Данте Алигьери
Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321) - итальянский поэт общеевропейского и мирового масштаба, мыслитель и политический деятель позднего средневековья, гуманист, основоположник итальянского литературного языка. Перу Д. Принадлежат. Грандиозная философская поэма 'Божественная комедия', фактически представляющая собою обзор всей предшествующей культурной традиции (как в проблемном, так и персональном планах). Трактат 'Пир' - первый прецедент ученой прозы на итальянском языке (volgare) и первое предренессансное произведение просветительской направленности, посвященное проблемам физики, астрономии, этики. Трактат 'О народном красноречии', написанный по-латыни и разрабатывающий поэтику и риторику романских языков (в первую очередь итальянского и провансальского).
Социально-философский трактат 'Монархия', представляющий собою политико-утопическую модель общественного устройства. Лирическое поэтико-прозаическое произведение 'Новая жизнь'. Многочисленные письма, канцоны, секстины, баллаты, эклоги и сонеты, отличающиеся изысканной строфикой. Родился во Флоренции в семье, происходящей, согласно преданию, из римского рода Элизеев, участвовавшем в основании Флоренции. Праправнук Каччагвидо, участвовашего в Крестовом походе Конрада III, внук знаменитого гвельфа Беллинчоне. Вырос при мачехе, в 18 лет лишился отца, став старшим в семье, состоящей из двух сестер и брата. Ученик Брунетто Латини, юриста, писателя и переводчика (Аристотель, Вергилий, Овидий, Цезарь, Ювенал). Был женат (по решению родителей) на дочери своего политического врага Манетто Донати, отец четырех детей.
Принадлежал к партии Белых гвельфов, начиная с 1295 активно участвует в политической жизни Флоренции, играя значительную роль в Особом народном совещании при Капитане народа (Consiglio delia Capitudino. Ноябрь 1295 - апрель 1296). Был избран одним из шести сави (ит. Savi - мудрец) района Флоренции Сан-Петро. В 1296 был членом Совета Ста (главный финансовый орган республики). В 1300 - одним из семи приоров Флоренции. После падения белой сеньории Д. Был наряду с другими лидерами Белых обвинен в baratteria, т.е. В злоупотреблении властью, и изгнан (январь 1302), в марте 1302 было вынесено дополнительное постановление относительно Д. При его попытке вернуться во Флоренцию, пусть его 'жгут огнем, пока не умрет'. Д. Является одним из организаторов 1-й муджеланской войны (в союзе с гиббелинами), позднее жил в изгнании (Верона, Болонья, Равенна и др.), продолжая участвовать в политической деятельности.
В 1313 посещает Париж с образовательными целями ('для усовершенствования знаний'). Приветствовал объединительные тенденции в политической жизни Италии и, в частности, избрание Генриха Люксембургского итальянским императором и его тезис о неразличении гиббелинов и гвельфов. Нежелавшая признать императора, Флоренция подверглась столь резкому осуждению Д. (письмо 'злодеям-флорентийцам' от 01.03.1311), что Д. И его сыновья были исключены из Флорентийской амнистии. После соответствующего декрета Д. Мог бы вернуться на родину, пройдя публичный обряд покаяния, но отказался от унизительной процедуры, предпочтя изгнание. В 1315 вновь был осужден на смерть сеньорией Флоренции вместе с сыновьями. В качестве посла правителя Равенны Гвидо де Полента в Венеции участвовал в заключении мира с республикой Сен-Марко.
Возвращаясь из Венеции, заболел малярией и умер. Похоронен в Равенне (даже после объединения Италии в 19 в. Равенна не согласилась вернуть прах Д. Во Флоренцию). В сфере философской мысли испытал влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также - отчасти - неоплатонизма, стоицизма и арабской философии. Специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервоского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского. Аксиологическая система поэтики Д. Генетически восходит к Псевдо-Дионисию Ареопагиту (заключительная часть 'Божественной комедии') и перипатетизму ('Пир'). Политическим идеалом Д., сформировавшимся в условиях перманентной гражданской войны, было единое светское государство - гарант мира и воплощение законности, - где будут ликвидированы сепаратизм и частная собственность на землю.
Управление этим государством мыслится Д. Согласно платоновской модели. Решения монарха должны быть фундированы советами философа ('О вы, несчастные, ныне правящие. О вы, несчастнейшие, которыми управляют. Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением'). Оптимальное, с точки зрения Д., политическое устройство, с одной стороны, основано на презумпции мирового единства, а с другой - предполагает сохранение местного самоуправления и обеспечение свободы. Развитие этих двух тенденций должно, по Д., привести к 'полноте времен', т.е. Всеобщему благоденствию. Отрицание Д. Так называемого 'константинового дара' (т.е. Передачи в свое время императором Константином большой территории Италии под юрисдикцию папы) вызвало острую реакцию со стороны церкви.
По свидетельству Дж. Бокаччо, кардинал Бельтрандо дель Подисетто приказал сжечь рукопись 'Монархии'. Позднее, в 1329, он же призывал подвергнуть аутодафе останки Д. Доминиканским монахом Гвидо Вериани из Римини было написано сочинение против 'Монархии', что в свою очередь, вызвало ответную реакцию со стороны Чино де Пистойя, Бартоло де Сассоферрато, Марсилио Падуанского, дав новый импульс развитию идей о гармоничном государственном устройстве. 'Монархия' Д. Вызывает острые споры вплоть до сегодняшнего дня. Ее идеи подвергались толкованию с романтических (объединение Италии в этнических границах), экстремистски националистических (мировая итальянская гегемония) и утопико-коммунистических (всеобщее государство всеобщего счастья) позиций.
Семантически социальная модель Д. Открыта для трактовки с позиций идеала глобальной цивилизации с его презумпцией этнического полицентризма. Поэтическое творчество Д. Ориентировано на полисемантический символизм (см. Идеи 'Пира' о наличии первого, т.е. Исторического или буквального значения текста, служащего основой конституирования аллегорического и анагогического его значений). Вводимая Д. Система персонификаций различных качеств личности и проявлений душевной жизни ('Я говорю об Аморе так, как если бы он обладал самостоятельным бытием. Амор не является субстанцией, но качеством в субстанции'), задает в культуре вслед за соответствующей системой персонификаций позднесредневековой галантной культуры (прежде всего 'Романа о розе') вектор оформления интерсубъективною языка, посредством которого возможен предметный разговор о чувственной сфере.
Центральным смыслообразом поэтики Д. Является фигура Беатриче (итал. Beatrice - дарующая блаженство. В 'Новой жизни' прохожие с первого взгляда усматривали ее божественную красоту и достоинство. 'не зная, как ее зовут, - именовали Беатриче'), чей реальный прообраз - дочь Фалько Портинари и жена банкира Симоне де'Барди, троюродная сестра мачехи Бокаччо. Семантика образа Беатриче восходит к семантике Донны в dolce stil nuovo и в куртуазной лирике. Поэтика Д. Конституирует образ Беатриче как воплощение абсолютной красоты и женственности, которые есть основа красоты, светящейся в других женских ликах (идея прекрасно передана иллюстрациями Эрнста Неизвестного к 'Новой жизни'). Фактически красота Беатриче мыслится Д.
В качестве красоты как таковой в субстанциальном ее выражении ('в ее красе предел природных сил'), - такая красота способна обновить природу тех, кто ею любуется, 'ибо она чудесна' (отсюда - 'Новая жизнь'), и причастность к ней означает моральное совершенствование и духовный взлет. 'Прекрасна власть Амора, ибо от всего низкого обращает она намерения верного'. Потому, характеризуя красоту Беатриче, Д. Интерпретирует ее в куртуазной парадигме как импульс к божественному восхождению, аксиологически эквивалентному откровению. 'Пусть воздадут Творцу благодаренье // Все, сопричастные ее путям'. Это отражено и в цветовой символике поэтики Д. Во время первой встречи Беатриче, девятилетняя девочка, одета в пурпурно-красное - цвет грядущей страсти.
Во время второй встречи Беатриче в расцвете своей женской красоты, в ослепительно белых одеждах - символе невинности и чистоты ('Новая жизнь'). Во время третьей, финальной встречи Беатриче, царица мира, предстает перед Д. В сияющем огненном одеянии ('Божественная комедия'), что в рамках восходящей к неоплатоникам световой символики христианства означает мудрость, славу Божью и совершенство. Семантика любви в этом контексте конституируется как семантика очищения и восхождения к Абсолюту (см. Программную для Д. Канцону 'Мое три дамы сердце окружили...', где персонифицированные верховные добродетели - Справедливость, Правда и Законность, - гонимые и отверженные всеми, находят единственного друга в лице Амора).
Значительным символом выступает у Д. И персонификация 'сострадательной дамы', которая является 'достойнейшей дочерью Повелителя Вселенной, которую Пифагор именовал Философией'. Именно 'Мадонна Философия' выступает у Д. Вдохновительницей его духовных и интеллектуальных исканий, и в этом смысле образы 'Мадонны Беатриче' и 'Мадонны Философии' оказываются семантически эквивалентными. 'За сферою предельного движенья // Мой вздох летит в сияющий чертог. // И в сердце скорбь любви лелеет Бог // Для нового Вселенной разуменья'. Поэзия Д. Сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C.
Соловьева). Исследование творчества Д. Оформилось в настоящее время в специальную отрасль медиевистики - дантологию, изучению и популяризации его наследия посвящена деятельность специальных институтов и фондов (Итальянское Дантовское общество, например)..
Дополнительный поиск Данте Алигьери
На нашем сайте Вы найдете значение "Данте Алигьери" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данте Алигьери, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 14 символа