Авенариус

440

(Avenarius) Рихард (1843-1896) - швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. С 1876 - совместно с Вундтом - начал издавать в Германии 'Трехмесячник научной философии'. Преподавал 'индуктивную философию' в университете Цюриха (1877-1896). Основные сочинения. 'Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта' (1876), 'Критика чистого опыта' (в 2-х томах, 1888-1890), 'Человеческое понятие о мире' (1891), 'О предмете психологии' (1894-1895) и др. Собственную философскую позицию А. Именовал 'эмпириокритицизмом' - 'надпартийным' философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью А. Являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин.

Согласно А., 'любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят. 'Это следует проверить'. Если же, по мысли А., 'среда - предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт'. Содержанием утверждения в таком контексте выступает 'испытанное'. Критикуя 'чистый опыт', А. Призывает вернуться к 'естественному понятию мира', постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также - множественность актуальных отношений между всеми ними ('закон жизненного ряда'). По версии А., содержание опыта 'естественного понятия мира' включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением - точнее, трактует их /движения - А.Г./ как высказывания.

Это у А. - 'основное эмпириокритическое допущение принципиального человеческого равенства'. Началом исследования, его исходным пунктом, А. Именует 'ближнего', 'не затронутого никакой - ни дикой, ни цивилизованной философией'. Под опытом подразумеваются лишь мысли, находимые ближним данными, но лишь 'такими, какими он находит их данными'. Поэтому естественное понятие о мире, согласно А., искажается интроекцией - истинным бичом, по версии А., истории философии. Свою, нетрадиционную, трактовку интроекции А. Обозначил так. 'В то время как я оставляю дерево предо мною, как виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, - господствующая же психология вкладывает дерево, как 'виденное', в человека (т.е.

В его мозг). Это вкладывание 'виденного' внутрь и т.д. В человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция'. А. Разработал учение об 'эмпириокритической принципиальной координации', уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о 'принципиальной координации' должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. На образ исследуемого объекта. По А., индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту - то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида.

'Исходный ближний' и 'близкий ближний', по схеме А., принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее 'киноварью'. Как писал А. 'Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней. А составную часть окружающей среды - безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, - называю противоположным членом. Некоторая же составная часть моей окружающей среды - ближний - есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации'. Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура 'восстановления равновесия', как субъективная окраска элементов среды.

Наше 'Я', согласно А., отнюдь не наделено категориальными структурами (в отличие от мнения Канта). Комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде. Основанием адекватного теоретического объяснения А. Считал принцип 'экономии мышления', обусловленный. А) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде ('мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы'). Б) функцией философии как 'критики чистого опыта' - элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма. Исходный принцип учения А. - нерасторжимое единство 'системы С' или центрального члена, и 'системы R' или противочлена, т.е. Субъекта и объекта ('без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта').

Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие - это 'ощущение'. В картине мира понятию ощущения А. Отводил ключевую роль. Учение А. О 'принципиальной координации' не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия А.) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии А..

Значения в других словарях
Авенариус

IАвена́риус Михаил Петрович [7(19).9.1835 — 4(16).9.1895], русский физик, член-корреспондент Петербургской АН (1876). В 1858 окончил Петербургский университет. Профессор Киевского университета с 1866. Изучал термоэлектрические явления. Вывел формулу для термоэлектродвижущей силы. Определил критические температуры ряда жидкостей. Соч. О термоэлектричестве, СПБ, 1864. Об электрических разностях металлов при различных температурах, СПБ, 1866. Лит. Русаков В. П., Киевский физик Михаил Петрович Авена..

Авенариус

(Рихард, 1843—1896) — замечательный немецкий философ. Был профессором в Цюрихе. Философскую свою систему А. Назвал "эмпириокритицизмом" (см.). Из сочинений А. Наиболее замечательны три. "Философия, как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил" (1874), заключающее в себе учение об "экономике познания", "Критика чистого опыта" (1888—90), где разработана формальная методология опыта, и "Человеческое понятие о мире" (1891), где дан очерк теории познания в собственном смысле слова. Рассм..

Авенариус

АВЕНАРИУС Василий Петрович (1839-1919) - писатель для детей и юношества. Повесть «Современная идиллия» впервые помещена в «Всемирном труде» (1865). Отрицательное отношение к передовым стремлениям шестидесятых годов, грубый пасквиль на современную молодежь вызвали жестокие нападки критики как на эту, так и на следующую его повесть («Поветрие», 1867), и он скоро оставил общую литературу, только изредка возвращаясь к ней впоследствии. Имя его известно почти исключительно в детской литературе. Он н..

Авенариус

Авенариус Рихард (Avenarlus) (1843-1896). Швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа.. ..

Абеляр Пьер

Основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А.И. - это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития. Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному. Данное движение вперед заключает в се..

Августин Блаженный

(Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430) - христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры западного образца в целом. Родился в римской провинции Нумидии в г. Тагасте (современный Сук-Арас в Алжире). Сын язычника Патриция (римского гражданина, мелкого землевладельца) и ревностной христианки Моники (под вли..

Автономия

(греч. Autos - собственный и nomos - закон) - понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. Как социального феномена, можно зафиксировать. 1) исходное выделение человека из природы (А. Социума или нулевой цикл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. Или собственно А.). 2) формирование в рамках традиционного общества парадигмы автаркии..

Автор

Парадигмальная фигура отнесения результатов той или иной (прежде всего творческой) деятельности с определенным (индивидуальным или коллективным) субъектом как агентом этой деятельности (греч. Autos - сам). Характерна для культурных традиций определенного типа, а именно. С выраженной доминантой ориентации на инновации (лат. Augere - расти, приумножаться). Максимальное свое проявление обретает в культурах западного образца - начиная с античности, - в силу акцентирования в ней субъектной составляющ..

Авенариус

АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (1843-1896) - швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения. "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил" (1876), "Критика чистого опыта" (в 2-х томах, 1888-1890), "Человеческое понятие о мире" (1891) и др. А. Разработал учение о "принципиальной координации", уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу ..

Дополнительный поиск Авенариус Авенариус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авенариус" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авенариус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа