Вещь
ВЕЩЬ - отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. Задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. Являются ее свойства. Место и роль данной В. В определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие 'В.' является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философии Древнего мира. На становление понятия В. В античной философии оказали влияние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчивого и изменяющегося. Первооснову составляющих суть бытия В.
Искали среди конечных, чувственно-конкретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. В античной философии выдвигались такие вещественные элементы, как вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и др. Главным предметом внимания в этот период была сама В. Во всей ее телесности и вещественной силе, хотя вместе с тем в философии Платона, она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия 'В.' как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Аристотель понимал чувственно воспринимаемые предметы, обладающие телесностью и составляющие сущности 'первого порядка'. Понятие В. Употреблялось им так же для обозначения предметов, 'у которых нет материи', т.е.
Идеальных. Включение в объем понятия 'В.' наряду с материальными также и идеальных предметов имело большое значение для становления категории 'В.'. С этого времени понятие 'В.' прочно вошло в систему философского знания. Сами В. Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было. Богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. Есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. Существует как отдельное целое. В связи с этим В. Есть единица, и мир представляет собой множество отдельных В. Отдельность, обособленность существования В. Относительна. Через отношения с другими В. Данная В. Приобретает свои определения и выступает как многое.
В. Поэтому, по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ними прослеживаются в философии Лейбница. Своим учением о монадах Лейбниц способствовал дальнейшему становлению 'В.' как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. И развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, осмысление В. Должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль была выражена в принципе тождества В. Неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому принципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тождественны абсолютно и представляют одну и ту же В.
Их нельзя различить, так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейбниц, необходимо употреблять понятие силы, потому что от природы 'вещам дана некоторая действенность, форма или сила'. Отсюда следует, что все, что существует - существует как самостоятельная субстанция. И В. Есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. Объективного мира. 'Материальные вещи, - писал он, - не более как феномены, но хорошо обоснованные и связанные'. Любая природная В. Есть не что иное, как определенным образом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой.
Все В., по Лейбницу, являются вторичными проявлениями мира монад. В философии Беркли и у Юма В. Понималась как совокупность свойств, которые отождествлялись ими с ощущениями. Юм трактовал субстанцию как идею совокупности отдельных качеств. По мнению Беркли, '...если наблюдается, что некоторые цвет, вкус, запах, фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за одну отдельную вещь, обозначаемую, например, названием 'яблоко'. Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматривал его значительно шире - как один из принципов философии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идеями, а сами В. Ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъекта.
'...Притяжение, фигура и движение, - писал он, - суть лишь идеи, существующие в духе. Идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и . Следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции'. И далее. 'Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно'. Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия 'свойство', соотношением его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредоточили свое внимание на разработке категории 'отношение' и предприняли попытку (Гегель) диалектически осмыслить ранее метафизически противопоставляемые понятия 'В.
- свойство - отношение'. В учении Канта вводятся такие понятия, как 'вещь в себе' ('В. Сама по себе') и 'явление', которые, по его мнению, связывают познающий субъект с миром. Предметы познания, т.е. То, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его протекания, Кант и называл 'вещами в себе'. Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. 'Вещь в себе' обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши органы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие 'вещь в себе' там, где он обосновывал идею этики и философии истории, философии права и государства. В этом случае под 'вещью в себе' понимались особые объекты умопостигаемого мира.
Бессмертие, свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира. И первое и второе значения понятия 'вещи в себе' отражают объективное, независящее от человека содержание. Однако познать эти объективные 'вещи в себе', по мнению Канта, нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. Самими по себе ('вещами в себе'), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отношении стремился преодолеть априорный характер кантианского толкования этих понятий и дал им иную интерпретацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеществление сущности, ее мимолетное конечное существование.
Мысли о В. Есть субстанции В., а не наоборот. В философии 19-21 вв. Понятие 'В.' часто подменяется и заменяется понятием 'объект'. Однако в некоторых философских течениях оно сохраняет самостоятельное значение. В марксистской философии при анализе социально-экономических проблем понятие 'В.' ('вещный', 'вещность') используется для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. Употребляется также в логической философии и является центральным элементом в современной польской аналитической философии (см. Реизм). За последнее столетие представления о В.
Значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным открытиям в физике, химии и пограничных науках. Например, теория корпускулярно-волновой природы элементарных частиц ставит под сомнение положение Лейбница о невозможности нахождения двух В. В одном месте пространства, которое лежало в основе традиционного понимания В., ибо частицу и волну можно рассматривать как В. Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отношений, и, соответственно, о природе В. В целом. (см. Также ВЕЩЬ В СЕБЕ, СИСТЕМА ВЕЩЕЙ (БОДРИЙЯР). ).
Дополнительный поиск Вещь
На нашем сайте Вы найдете значение "Вещь" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вещь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа