Сабанеев Леонид Леонидович

212

(1.10.1881, Москва - 3.5.1968, Ангиб, Франция) - музыковед, музыкальный критик, композитор. Из дворянского рода. Его отец, Леонид Павлович, помещик Ярославской губернии, был известным зоологом и специалистом по вопросам охоты. На собственные средства издавал научно-популярный журнал «Природа» (1873-77), был редактором и издателем журнала «Природа и охота» (1878-98). Брат - Борис Леонидович, стал преподавателем Московской консерватории. Юность братьев Сабанеевых была суровой. Отец тяжело болел и умер в Ялте 25.1.1898. Мать, страдавшая психическим заболеванием, часто лежала в больнице. Сабанеевых поддерживал их преподаватель по классу композиции в Московской косерватории С.Танеев, который почти ежедневно навещал братьев и бесплатно занимался с ними, приглашал их на домашние «ассамблеи», где преподаватели и ученики поочередно исполняли новые музыкальные произведения.

На собраниях присутствовали Рахманинов, Гольденвейзер, Игумнов, Скрябин, Катуар. Консерваторский педагог С. По классу фортепиано Зверев умер в 1893 и завещал братьям свою нотную библиотеку, что также помогло их музыкальному развитию. После Зверева С. Стал заниматься по фортепиано у П.Шлёцера, с которым много и плодотворно общался. Одновременно с занятиями в консерватории С, изучал математику в Московском университете, в 1906 получил степень магистра математики. Однако применить на практике полученные знания С. Не пришлось. Он безраздельно посвятил себя музыке, занимался композицией и особенно обстоятельно - музыкознанием. Постепенно увлечение С. Музыкой Вагнера, а позже - Скрябина, активным пропагандистом которой он стал с 1906, отдалило его от Танеева, оставшегося верным русским классическим традициям.

Годы, с 1909 по 1915, прошли у С. Под знаком близости и дружбы со Скрябиным. По воспоминаниям С., именно тогда полюбил он «этого беспредельного мечтателя». «Это была именно крылатая душа, которая фантазировала, сама в это верила и действительно заражала кругом всех каким-то энтузиазмом веры или красивой мечты». В 1916 С. Написал монографию «Скрябин» (2-е изд. 1925). Свои впечатления как «друга-наблюдателя» он изложил много позже в книге «Воспоминания о Скрябине» (М., 1925), где попытался воспроизвести высказывания композитора о творческих замыслах, о содержании произведений, имеющих философский характер. В 1923 С. Издал письма Скрябина. В течение короткого времени С. Стал музыкальным критиком и корреспондентом газет и журналов.

«Голос Москвы» (1909-15), «Музыка» (1910-15), «Московская газета» (191315), «Театральная газета» (1914-17), «Музыкальный современник» (1915-16), «Театральная Москва» (1921-22), «К новым берегам» (1923), «Музыкальная культура» (1924), «Современная музыка» (1924-25), «Музыка и революция» (1927). Его многочисленные статьи охватывали широкий круг вопросов. В них С. Заявил о себе как о горячем последователе современных направлений в музыке. Математическое образование дало ему возможность для более глубокого изучения научных аспектов музыки. Ранние работы С. Содержат ряд теоретических изысканий по гармонии, ритму, мелосу, а также взаимоотношениям между звуком и цветом. «К вопросу об акустических основах гармонии Скрябина» (Музыка, 1911, № 16).

«О звуко-цветовом соответствии» (Там же, № 9). «Наука о музыке» (Там же, 1912, № 74). «Эволюция гармонической идеи» (Пг.,1915). «Музыка речи. Эстетическое исследование» (М., 1923). В работе «Психология музыкально-творческого процесса» (Искво, 1923, № 1) он делает попытку проанализировать сложный творческий механизм создания композитором музыкального произведения на основе личного опыта. Музыкально-общественная деятельность С. Проходила очень активно. С 1921 он- член правления и заведующий музыкальной секцией Академии художественных наук. В 1921-23председатель ученого совета Института музыкальной науки. Он - музыкальный обозреватель газет «Правда» и «Известия». В 1926 С. Уехал за границу и попеременно жил во Франции, Англии, Германии, США, затем окончательно обосновался в приморских Альпах.

В первый год жизни в Париже (1927) публиковался в периодической печати СССР как парижский корреспондент («Письма из Парижа»). Напечатал в ленинградской газете «Жизнь искусства» от 14 июня интервью с И. Стравинским. С. Писал многочисленные работы в области истории музыки, монографии о многих композиторах. «Метнер» (1913). «Клод Дебюсси» (М. ,1922). «Рихард Вагнер и синтез искусства» (1923). «Национальная еврейская школа в музыке» (М" 1924). «Морис Равель» (1924). «История русской музыки» (М" 1924 и также на нем. Яз., 1926). «Всеобщая история музыки» (19251. «Современные русские композиторы» (Нью-Йорк, 1927, на англ. Яз.). «Александр Абрамович Крейн» (1928). «Сергей Танеев» (Париж, 1930, на рус. Яз.). «Музыка к кинофильмам» (1935). Не все его работы сохранили свое значение, но «Воспоминания о Скрябине» и исследования в области теории музыки остаются актуальными и сегодня.

Параллельно с музыковедческой деятельностью С. Много сочинял. Находясь под сильным влиянием Скрябина, он пытался писать в том же творческом ключе, как и гениальный композитор. Однако он подвергся критике С.Прокофьева, считавшего, что Скрябину подражать невозможно, т.к. Его индивидуальность неповторима. Среди сочинений С. Балет «Летчица» («LAviatrice», 1928, Париж), симфоническое сочинение «Морская лазурь» («Plots dazur», 1936, Ницца), два трио (1907 и 1924), соната для скрипки и фортепиано, множество фортепианных сочинений. Чаконна и фуга (1940), прелюды, этюды, экспромты, поэмы, фрагменты, листки из альбома. Кантата «Апокалипсис» для солистов, хора, органа и оркестра (1940). С. Сделал переложение «Прометея» Скрябина для двух фортепиано в 4 руки.

Отдавая дань уважения Скрябину, С. Восстановил на основе отрывков манускрипта единственный романс композитора, посвященный Наталии Секериной - его юношескому увлечению.С. Принадлежат ряд романсов на тексты К.Бальмонта, А.Апухтина, М.Сабашниковой..

Значения в других словарях
Сабазий

- бог-целитель, культ которого имел малоазийское, восточное происхождение. Считался богом плодородия, земледелия, отождествлялся с библейским Яхве и римским Юпитером. Его священным животным была змея, а в качестве жертвенных даров ему посвящали бронзовые руки, приносили плоды, виноград, шишки пинии или пихты.. ..

Сабан

(тюрк.), плуг с колёсным передком у народов Поволжья и Сибири.. ..

Сабантуй

— от тюркских «плуг» и «туй» — праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. В широком значении — складчина, пирушка.. ..

Сабанчи

- монг., категория оседлого крестьянского населения Зол. Орды. Крестьяне - общинники, имевшие свою землю, привлекавшиеся к барщинным работам на землях феодалов и несшие определенные натуральные повинности.. ..

Дополнительный поиск Сабанеев Леонид Леонидович Сабанеев Леонид Леонидович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сабанеев Леонид Леонидович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сабанеев Леонид Леонидович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 26 символа