Гносеология

198

(греч. Gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции 'субъект - объект'. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. Получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса.

Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции 'сенсуализм - рационализм', а, затем, и 'эмпиризм - рационализм' (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины.

Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. Связывает с 'изолированным субъектом'. Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ('врожденные идеи' Декарта, 'априорные формы' Канта), либо генерализовать категорию 'самосознание', придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг).

Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. И продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. И отказу от абстракций 'самосознающего' и 'изолированного' субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных иные структурные расчленения и абстракции. Предметная деятельность ('практика'), культурная норма ('парадигма'), язык и др.

Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. Занимает методология науки и эпистемология (см. Также Наука)..

Значения в других словарях
Гносеология

(от греч. Gnosis — познание и ...Логия) см. Теория познания.. ..

Гносеология

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. Gnosis - познание и ...логия) - то же, что теория познания.. ..

Гносеология

Или гнозеология (более употребителен термин учение о познании, Erkenntnisslehre) — философская дисциплина, исследующая вопрос о возможности и условиях истинного знания. См. Знание.. ..

Гносеология

-и, ж.. ..

Гносеология

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Гносеология

Ж.Раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность. Теория познания.. ..

Гносеология

ГНОСЕОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от греч. Gnōsis (gnōseōs) - знание и logos - учение] В философии. Изучение форм и способов научного познания. Теория познания.. ..

Гносеология

-и, ж. В философии. Теория познания. II прил. Гносеологический, -ая, -ое.. ..

Гносеология

Гносеологии, мн. Нет, ж. (от греч. Gnosis - знание и logos - учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания. То же, что теория познания.. ..

Гносеология

(от греч. Gnosis. ..

Гносеология

(близкое понятие - эпистемология) - теория познания в философии, изучает закономерности и возможности процесса познания, соотношение нашего знания с объективной реальностью, условия и критерии достоверности и истинности познания.. ..

Гилозоизм

(греч. Hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. Снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. Был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. Уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада..

Гильберт

(Hubert) Давид (1862 - 1943) - германский математик, логик, философ, руководитель одного из основных центров мировой математической науки первой трети 20 в. - Геттингенской математической школы, исследования которого оказали определяющее влияние на развитие математических наук. Международная премия имени Лобачевского (1904), иностранный почетный член АН СССР (1934, иностранный член-корр. АН СССР с 1922). Основные работы Г. 'Основания геометрии' (1899), 'Математические проблемы' (1900), 'Аксиомат..

Гностицизм

ГНОСТИЦИЗМ (греч. Gnosis - познание, знание) - эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения - гностические сочинения из архива Haг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ерес..

Гоббс

(Hobbes) Томас (1588-1679) - английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 - секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения. 'Элементы законов, естественных и политических' (1640). Философская трилогия 'Основы философии' (1640-1658). 'Философские элементы учения о гражданине' (1642), 'О теле' (1655), 'О человеке' (1658). 'Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и граж..

Гносеология

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. Gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект при..

Гносеология

(греч. Gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект — объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект при..

Гносеология

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ). ..

Дополнительный поиск Гносеология Гносеология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гносеология" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гносеология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 11 символа