Гуманизм

169

(лат. Humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего 'гуманистическим' состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции 'подлинно человечного' индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику 'милосердия'), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин 'Г.' был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека.

Провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению. Отвергает идею приоритета идей и истин 'сверхчеловеческого' происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. В эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности 'чисто человеческого' образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Ф.Петрарку, Дж.Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л.Валла, Эразма Роттердамского, Бруно, Ж.Бодена, Монтеня, Ф.Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, У.фон Гуттена и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции.

В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гёте, Лессинг, Гердер, Г. Был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.).

Вступление авангардных либеральных государств 20 в. В стадию развития, близкую канонам 'постиндустриального', 'информационного' общества, актуализировало проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. Приобрел праксеологический срез 'очеловечивания' и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и 'социализаторских' стандартов (идеи и гипотезы 'общечеловеческих ценностей', 'человеческих качеств' и т.д.). Наряду с этим в 20 в. Идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г.

В концепции экзистенциализма Сартра Г. Трактуется как 'обреченность человека на свободу'. Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. Осуществила постмодернистская философия в рамках концепции 'сверхчеловека' (см. СВЕРХЧЕЛОВЕК)..

Значения в других словарях
Гуманизм

(от лат. Humanus — человеческий, человечный) исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Идеи Г. Имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях..

Гуманизм

ГУМАНИЗМ (от лат. Humanus - человеческий - человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.. ..

Гуманизм

Антихристианское учение, провозглашающее жизнь человека высочайшей ценностью, а «наслаждение земными радостями» — ее главной целью. «Гуманисты» фактически отрицали божественную сущность человека, отказывали ему в праве на духовное развитие и стремление к совершенству по заповедям Нового Завета, объявляя их проявлением клерикализма и мракобесия. Христианская этика в их учении заменяется иудейской, стяжание Духа Святого — стремлением к обогащению и потребительским отношением к жизни, культом силы,..

Гуманизм

Или Возрождение (см.). — Так называется движение, освободившее на Западе Европы личность и культуру от порабощения католическою церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству. Оно началось в Италии, откуда распространилось с большей или меньшей силой по всей Европе и было первым проявлением в новой истории культурного роста личности, которая стала относиться критически к современным, уже отживавшим тогда культурным..

Гуманизм

Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, — если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на мир с сочувственным омерзением. Веслав Брудзиньский Когда рассказывали сальные анекдоты деятели Возрождения — это называлось гуманизмом. Андрей Петрилин Клоп исповедует антропоцентризм. Лешек Кумор Хочешь обнять весь мир — купи глобус. Михаил Генин А м..

Гуманизм

(ново-лат. Humanismus, от homo - человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук и кот. Состоит в изучении литературы и языка древн. Греков и римлян, как реакция - клерикальной схоластике средних веков.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)иначе возрождение наук и искусств. Особ..

Гуманизм

• невероятный гуманизм. ..

Гуманизм

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Гуманизм

1. М.1) Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.2) То же, что. Гуманность.2. М.Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.. ..

Гуманизм

ГУМАНИ́ЗМ -а. М. [от лат. Humanus - человеческий]. ..

Гуманизм

-а, м. 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма. II прил. Гуманистический, -ая, -ое.. ..

Гуманизм

Гуманизма, мн. Нет, м. (от латин. Humanus - человеческий) (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.).. ..

Гуманизм

Заимствование из немецкого языка, где слово Humanismus ("гуманизм") было образовано искусственно от латинской основы (humanus по-латински – "человеческий").. ..

Гуманизм

Французское – humanisme.. ..

Гуманизм

Гумани́зм из нем.-лат. Humanismus, введенного Г. Фогтом (1859 г.). См. Клюге-Гётце 258.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Гуманизм

(лат. Humanus человеческий, человечный) система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.. ..

Гуманизм

(лат. Humanus человеческий, человечный)система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми.. ..

Гуманизм

(лат. Humanus человеческий, человечный) - система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми.. ..

Гуманизм

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64). ..

Гуманизм

Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл.3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к культурным достижениям древности. Они рассматривались как важные ресурсы обновления европейской культуры и христианства в период Ренессанса.. ..

Гуманизм

(от лат. Humanus - человеческий, человечный) - направление обществ. Мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. Отношений.Долгое время изучение Г. Проходило в историч. Рамках зап.-европ. Культуры эпохи Возрождения, мировоззрение к-рой и отождествляли с Г. В лит-ре в связи с этим утвердилось и более узкое понимание Г. Как светского вольномыслия, связанного с изучением античности в странах Зап. Европы в 15-16 вв. Г. В..

Государство

Один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70-60-е, 4 в. До н.э.). Создававшееся в течение многих лет 'Г.' впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления о справедливости, искусстве и художественном воспитании. Проект идеального государства как осуществление идеала справедливости. Учение об идеях и ряд вытекающих отсюда конкретных выводов. Концепцию беспредпосылочного знания, развитую затем в неоплатонизме. В 'Г.' соде..

Грамматология

Традиционно - область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи. Г. Как отрасль языкознания появилась достаточно давно, практически одновременно с языкознанием. Что касается философской Г., то ее возникновение относят к 18 ст. И связывают с творчеством Руссо (хотя начатки философской Г., как показывает Деррида, можно обнаружить уже у Аристотеля и Платона). Философская Г. Рассматривается как особая познавательная дисциплина, призванная исследов..

Гумбольдт

(Humboldt) Вильгельм фон (1767- 1835) - немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. Органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного ..

Гуссерль

(Husserl) Эдмунд (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 в. Проблема науки и научности составляла центральную тему ранней феноменологии. В отличие от тех философов, которые противопоставляли философию науке и рациональному мышлению в принципе (иррационализм, философия жизни, мистицизм), Г. Выступал с идеей 'философии как строгой науки'. Создаваемая им феноменология была призвана воплотить в жизнь этот принцип строгой научности,..

Гуманизм

ГУМАНИЗМ (лат. Humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может ..

Гуманизм

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64). ..

Гуманизм

(лат. Humanitas — человечность) — мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоват..

Дополнительный поиск Гуманизм Гуманизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуманизм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуманизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа