Явленский Алексей Георгиевич

210

(1864, близ Торжка, Тверской губ. - 15.3.1941, Висбаден, Германия) - художник. Из дворянской семьи. Ранние годы провел в Белоруссии, в имении отца, Воспитывался с 1874 во 2-м кадетском корпусе в Москве. В 1885-87 учился в Александровском военном училище. По окончании его служил в 7-м гренадерском полку, с 1890 - в Кронштадтском крепостном пехотном батальоне. Последний воинский чин штабс-капитан. В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры. Интерес к живописи возник у Я. В 1880. Он часто посещал выставки и музеи, в особенности Третьяковскую галерею. В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И.Репина. Познакомился там с М.Веревкиной. Неудовлетворенный академической системой преподавания, с 1893 работал в ее мастерской.

Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А.Ашбе. В 1897 посетил Венецию. Увлеченно писал натюрморты и пейзажи, добиваясь цветовой гармонии, в основном используя темные тона. После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. Стали превращаться в цветовые композиции. «цвета горят, - писал он, - передавая жар души». 10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С.Дягилевым. О своих произведениях сам Я. Писал в это время. «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Во Франции Я. Посещал мастерскую А.Матисса, был дружен с Э.Веркаде, последователем П.Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби».

Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М.Веревкиной, В .Кандинским (который позднее называл Я. Своим учителем), Г.Мюнтер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества - Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства. Вицепрезидент общества, с 1911 - президент. В 1911 создал серию «голов», заполняя почти квадратные по формату холсты изображением лиц, фокусируя зрительское внимание на выражении их глаз. Считал, что в головах нашел, наконец, свою форму и цветовое решение, стремясь к синтезу своих впечатлений и ощущений. «Я выкидываю все частности, все детали, - писал Я., - чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи.

И если я утрирую и формирую, то только для того, чтобы подчеркнуть каждый раз главный мотив моей эмоции». Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Персональные выставки Я. Состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В России картины Я. Экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. Последний раз был в России в 1914. В связи с началом 1 -и мировой войны Я. Переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души».

Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях. Серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания. Серия «медитация» («Терновый венец», 1918. «Молитва», 1922. «Поэзия утра», 1930. «Аврора», 1931). В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Е.Незнакомовой. Их сын - А.Незнакомов-Явленский, также стал художником. В 1924 вместе с П.Клее, Л.Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих». Выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х - «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937).

После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. Были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В последние годы жизни Я. Тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Мемориальные выставки Я. Состоялись после войны в Европе и США..

Значения в других словарях
Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию

Чудотворная икона. Написана в память сего чудесного явления и изображает самое явление. Однажды ночью преподобный Сергий со своим учением Михеем пел акафист Пресвятой Богородице и при этом молился Ей о своей обители. Помолился и сел отдохнуть. Вдруг сказал он св. Михею. "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Лишь произнес он эти слова, как послышался голос. "Пречистая грядет!" Тогда св. Сергий вышел в сени, и его осветил необыкновенный свет, и он увидел Пресвятую Богородицу, сопрово..

Явления

- результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.. ..

Явлинский Григорий Алексеевич

(р. 1952), политический и государственный деятель. В июле - декабре 1990 заместитель председателя Совета Министров РСФСР, председатель Государственного комитета РСФСР по экономической реформе. С декабря 1993 депутат Государственной думы. Один из лидеров фракции "Яблоко". С января 1995 председатель общероссийского объединения "Яблоко". В 1996 баллотировался на пост президента Российской Федерации.. ..

Явнутий

Явнутий - младший сын великого князя Гедимина, см. Евнутий (XI, 421).. ..

Дополнительный поиск Явленский Алексей Георгиевич Явленский Алексей Георгиевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Явленский Алексей Георгиевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Явленский Алексей Георгиевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 28 символа