Modern

352

(нем. Die Moderne, фр. Modernite) - современность. Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв. В русле двух основных версий. I) По Хабермасу, именно 'Гегель - первый философ, развивший ясное понимание современного. Поэтому мы должны вернуться именно к Гегелю, если хотим понять внутреннее отношение, связывающее современность и рациональность, отношение, которое вплоть до Макса Вебера казалось само собой разумеющимся и которое сегодня ставится под сомнение'. (Ср. У Ш.Бодлера. Современность - умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую традицию. По Бодлеру, принцип 'die Neuzeit' или 'нового времени' сформулировал Гегель.) По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется.

1) индивидуализмом нравов. 2) правом на критику или свободой совести. 3) автономией поведения (то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки). 4) идеалистической философией. Согласно Хабермасу, 'проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики. Постепенный отказ от античной модели произошел в начале XVIII века благодаря знаменитому спору Древних и Современных. Сторонники восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой'.

Проект модерна, сформулированный в 18 в. Философами Просвещения, по версии Хабермаса, состоит в том, чтобы 'неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. Для разумной организации жизненных условий'. Как итог, - утверждает Хабермас, - с тех пор, 'модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени'. По убеждению Хабермаса, для осуществления М. Как специфического 'незавершенного проекта' необходимо направить 'социальную модернизацию в другое некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет выработать в себе институты, которые ограничат собственную систематическую динамику экономической и управленческой системы деятельности'.

Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим 'мир современности' течением 'младоконсерваторов', присваивающих 'ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности'. II) В современной французской философии авторами концепта 'Новое время' называются Кондорсе и Конт. По мысли Лиотара, М. Суть эпоха господства метанарраций. Философия Гегеля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе 'спекулятивную современность'. Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее (свободы, Просвещения, социализма и т.п.).

Но, по мысли Лиотара, современный проект (реализации универсальности) разрушен (итог Освенцима и Холокоста). 'победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории - не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь'. Народоубийство Освенцима и открывает пост-М. (см. МОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ .).

Значения в других словарях
Dаs Маn

(нем. Man - неопределенно-личное местоимение) - понятие, введенное в 'Бытии и Времени' Хайдеггера (1927) при анализе неподлинного существования человека. Хайдеггер отмечает, что существует такая озабоченность настоящим, которая превращает человеческую жизнь в 'боязливые хлопоты', в прозябание повседневности. Основная черта подобной заботы - ее нацеленность (как практически-деятельного, так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленн..

Kritik

(нем. Фр. Critique. Русск. Критика. Англ. Criticism - от греч. Kritike - искусство судить) - 1) в классической философии - понятие, фиксирующее в своем содержании аналитическое рассмотрение социально (культурно) артикулированного объекта (концепции), фундированное эксплицитным рассмотрением его исходных социокультурных оснований, органично предполагающим постановку под сомнение их истинности или правомерности. Эпоха классической философии, реализующей атрибутивно присущую ей функцию экспликации ..

Ressentiment

(фр. 'мстительность') - понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. ГЕНЕАЛОГИЯ) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово 'R.' без перевода. Впоследствии понятие 'R.' приобрело большую популярность и стало использоваться в трудах многих европейских мыслителей. Так, в книге Шелера 'Ресентимент в структуре морали' автор следующим образом объясняет значение данного феномена. 'В естественном французском словоупотреблении я нахожу два элемента слова 'ресентимент'. Во-первых..

Аббаньяно

(Abbagnano) Никола (1901-1990) - итальянский мыслитель, философ, основоположник концепции 'позитивного экзистенциализма'. Основные сочинения А., посвященные данной концепции. 'Структура экзистенции' (1939), 'Введение в экзистенциализм' (1942), 'Позитивный экзистенциализм' (1948), 'Возможность и свобода' (1956), а также ряд статей, написанных им в 1940-1950-е. Уже в ранних работах 'Истоки иррациональной мысли' (1924), 'Проблема искусства' (1925), 'Новый английский и американский идеализм' (1928) ..

Дополнительный поиск Modern Modern

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Modern" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Modern, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "M". Общая длина 6 символа