Генон

182

ГЕНОН (Guenon) Рене (1886 - 1951) - французский мыслитель, исследователь так называемой Сакральной традиции и ее различных версий. Бакалавр философии. В 1912 принял ислам. Создатель концепции 'интегрального традиционализма', провозглашающей определенные элементы интеллектуальной традиции человечества особой Традицией - единственной и абсолютной хранительницей Божественной Мудрости, Истины, Софии. Основные работы. 'Общее введение в изучение индуистских доктрин' (1921), 'Теософия, история одной псевдо-религии' (1921), 'Заблуждения спиритов' (1923), 'Восток и Запад', 'Кризис современного мира' (1927), 'Король Мира', 'Духовная и временная власть', 'Символика креста' (1931), 'Множественность состояний бытия' (1932), 'Восточная метафизика' (1939), 'Царство количества и знамения времени' (1945) и др.

(Рассматривая себя лишь как глашатая Традиции, Г. В своих трудах никогда не говорил от собственного имени.) Автор столь популярных терминов, как 'средиземноморская традиция', 'алхимическая традиция' и т.п., сумел разграничить оккультизм, теософизм и сопряженные с ними учения, с одной стороны, и истинный ортодоксальный эзотеризм - с другой, придав последнему легитимный статус в глазах значимой совокупности европейских интеллектуалов (А. Жид, Элиаде, А. Корбен, Ю. Эвола, А. Бретон и др.). Основополагающим принципом метафизики 20 в. Г. Считал Единство Истины - Изначальной, Примордиальной Традиции, сверхвременного синтеза всей истины человеческого мира и человеческого жизненного цикла, всегда самотождественной. Данная совокупность 'нечеловеческих' знаний, согласно Г., опосредует мир принципов и мир их воплощения, транслируясь из поколения в поколение усилиями каст Посвященных.

Человечество, по Г., - часть космоса, небольшая проекция некоего Единого Архетипа, вмещающая в себя тем не менее суть реальности в целом. Являясь людям фрагментарно и поступательно, в виде промежуточных, частных, нередко внешне противоречивых истин, Единая Истина всегда может быть реконструирована как Незамутненный Исток, если только обратный путь действительно преодолен до конца. Современный же мир - мир согласно Г., 'вавилонского смешения языков' - дробит Истину до пределов, выступающих уже ее противоположностями. Так формируется мир Лжи, Царство Количества. Райское состояние духа сменилось, по мнению Г., через чреду парциальных периодов подъема и упадка - 'мерзостью запустения'. Вуалируется же реальное положение дел тем, что верная теория перманентной деградации Бытия ('материализации' вселенной), присущая любой сакральной доктрине, оказалась заменена схемой эволюции, прогресса мироздания, идеалами гуманизма.

Существует понятие, постулировал Г., которое особенно почиталось в эпоху Возрождения и в котором еще тогда была заложена вся программа современной цивилизации. Это понятие - 'гуманизм'. Смысл его состоит в том, чтобы свести все на свете к чисто человеческим меркам, порвать со всеми принципами высшего порядка и, фигурально выражаясь, отвратиться от неба, чтобы завоевать землю. Это завоевание не имеет иных целей, кроме производства предметов, столь же схожих между собой, как люди, которые их производят. Люди до такой степени ограничили свои помыслы изобретением и постройкой машин, что в конце концов и сами превратились в настоящие машины. Путь посвященного, по Г., заключается в том, чтобы идти от современного через древнее - к изначальному посредством очищения Традиции, носителями которой (пусть даже и в весьма трансформированном виде) выступают сейчас воистину традиционные структуры - католическая и православная церкви.

Г. Отказывал философии в обоснованности претензий ее представителей на чистоту помыслов, называя ее порождением 'антитрадиционного духа'. (Единая Мудрость, или София, по Г., выродилась в 'любо-мудрие', или философию.) Духовный кризис мира, согласно Г., - дело рук организаций (как правило, иудейского и масонского толка), отождествивших наличную тенденцию упадка с системой собственных ценностных предпочтений. Этот процесс 'контр-инициации' у Г. Предстает в своих наиболее наглядных версиях в облике материализма, атеизма, профанного мировоззрения (Л.Таксиль, А.Безант и др.). ('Материя - это, по сути своей, множественность и разделение, и вот почему. Все, что берет в ней начало, не может вести ни к чему, кроме борьбы и конфликтов, как между народами, так и между отдельными людьми.

Чем глубже погружаешься в материю, тем более усиливаются и умножаются элементы розни и раздора. Чем выше поднимаешься к чистой духовности, тем больше приближаешься к единому', - писал Г. В работе 'Кризис современного мира'.) Идеализируя и воспевая Традицию в ее посюстороннем воплощении, Г. Писал. 'Традиционной цивилизацией мы называем цивилизацию, основанную на принципах в прямом смысле этого слова, т.е. Такую, в которой духовный порядок господствует над всеми остальными, где все прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты являются лишь преходящим, второстепенным, не имеющим самостоятельного значения приложением чисто духовных идей'. Истинная власть, по Г., может быть дарована лишь свыше и является законной лишь тогда, когда ее утверждает нечто, стоящее над обществом и его институтами, - а именно духовная иерархия - элита, которая, не принимая участия во внешних событиях, руководит всем с помощью средств, непостижимых для простого обывателя и тем более действенных, чем менее они явны.

Одновременно в схеме Г., трактуемой в образном контексте, особое место в системе символических центров 'контр-инициации' (или семи башен Сатаны, одной из которых, по Г., возможно, являлась Шамбала) отводилось (в качестве географического указателя) серпу на гербе СССР вкупе с усеченной пирамидой (образ обезглавленного западного мира) на гербе США. (Не совсем случайно, хотя и явно со значительными передержками, Л. Повельс в нашумевшей книге 'Утро магов' заявил, что 'фашизм - это генонизм плюс танковые дивизии'.) Сам же Г. К выбору позиций на политических ристалищах относился предельно осторожно. Во многом это обусловливалось представлениями Г. О 'эзотерическом' ядре в любой духовной традиции, из которых вытекало его сдержанное отношение к очень многим неортодоксальным и модным интеллектуальным течениям.

Именно на эзотерическом уровне, по Г., внешние составляющие традиции перестают исполнять роль граничных догматов, становясь содержанием духовного опыта людей. То, что во внешнем мире может выступать исключительно как предмет веры (религиозная духовная практика - по мнению Г., удел Запада), в сфере эзотерики становится предметом непосредственного познания и прямого знания (метафизика - извечное достояние Востока). Но последнее - удел посвященных, исключительных личностей. Это - приверженцы даосизма (а не конфуцианства!) в китайской традиции, последователи каббалы - в иудаизме, сторонники брахманизма и духовной йоги (а не буддизма!) в Индии, апологеты христианского герметизма и тамплиеры - в католичестве, поклонники практик исихазма и старчества - в православии (в целом отрицающие ненавистную Г.

'средиземноморскую' натурфилософию). Являя собой учение, плохо приспособленное к популяризации и адаптации на уровне средств т. Наз. Массовой информации, идеи Г. Демонстрируют и в конце 20 в. Высокий ретрансляционный потенциал, в первую очередь обращенный к духовным маргинальным элитам Европы и арабского Востока. (см. 'Кризис современного мира' (Генон).).

Значения в других словарях
Генон

Франсуа (Guenon) — французский торговец скотом, предложивший особый способ определения молочности коров, или количества ежегодного удоя, при помощи формы так называемого молочного зеркала (см. Молочность скота), подведя разнообразные формы последнего под несколько типов в сочинении "Traité des vaches laitières" (1838, русский перев. 1847 г. "О дойных коровах"). Способ Г. Нашел себе даже в новейшее время защитников (какова, например, комиссия, производившая в 1879 году исследование в Пенсильвании..

Генон

Род обезьяны Старого Света.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Генон

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Гемпель

(Hempel) Карл Густав (1905-1997) - немецкий логик и философ науки, представитель неопозитивизма. Член Общества эмпирической философии (Берлин), участник Венского кружка. В 1934 эмигрировал в Бельгию, позднее - в США (1937). Основные труды. 'Мотивы и охватывающие законы в историческом объяснении' (1942), 'Аспекты научного объяснения и другие эссе о философии науки' (1965), 'Философия естествознания' (1966), 'Логика научного исследования' (1972). Рассмотрение формальных представлений теоретических..

Генеалогия

(I) один из основных философских методов Ницше. 'совершенно новая наука', или 'начало науки', сводящаяся к 'истории происхождения предрассудков' и, таким образом, к 'процедуре разоблачения исторического смысла ценностей'. В предисловии к сочинению 'К генеалогии морали' (1887) Ницше формулирует ряд вопросов, сама постановка которых свидетельствует о радикально новом подходе мыслителя к морали как таковой. Откуда, собственно, берут свое начало наши добро и зло. При каких условиях изобрел себе чело..

Генотекст/фенотекст

Nothing found #123. ..

Гераклит Из Эфеса

Из Эфеса (544/540/535-483/480/475) - древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Аристократ по рождению, происходил из знатнейшего рода Кодридов - основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата). Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. Сочинение Г. 'О природе' ('О Вселенной, о государстве, о богословии') до..

Генон

ГЕНОН (Guenon) Рене (1886-1951) - французский мыслитель, исследователь т.наз. Сакральной традиции и ее различных версий. Бакалавр философии. В 1912 прнял ислам. Создатель концепции "интегрального традиционализма", провозглашающей определенные элементы интеллектуальной традиции человечества особой Традицией - единственной и абсолютной хранительницей Божественной Мудрости, Истины, Софии. Основные работы. "Общее введение в изучение индуистских доктрин" (1921), "Теософия, история одной псев-до-религ..

Дополнительный поиск Генон Генон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Генон" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Генон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа