Гелен

246

(Gehlen) Арнольд (1904-1976) - немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925-1926 слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кёльне. В 1927 защитил под руководством Х.Дриша докторскую диссертацию. С 1930 - ассистент Х.Фрайера в Социологическом институте Лейпцигского университета. В мае 1933 вступил в НСДАП, занял кафедру во Франкфурте-на-Майне (ранее ее возглавлял Тиллих). С 1938 - в Кенигсберге. С 1940 возглавил Институт психологии в Вене. С 1944 - на Восточном фронте, в 1945 был ранен. После войны был снят с поста директора, но вскоре избран член-корреспондентом Австрийской Академии наук. В 1962- 1969 - профессор социологии в Высшей технической школе в Аахене. Основная программная работа - 'Человек.

Его природа и положение в мире' (1940). При жизни автора она издавалась 12 раз (два раза существенно перерабатывалась). Другие труды. 'Действительный и недействительный дух' (1931), 'Теория свободы воли' (1932), 'Государство и философия' (1935), 'Первобытный человек и поздняя культура' (1954), 'Душа в техническую эпоху' (1957), 'Картины времени. К социологии и эстетике современной живописи' (1960), 'Мораль и гипермораль' (1969) и др. В творчестве Г. Прослеживается два этапа. 1) до середины 1930-х (философия жизни, неофихтеанство, влияние Фрайера и Н.Гартмана). 2) с середины 1930-х - философско-антропологический период, в котором можно выделить два подпериода - рубеж которых пролегает в середине 1950-х. Изначально Г.

Предложил (наряду с Плеснером - эксцентрическая версия) вариант (деятельностная версия) антропобиологического 'разворота' философской антропологии. В этот подпериод на Г. Велико влияние А.Портмана (особенно его работ по биологии). Позднее заметна переориентация Г. На социологическое, в том числе - культур-социологическое 'прочтение' философской антропологии, классиком которого стал его ученик - Х.Шельски. Г. - автор концепции 'плюралистической этики', которую он специально разрабатывал в последние годы жизни. В эти же годы Г. - один из ведущих идеологов неоконсерватизма в ФРГ. Г. Конструировал философскую антропологию как целостное знание о человеке, сводящее воедино данные отдельных наук на 'неспекулятивном' уровне.

('...Надо заключить в скобки всякую теорию, сознательно или по недосмотру ориентированную метафизически, ибо ее существование или несуществование наряду с фактами не только ничего в них не меняет, но и не порождает никогда новых конкретных вопросов применительно к ним. В таком случае метафизична всякая теория, которая тенденциозно или, как это большей частью бывает, наивно группирует такие абстракции, как 'душа', 'воля', 'дух' и т.д.') Вторая исходная теоретико-методологическая установка Г. - подчеркнутый антиредукционизм. Человек должен быть объяснен из него самого, из имманентной ему сферы. Такое исследование вполне возможно, 'если не связывать себя с существующими объяснениями человека, а твердо держаться вопроса.

Что собственно означает эта потребность в истолковании человека?' Отказавшись от идеи 'лестницы существ' Аристотеля, широко применявшейся в философской антропологии (Шелер, особенно Плеснер), Г. Акцентировал другой широко распространенный в ее дискурсах комплекс идей, восходящих к Гердеру и Ницше, а специально биологически обосновывавшийся Портманом - комплекс идей о человеке как 'недостаточном' существе. Он задает, согласно П., принципиальное отличие человека от любых иных живых существ (природа не определила человека животным, а предопределила его к 'человеческому'). Человек 'неспециализирован' в отличие от других животных, он обделен полноценными 'инстинктами', не имеет своей особой экологической ниши, а тем самым изначально не может находиться в гармонии с природой.

У него нет предопределенности к определенному типу жизни в некой особой среде. При этом он всегда целостен, и может быть понят лишь в своей этой целостности, системности (в этом отношении духовность человека суть реализованная возможность самой витальной природы человека, а не внеположенный ей 'дух' Шелера). Человек в силу этого, по Г., всегда проблематичен, открыт миру, деятельностен (по необходимости), всегда характеризуется избытком внутренних 'побуждений'. Он вынужден нести на себе непосильный груз ответственности за собственное выживание и самоопределение в мире (справляться с собой). Человек всегда 'перегружен', не может одновременно реализовывать свои интенции, 'мешающие' друг другу. В результате возникает феномен неизбежного дистанцирования человека по отношению к самому себе.

Он вынужден, согласно Г., быть постоянно нацеленным на изменения как себя самого, так и окружающей его среды, т.е. Он не может просто 'жить', а вынужден 'вести жизнь', изобретая механизмы, позволяющие 'разгружать' ее от чрезмерного перенапряжения. 'Разгрузка' (методологически Г. Формулирует это в 'принципе разгрузки') осуществляется в деятельностном самоосуществлении человека, в действовании, как снимающем дуализм души и тела, субъекта и объекта (точнее, действие предшествует любым различениям такого рода), высвобождающем его из 'плена' наличных ситуаций, заменяя все больше непосредственные взаимодействия символическими. Параллельно человек подталкивается к постоянному 'переистолковыванию себя' посредством языка.

Символическое самоистолковывание действий задает векторность движению из ситуации 'избытка побуждений', накладывает ограничения на потребности (желания) и конституирует 'поля' ('зоны') интересов. ('...Под действием нужно понимать предусмотрительное, планирующее изменение действительности, а совокупность измененных таким образом или вновь созданных фактов вместе с необходимыми для этого средствами - как 'средствами представления', так и 'вещественными средствами', - должны называться культурой'.) Действуя, люди. 1) продуцируют культуру (мир символических значений), которая не может быть 'отмыслена' от природы человека ('...там, где у животного мыслится окружающий мир, у человека располагается сфера культуры...').

2) соотносят свои действия с действиями других, кооперируются с ними, порождая многообразие человеческих сообществ. 3) создают социальные институты, регулирующие взаимодействия и стабилизирующие их результаты. Институты - своего рода 'заменители' 'инстинктов', автоматизирующие человеческую жизнь. Они обеспечивают устойчивые интересы людей, формируя 'привычки' и обогащая 'мотивы', внося закономерность и предсказуемость в человеческое поведение (через 'разумную целесообразность' и 'интерсубъективную согласованность'). Прогрессирующая рационализация институтов находит свое адекватное воплощение в феноменах техники и в возрастании опоры на свой внутренний порядок, универсализирующий частные социальные порядки до глобально-властных притязаний.

Каждый 'частный порядок' презентирует и стилизирует различные диспозиционные системы, конституированные через деятельность людей (уже природой человек спроектирован и приспособлен для культурных форм существования). Отсюда невозможность, по Г., 'моноэтики' и тезис об 'этическом плюрализме'. Так, Г. Выделяет четыре самостоятельных этоса, представленных в современных типах общества. 1) стремление к взаимности (базирующееся не на принуждении, а на речевых коммуникациях, поддерживающих эквивалентность обмена и систему взаимных вознаграждений и накладывающих ограничения на нежелательное поведение. Это отношения взаимного признания). 2) психологические добродетели (стремление к благополучию, потребность в защите и заботе, чувство долга, сострадание, 'утверждающее чувство жизни').

3) родовая мораль, поддерживающая 'групповое чувство', 'гуманитарность' ('гуманитаризм'. Нормативная ориентация на жизнь человека как вида). 4) институциональный этос (поддерживающий иерархии и сокращающий возможности индивидуального выбора действий). За счет институционального этоса происходит нейтрализация агрессивных импульсов индивидов и групп, достигается приемлемый для общества компромисс (в том числе и за счет поддержки первого и второго этосов). Агрессия, по Г., - это всегда 'прорыв' в критических ситуациях в культурно упорядоченную социальную жизнь 'инстинктивности' (здесь Г. Во многом следует за Лоренцем). С неоконсервативных позиций Г. Сопоставляет третий и четвертый этосы, конкурирующие между собой.

Основная его критика касается 'нивелирующего равенства', имплицитно присутствующего в 'родовой морали' и ведущего к 'массовому эвдемонизму' (хотя Г. Видит и опасность поглощения индивида институтами). С его точки зрения, современная ситуация все же больше характеризуется 'распадом' и 'кризисом' институтов, ведущим к гипертрофированию индивидуального, дополняемым властью 'гуманитаризма'. Тем самым происходит 'размывание' ценности 'ответственности' в обществе, место которой занимают бесконечные 'дискурсы оправдания'. (Ответственность же, по Г., - это необходимость следовать нормам института, что неизбежно и необходимо в социокультурной жизни, так как обязательства, налагаемые институтом, антропологически фундированы.) Сужение поля действия ответственности пропорционально расширяет поле действия страха и неуверенности.

Все это - следствие роста 'произвольной свободы субъективности' (за счет 'свободы в институциональных пределах'), фиксирующей глобальный кризис индустриального общества..

Значения в других словарях
Гелен

ГЕЛЕН (Элен) - в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, обладавший даром прорицания. Заранее знал о падении Трои и добровольно перешел на сторону греков. После смерти Неоптолема стал царем его земель в Эпире и женился на вдове своего брата Гектора Андромахе.. ..

Гелен

Сын Приама, одаренный силой предвидения. Стал пленником ахейцев. Он предсказал падение Трои, если Филоктет будет привезен с Лемноса с луком и стрелами Геракла. Согласно той же поздней легенде, он был отдан как пленник Пирру вместе с Андромахой.. ..

Гваттари

ГВАТТАРИ (Гаттари) (Guattari) Феликс (1930- 1992) - французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа. Основные собственно философские сочинения Г. Написаны совместно с Делезом. 'Капитализм и шизофрения' (т. 1 'Анти-Эдип', 1972. Т. 2 'Тысячи плато', 1980), 'Кафка' (1975), 'Ризома' (1976), 'Что такое философия' (1990). Г. Также автор индивидуальных работ. 'Психоанализ и трансверсальность' (1972), 'Молекулярная революция' (1977), 'Машинное бессознательное' (1978), 'Шизоаналитичес..

Гегель

(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентально-критической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Г. Разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного (объективного) идеализма. С 1788 по 1793 - студент Тюбингенского теологического института (вместе с Шеллингом и Гёльдерлином), с 1794 - домашний учи..

Гельвеции

(Helvetius) Клод Адриан (1715- 1771) - французский философ, крупнейший представитель французского Просвещения и школы французского материализма, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Основные сочинения. 'Об уме' (1758, в 1759 сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для государства и религии), 'О человеке, его умственных способностях и его воспитании' (1769, издано в 1773) и др. Г. Разработал весьма динамичную философскую картину мира. Природа, частью которой я..

Гельмгольц

(Helmholtz) Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894) - германский естествоиспытатель 19 в. (физиолог, математик, физик) и философ. Г. Начинал свою деятельность в качестве военного врача (учился в Институте военной медицины в Берлине в 1838 - 1843). Профессор физиологии Университетов Кенигсберга (с 1849), Бонна (с 1855), Гейдельберга (с 1858), профессор физики Университета Берлина (с 1871), директор Государственного Физико-Технического Института в Берлине (с 1888). Иностранный член-корр. Петербургской..

Гелен

ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (1904-1976) - немецкий философ, один из основателей философской антропологии. Профессор университетов в Лейпциге (с 1934), Кельне (1938-1940), Вене (1940-1942), Шпейре (с 1947), профессор Высшей технической школы в Аахене (с 1962). Прошел сложную духовную эволюцию (от немецкого классического идеализма, влияния английского эмпиризма и американского прагматизма до решительного размежевания с немецкой традицией метафизической спекуляции). Главное антропологическое исследовани..

Гелен

(Helenus, Έλένος). Сын Приама и Гекубы, предсказатель. Он добровольно перешел на сторону греков или был захвачен ими в плен и предсказал им. Что Троя не может быть взята без помощи Филоктета и Неоптилема.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Гелен Гелен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гелен" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гелен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа