовал разведение табака и в Великороссии. Главные его труды. "Зерцало российских государей от Рождества Христова с 862 г. По 1791 г." (1789, 91 и 99). "Чиновник российских госу..

Мальдив Султаны

Династии султанов Мальдивских островов, правившие в 1573-1968 гг. Мальдивский архипелаг - это более тысячи небольших коралловых островков (самый крупный из них Ганг имеет длину около 7 км). Столица - небольшой город Мале, расположенный на одноименном острове (1600 м в длину, 1200 м в ширину). Основное население - мальдивцы - потомки переселенцев с Цейлона, которые говорят на дивехи (язык близкий к сингальскому). Ислам проник на Мальдивы сравнительно рано. Еще в 1153 г. Арабский проповедник Абу а..

Мальмберг Владимир Константинович

Мальмберг, Владимир Константинович - историк древнегреческого искусства. Родился в 1860 г., окончил курс в Казанском университете. Состоит профессором истории искусств Московского университета и директором Московского музея имени Александра III . Главные труды Мальмберга посвящены исследованию памятников греческой декоративной скульптуры ("Методы древнегреческих храмов", Юрьев, 1892-магистерская диссертация. "Древнегреческие фронтонные композиции", Санкт-Петербург, 1904 - докторская диссертация)..

Мальнате

(Malnate) см. Варезе.. ..

Дополнительный поиск Малько Николай Андреевич Малько Николай Андреевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Малько Николай Андреевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малько Николай Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 24 символа