Витализм
(лат. Vitalis - живой, жизненный) - (1) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. Берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. Содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. Была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. Явилась 'машинная теория жизни'. С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д.
Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. Наз. 'энтелехией', фактором, 'заключающем в себе цель'. Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. Характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни.
Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) - концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект 'нового' В. Был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как 'совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти' и переставшего трактовать смерть как 'неделимое мгновение'. Тремя 'важнейшими нововведениями' Биша в понимании проблем В. Правомерно полагать следующие. 'постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни. Превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей. А главное, принятие в качестве модели 'насильственной смерти' вместо 'естественной смерти' (Делез).
- Ср. С мыслью Фуко. 'Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он 'испарил' ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что 'по ту сторону' они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия. То, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается. То, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь. То, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной. На фоне такого мортализма и возникает витализм'..
Дополнительный поиск Витализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Витализм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Витализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 8 символа