Чайковский Петр Ильич

197

Чайковский (Петр Ильич) - один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще и пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои досуги. Семи лет Ч. Записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Ч. В детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из "Дон Жуана".

Моцарта. В продолжение всей жизни Ч. Сохранил особое благоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Ч. Рано. В 1845 г. Ч. Начал учиться игре на фортепьяно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Ч. Играл на фортепьяно как взрослый. Способность фантазировать за фортепьяно проявилась у Ч. В 50-х годах. Во время своего пребывания в училище правоведения, Ч. Не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. Ч., окончив курс, поступил на службу в департамент Министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время. Никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер , у которого он занимался игрой на фортепьяно, не видел в своем ученике ничего особенного.

Он решился, однако, поступить в петербургскую консерваторию, несмотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению. Вера в свое призвание у Ч. Была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал брату. "С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной". Занимался Ч. В классе теории композиции профессора Н.И. Зарембы, позднее - в классе инструментовки А.Г. Рубинштейна . Оставив службу, Ч. Испытывал материальную нужду. В 1865 г. Ч. Окончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера "К радости". Другие его консерваторские работы - увертюра к "Грозе". И танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу "Воевода".

При основании консерватории в Москве в 1866 г. Ч. Был приглашен туда профессором гармонии. В 1866 г. Ч. Дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur, с успехом средним. В том же году Ч. Начал первую симфонию. В следующем году andante и скерцо из нее исполнялись в русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге. К периоду 1866 - 1867 гг. Относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес. "Воспоминание о Гапсале", обративших на себя всеобщее внимание. В 1867 г. Ч. Начал писать оперу "Воевода". И в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании русского музыкального общества в 1868 г.

С большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Ч. Заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера "Воевода", поставленная в 1869 г. В Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Ч. К своему симфоническому произведению "Фатум". (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Ч., "Ундина", оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже уничтожена автором в 1873 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Ч. Осенью 1869 г. Ч. Пишет увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта", с которой начинается настоящее его значение в истории искусства.

Хотя это произведение имело в Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Ч. В том же году Ч. Написал шесть романсов, из которых "Нет, только тот", "И больно, и сладко", "Слеза дрожит", "Отчего", "Ни слова, о друг мой". Сразу завоевали всеобщий интерес. Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера "Опричник". (1872), симфоническая фантазия "Буря". (1873). На конкурсе русского музыкального общества в 1875 г. Его опере "Кузнец Вакула". Была присуждена первая премия. Данная в Петербурге в 1876 г., она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий. Впоследствии сам Ч. Признал ее недостатки.

За ней последовала опера "Евгений Онегин", которой, вместе с шестой симфонией, написанной в конце жизни Ч., суждено было увековечить его имя. Сначала Ч. Не верил в успех "Онегина", называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению. Первое представление этой оперы состоялось в московской консерватории 17 марта 1879 г. Успех был средний. Надо полагать, что причиной тому было отчасти и исполнение учеников. В апреле 1883 г. "Евгений Онегин". Исполнен был в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К.К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Ч.

В 1877 г. Произошла перемена в материальной обстановке Ч., благодаря Н. Ф. Фон-Мекк, предложившей Ч. Ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей. Это дало Ч. Возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности. А когда Ч. Хорошо работал, то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал. Сочинения Ч., эпизодически проникавшие за границу и находившие таких поклонников, как Брюллов , все более и более там распространялись, особенно благодаря концертам в Париже, под управлением Н.Г. Рубинштейна (2-й фортепьянный концерт, "Буря", серенада и вальс для скрипки), на всемирной выставке в 1878 г. В том же году Ч. Написал литургию святого Иоанна Златоуста . Следующая опера. "Орлеанская дева". (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по Шиллеру в переводе Жуковского , не оправдала надежд композитора.

Она была дана в Петербурге в 1881 г. Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Большую удачу Ч. Имел с оперой "Мазепа". (1883), поставленной в Москве в 1884 г., гораздо меньшую - с "Чародейкой", имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 г., посредственный успех. Репутация Ч., как оперного композитора, воспрянула с "Пиковой дамой", поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 г. Эта опера, не сходящая с репертуара, по своей популярности не уступает "Евгению Онегину". Она обошла, наравне с последней, все оперные сцены России. Эти две оперы проникли за границу, где их не покидал успех. Последняя опера Ч., "Иоланта", дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 г., вместе с его же балетом.

"Щелкунчик". Не менее обширна была деятельность Ч. Как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик". Представляют чрезвычайно ценный вклад в область русской музыки. Драматическая опера - задача сложная, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Ч. Эта задача не всегда давалась, тем не менее он проявил во многих сценах (в "Евгении Онегине"), "Мазепе", "Пиковой даме") замечательное мастерство, да и в других его операх есть множество отдельных красот. Каждая из них представляет крупный интерес для развитого музыканта.

В симфонической музыке Ч., как говорится, был более у себя дома. Сплошной музыкальный интерес, богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых нежных до самых мощных - все это ставит Ч. В ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда преступившая границы этого рода музыки. Его техника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большие трудности. В области романса Ч. - замечательный лирик. Вообще, какого бы рода музыка Ч. Ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение.

Вся музыка Ч. Проникнута преимущественно русским складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Ч. Возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Ч. Было необычайное. Он не мог оставаться без работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой. Можно сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на долгое время. Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом своему любимому делу. В каталоге сочинений Ч. Значатся 76 opus´ов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Ч. Был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния.

Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Ч. - этот вопрос не разъяснен. На жизненном пути Ч. Встречались люди, сыгравшие большую роль в его артистической карьере. К ним относятся А. Г. И Н.Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был строгим судьей сочинений Ч., но вместе с тем и самым энергичным их пропагандистом), а также П.И. Юргенсон , замечательный по бескорыстию издатель сочинений Ч., брат Ч. Модест , его сотрудник во многих оперных произведениях, сестра его А.И. Давыдова. Император Александр III в 1888 г. Назначил Ч. Пенсию в 3 тысячи рублей. Общительный и ласковый характер Ч., а также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Среди них были и музыканты, принадлежавшие к различным группам, но как ни дружил Ч.

С композиторами других направлений, он оставался верен своим взглядам. По своей нервности Ч. Не мог оставаться где-нибудь подолгу и с 1877 г. Вел жизнь кочевую. Он совершал многократно артистические поездки по России и за границей (в Германии, Франции, Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Ч. Не по сердцу, но тем не менее он пробыл профессором в консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии. Только под конец жизни Ч. Основался в Клину, где и сохранились его квартира со всей обстановкой. Там же и архив Ч. Концерт 16 октября 1893 г., где он дирижировал в первый раз своей шестой симфонией, был лебединой песнью Ч. 25 октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре.

Капитальным трудом, дающим возможно полную характеристику Ч., является "Жизнь Петра Ильича Чайковского". (3 том, 1903), составленная М.И. Чайковским. Сюда вошел материал из архива Ч., "Памятной книжки правоведов XX выпуска", Мордвинова (Санкт-Петербург, 1894), "Воспоминаний о П.И. Чайковском". Кашкина (Москва, 1896) и газетных статей о сочинениях Ч. Н. Соловьев..

Значения в других словарях
Чайковский Петр Ильич

Чайковский Петр Ильич [25.4(7.5).1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, ‒ 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850‒59 учился в училище правоведения в Петербурге, в 1859‒63 служил в Министерстве юстиции. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 ‒ Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г...

Чайковский Петр Ильич

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-93) - российский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы. "Евгений Онегин" (1878, лирические сцены - новый тип оперы), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891) и др. Новатор в ..

Чайковский Петр Ильич

— один из крупнейших русских композиторов. Род. 25 апреля 1840 г. В Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. Семи лет Ч. Записывал уже свои детские впечат..

Чайковский Петр Ильич

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ.(1840-1893), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 7 мая 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занят..

Чайковский Петр Ильич

( 7 V 1840, Воткинск Удм. АССР - 6 XI 1893, Петербург) Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие.Д. Шостакович"Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору". В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы "правдиво, искренне и пр..

Чайковский Петр Ильич

Чайковский (Петр Ильич) - один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 г., в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще и пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои досуги. Семи лет Ч. Зап..

Чайковский Пётр Ильич

(1840, посёлок Воткинск Сарапульского уезда — 1893, Петербург), композитор, дирижёр. Из семьи горного инженера, начальника Камско-Воткинского сталелитейного и железоделательного завода. В 1859 окончил Училище правоведения в Петербурге, назначен на государственную службу, в 1867 в чине надворного советника вышел в отставку. В 1862—65 учился в Петербургской консерватории.Впервые посетил Москву ребёнком, в 1848. В январе 1866 по приглашению Н.Г. Рубинштейна стал преподавателем музыкальных классов М..

Чайковский Пётр Ильич

(1840—1893), композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. В 1848 приезжал в Петербург. В 1850—59 учился в Училище правоведения. В 1852 семья Ч. Переехала в Петербург в связи с назначением отца — Ильи Петровича (1795—1880) на должность директора Технологического института (в 1852—53 жили на Сергиевской улице, ныне улица Чайковского, 41). По окончании училища Ч. В 1859—63 служил в Министерстве юстиции. В 1865 окончил консерваторию (по классу сочинения занимался у А. Г. Рубинштейна). С 1..

Чайковский Модест Ильич

Чайковский (Модест Ильич) - драматург, брат композитора, родился в 1850 г. Кроме нескольких драм ("Предрассудки", "Симфония", "День в Петербурге"), Ч. Принадлежат либретто "Иоланты", "Пиковой дамы". И "Дубровского", а также обширная биография его брата П.И. Чайковского (Санкт-Петербург, 1903). Ч. Хорошо знает условия сцены. Пьесы его пользуются успехом.. ..

Чайковский Николай Васильевич

(1850/51-1926). Русский политический деятель, участник народнического движения. Член кружка "чайковцев". В 1874-1906 гг. - в эмиграции. В 1890-х гг. - один из организаторов "Фонда Вольной русской прессы". В 1904-1910 гг. - эсер. В годы первой мировой войны - социал-шовинист. После Февральской революции 1917 г. - член ЦК Объединенной трудовой народно-социалистической партии. После Октябрьской революции возглавлял белогвардейское правительство в Архангельске и вел активную борьбу с Советской власт..

Чайковский, Николай Васильевич

(1850-1926) - родился в 1850 году. Старый деятель русского революционного движения. Один из первых основателей социалистических кружков, в 70-ых годах, народнического направления. Вождь народно-социалистической партии. После февральской революции 1917 г. Был членом оборонческого ЦИК. После Октября возглавлял белогвардейское правительство в Архангельске и вел активную борьбу с Советской властью. В состав Правительства Чайковского входили партии от левых кадетов до меньшевиков и эсеров. Ликвидиров..

Чайковцы

- революционная народническая организация в Петербурге в 1869-1874 гг., первоначальный кружок М.А. Натансона, В.М. Александрова, Н.В. Чайковского. Участники готовили пропагандистов из рабочих и интеллигенции для работы среди народа, издавали и распространяли революционную литературу, инициаторы "хождения в народ". Организация имела филиалы в Москве, Киеве, Одессе.. ..

Дополнительный поиск Чайковский Петр Ильич Чайковский Петр Ильич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чайковский Петр Ильич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чайковский Петр Ильич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 21 символа