Набоков Николас (николай Дмитриевич)

274

(17.4.1903, Любча, Новогрудского у., Минской губ, - 6.4.1978, Нью-Йорк) - композитор. Потомок старинной русской дворянской семьи. Прадед - Николай Александрович Н. - офицер флота, исследователь Новой Земли (1817), одна из рек которой получила его имя. Брат прадеда - генерал Иван Александрович Н. - был комендантом Петропавловской крепости. Дед - Дмитрий Николаевич Н. - министр юстиции в эпоху судебных реформ середины XIX в. Дядя - Владимир Дмитриевич Н. - юрист. Его двоюродный брат - писатель В.Набоков. Николай получил начальное образование в Петербурге. В 1917 оказался в Крыму, в Ялте, где брал уроки композиции у В.Ребикова. В 1920-22 учился в консерватории в Штутгарте, а позже - в консерватории Страсбурга. Приехав в Берлин, стал учеником Ф.Бузони по фортепиано.

В 1923 Н. Поселился в Париже, где с 1924 продолжил образование в Сорбонне, получив там степень бакалавра искусств. В Париже Н. Был представлен С.Дягилеву, который сразу же поручил ему написать сочинения для «Русского балета», что послужило благоприятным началом музыкальной карьеры композитора. Н. Написал балет-ораторию «Ода» (по оде М.Ломоносова «Вечернее размышление...»), которая была поставлена в Париже 6.6.1928. Являясь, в сущности, вокально-хореографической поэмой, «Ода» исполнялась в театральнотанцевальных традициях и принесла известность молодому композитору. Лирические вокальные произведения и «Ода» раскрывают главное свойство Н. - культуру вокального мелоса. По отзыву Б.Асафьева (1929), «о многих страницах его музыки можно сказать, что они напевны, даже проще.

Они поют». В работах композитора заметно стремление к непосредственности через вокальное начало, что может считаться убедительным показателем ценности его исканий. К сожалению, другой балет Н. - «Жизнь Афродиты» (1929) - менее удачен. Здесь искомая простота превращается уже, по словам Асафьева, в прямую стилизацию, не имеющую под собой почвы. С 1923 и до смерти Дягилева в 1929 Н. Работал для «Русского балета». В 1933 Н. Переехал из Парижа в США и стал преподавателем различных колледжей. Вначале (1935-36) в «Mannes School» (НьюЙорк), в 1936 в Йелльском колледже (НьюЙорк), в 1941-45 в «St. Johns College» (Аннаполис) ив 1947-51 в консерватории Пибоди в Балтиморе. В 1945-46 Н. - офицер по культурным связям при американских правительственных войсках в Германии.

Параллельно с педагогической деятельностью Н. Продолжал работать как композитор, создавая новые музыкальные произведения, в том числе и балетные. «Мирный союз», написанный для «Ballet Russe de Monte Carlo», имел своеобразный характер оперы. Известный исторический сюжет, оригинальная музыкальная концепция, драматическая интенсивность, славянские мотивы, тональная и хроматическая техника сливаются и звучат убедительно, находя отклик у публики. И музыка, и исполнители имели заслуженный успех. Вторая опера Н. - «Напрасные усилия любви» (либретто Аудена и Кальмана по одноименной комедии Шекспира) - была поставлена на сцене театра «de la Monnaie» в Брюсселе в 1973 (реж.В.Бауэрнфайнд, худ.Ф.Санжюст). Поскольку оперные либреттисты убрали из произведения Шекспира острые пародийные каламбуры, элементы сатиры на современное драматургу общество, важная исходная позиция - противопоставление и высмеивание различных контрастных ситуаций - была для композитора потеряна.

Но Н. Не был этим обескуражен, он создал прелестную занимательную комедию в манере деревенского музыкального секстета, умело сочетая песенки и мадригалы с ариями и ансамблями.Р.Петерс дирижировал с душевной щедростью, умело раскрывая характер музыки. Певцы играли легко и исполняли свои партии с воодушевлением. Премьера оперы была парадным, праздничным действием. На протяжении всей творческой жизни Н. Работал в области инструментальной и вокально-оркестровой музыки. Его первая Лирическая симфония была исполнена в Париже в феврале 1930. Симфония № 2 Библейская («Biblica») в Нью-Йорке 2.1.1941. Третья симфония «Молитва» («A Prayer») также показана в Нью-Йорке 4.1.1968. Музыкальный эпизод по трагедии «Самсон-борец» («Samson Agonistes») Мильтона исполнен в Нью-Йорке 14.5.1938.

«Возвращение Пушкина» («The Return of Pushkin»), элегия, прозвучала в Бостоне 2,1.1948. Кантата «Америка была обещаниями» («America was Promises») - в Нью-Йорке 25.4.1950. 2.3.1951 исполнена «Новая жизнь» («Vita nuova») для сопрано, тенора и оркестра. Виолончельный концерт с подзаголовком «Подношения» («Les Hommages») показан в Филадельфии 6.11.1953. Кроме этих сочинений, написаны также. Оратория «Иов» («Job», 1933). «Коллекционер эхо» («Collectionneur dEchos») для сопрано, баса и девяти ударных инструментов (1933). «Жених» («Le Fianc6») для оркестра (1934). Струнный квартет (1937). Соната для фагота и фортепиано (1941). Две фортепианных сонаты (1926 и 1940). Фортепианный концерт (1932). Концерт для флейты (1948). «Христианские символы» («Simboli Chretiane») для баритона и оркестра ( 1953).

«Размышление в одиночестве» («Studies in Solitude», 1961). 5 поэм Анны Ахматовой для голоса с оркестром (1964). 4 поэмы из «Доктора Живаго» Б.Пастернака (янв. 1968). Фортепианные пьесы, песни. Круг тем, затронутых Н., очень широк. Неудивительно, что музыкальный язык различных его сочинений так неодинаков. Работая во Франции, композитор объединил в своем творчестве русское мелодическое начало с традициями французского импрессионизма. Некоторые сочинения более позднего периода написаны в воспринятом им космополитическом стиле с примесью «модной битональности» (Н.Слонимский, 1984). В работах на русские темы композитор возвращался к мелоритмам русских народных песен.А.0неггер в своей книге «Я композитор» (1950-51), перечисляя весьма талантливых композиторов, работавших во Франции, назвал Н.

Наряду с такими именами как Хиндемит, Прокофьев, Бриттен, Орфф, Барбер, Копленд, Шостакович. Начиная с 50-х Н. Активно участвовал в пропаганде современной музыкальной культуры. Он стал видным музыкально-общественным деятелем. С 1952 по 1963 генеральный секретарь музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже, в 1963-68 художественный руководитель «Берлинских музыкальных фестивальных дней», организатор «Парижских фестивалей XX века» (1952), музыкальных фестивалей в Риме (1954) и Токио (1961). В 1970-71 Н. Читал лекции по эстетике в Государственном университете Буффало и затем в университете Нью-Йорка (1972-73). Н. Автор книг. «Старые друзья и новая музыка» (Бостон, 1951). «И.Стравинский» (Бостон, 1964). «Мемуары русского космополита» (на англ.

Яз. Нью-Йорк, 1975). Он входил в число авторов многотомного труда «Композиторы двадцатого века», изданного в Лондоне в 1971-74, опубликовал множество музыкально-критических статей в журналах Америки и Европы..

Значения в других словарях
Набоков Владимир Дмитриевич

Набоков, Владимир Дмитриевич - политический деятель и криминалист, сын бывшего министра юстиции (см.ниже). Родился в 1870 году. Окончив юридический факультет Петербургского университета, был командирован в Германию для подготовки по кафедре уголовного права. В 1896 - 1904 годах преподавал уголовное право в Училище Правоведения. Вынужденный по политическим условиям покинуть кафедру, Н. Отдался научно-общественной деятельности. С 1905 года он состоит председателем русской группы международного сою..

Набоков Дмитрий Николаевич

Набоков, Дмитрий Николаевич - государственный деятель (1827 - 1904). Окончил курс в училище правоведения. Был товарищем председателя симбирской палаты гражданского суда. Перейдя на службу в морское министерство, состоял директором комиссариатского его департамента. В 1864 году назначен сенатором, в 1867 году - главным начальником Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по делам Царства Польского. Много содействовал введению в нем судебных уставов 1864 года. В 1878 году назначен мини..

Набор

— совокупность, подбор предметов одного назначения, образующих нечто целое, например Н. Мебели — гарнитур, или набор, комплект инструментов. Кроме того, так называют массовый наем, вербовку на работу или прием в учебные заведения. Рекрутский Н. В дореволюционной России — призыв на военную службу лиц из податных сословий. И наконец, типографский, полиграфический Н.. ..

Набор Корпуса Судна

- совокупность соединенных друг с другом балок, подкрепляющих внешние и внутренние листовые конструкции корпуса судна и образующих его каркас. Набор служит опорным контуром для листов наружной обшивки, палуб, переборок и, обеспечивая их жесткость и устойчивость, образует вместе с ними судовые перекрытия. Совместно с другими связями набор обеспечивает прочность корпуса судна. Набор различают по месту его расположения (днищевой, палубный, бортовой набор, набор переборок, оконечностей), а также по ..

Дополнительный поиск Набоков Николас (николай Дмитриевич) Набоков Николас (николай Дмитриевич)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Набоков Николас (николай Дмитриевич)" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Набоков Николас (николай Дмитриевич), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 36 символа