Дерево

331

Фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира, семантически фундированную идеей бинарных оппозиций (как космологически, так и аксиологически артикулированных). В традиционной культуре выступает основополагающим символом упорядоченности мироздания ('мировое древо') и метафорой генезиса как свершившегося и продуктивного. В рамках архаичной культуры мифологема мирового Д. Выступает важнейшим компонентом мифологических космогонии. В контексте антропоморфных моделей космогенеза, фундированных сюжетом Сакрального брака Земли и Неба (Нут и Геб в древнеегипетской мифологии, Герд и Фрейд в скандинавской, Гея и Уран в древнегреческой и т.п.), центральным моментом космизации мира является воздвижение мировой вертикали, отделяющей друг от друга Землю и Небо и обеспечивающей существование мирового пространства.

Мировое Д. Как космическая вертикаль, с одной стороны, традиционно является фаллическим символом и в этом плане относится к небесному (мужскому) началу (мировое древо как фаллос Урана в древнегреческой мифологии), с другой - мифологема Д. Теснейшим образом связана с женским началом. Дева в стволе (древнеегипетская сикомора, античные гамадриады, миф о рождении Адониса из открывающегося в стволе дупла) или даже отождествленная со стволом (Лилит в шумерской мифологии). Мифологема Д. Оказывается семантически амбивалентной, будучи отнесенной одновременно и к земному (женскому), и к небесному (мужскому) началам. В этом смысле, разделяя Небо и Землю, Д. Одновременно символизирует собою и их брачное соединение. (Одним из распространенных сюжетных полей мифологии являются камлания - путешествия шаманов или фабульных героев на небо по древесному стволу.) Благодаря данной полисемантичности, культурный символ Д.

Как 'центра мира' неизменно претендует в западной культуре, согласно оценке Элиаде, на статус точки соприкосновения имманентного и трансцендентного. Таким образом, в архаических культурах мифологема мирового древа играла структурообразующую роль по отношению к космически артикулированному мирозданию. По вертикали посредством мирового Д. Осуществляется дифференциация трех мировых зон (три шага Вишну. Небо-крона как обитель богов, подземелье-корни как царство мертвых и опосредующее их пространство людской жизни, символизируемое стволом), а по горизонтали (тень Д.) - отграничение освоенного и упорядоченного Космоса от Хаоса. Семантическая фигура Д., таким образом, конституирована в традиционных культурах как символ упорядоченности мироздания и поддержания его космической организации.

В культурах классики семиотическая фигура Д. Сохраняет за собой статус символа гармонии как проявления упорядоченности бытия, фундированной глубинной презумпцией его космической организации, - любая упорядоченная среда неизменно приобретает древовидную конфигурацию, основанную на фигуре дифференциации посредством ветвления. От родовых версий генеалогического Д. В сфере повседневности - до абстрактного моделирования фигур Д. Виртуальных культурных локосов ('Д. Куртуазного универсума' у Матфрэ Эрменгау, например - см. 'Веселая наука'). Фигура ветвления мирового Д. В рамках данной системы метафорики выступает базовым механизмом мировой дифференциации, сквозным образом фундируя собой самые различные типы моделирования процессуальности в рамках западной культурной традиции.

От неоплатонизма, моделирующего мировой процесс как 'жизнь огромного древа, обнимающего собою все' (Плотин), - до постструктуралистских аналитик дискурса власти как 'древоподобного' (см. Постструктурализм). В контексте постмодернистской рефлексии фигура Д. Оценивается как глубинным образом фундирующая собой культурную традицию западного образца. Как показывают Делез и Гваттари, 'Запад особенно тесным образом связан с лесом и обезлесением. Отвоеванные у леса поля заполнялись растениями и зернами - цель культуры линий древовидного типа. Скотоводство, в свою очередь, развернувшееся на полях под паром, выбирает линии, которые формируют древо-подобное животное'. В противоположность этому, 'Восток - это абсолютно иной тип.

Связь со степью. Это культура клубней, которые развиваются отдельно от индивида, отступление в закрытые пространства специализированного скотоводства или вытеснение кочевников в степь' (Делез, Гваттари). В этом контексте 'западная бюрократия' также выступает как порождение логики Д. 'ее аграрные истоки, корни и поля, деревья и их пограничная роль' моделируют собою практически все феномены европейской истории. 'великую перепись Вильгельма Завоевателя, феодализм, политику королей Франции, учреждение государства, военный передел земельных пространств, судебный процесс и супружеские отношения' (Делез, Гваттари). (По мысли Делеза и Гваттари, не случайно 'короли Франции остановили свой выбор на лилии, поскольку это растение с глубокими корнями, пробивающимися на склонах'.) В противоположность этому, на Востоке 'государство осуществляет свою деятельность.

Не по древовидной схеме, основанной на предустановленных одеревеневших им укорененных классах. Это бюрократия каналов, где государство порождает направляющие и направляемые классы. Деспот. Подобен потоку, а не источнику. Дерево Будды становится ризомой' (см. РИЗОМА). Таким образом, оппозиция Восток - Запад может быть артикулирована, согласно Делезу и Гваттари, как оппозиция 'потока Мао' и 'дерева Луи' (хотя, по признанию Делеза и Гваттари, 'было бы слишком просто свести весь восток к. Имманентности'). В контексте этого сопоставления характерной для культуры Запада фигуре Д. Семантически и аксиологически противостоит характерная для культуры Востока фигура 'травы' как принципиально ризоморфной. Согласно Делезу и Гваттари, развиваясь в рамках жестко иерархичных древовидных систем, 'мы утратили ризому, или траву'.

В данном контексте Делез и Гваттари цитируют размышления Г.Миллера о Китае. 'Китай - это вредная трава на капустной грядке человечества. Из всех мыслимых сущностей, которые мы относим к растениям, животным или звездам, это, может быть, наихудшая трава, которая, однако, ведет самое мудрое существование. Верно, что из травы не выходят ни цветы, ни авианосцы, ни Нагорные проповеди. Но в конце концов она остается той травой, за которой последнее слово. В конечном счете все возвращается к китайскому государству. Нет другого исхода, кроме травы. (...) Трава прорастает на огромных необработанных пространствах. Она заполняет пустоты. Она растет между и среди других. (...) ...Трава - это заполненность, вот мораль' (ср. С номадологической трактовкой ризомы как 'межбытия, интермеццо').

Если Запад представлен метафорой 'Д.', а Восток - метафорой 'травы', то Америка в этом контексте выступает, согласно Делезу и Гваттари, перекрестком, местом встречи этих альтернативных традиций. С одной стороны, американская культура 'не свободна от древесного господства и поиска корней' ('это видно хотя бы по литературе, по поиску национальной идентичности, а также по ее происхождению и европейской генеалогии'), с другой же стороны - 'различие американской книги и книги европейской налицо, даже когда американец бросается в погоню за деревом. Различие в самом понятии книги. 'Листья травы'...'. В контексте сопоставления Запада и Востока как культур (соответственно - Д. И травы) 'Америка представляется посредником.

Ибо она развивается за счет внутреннего подавления и истребления (не только индейцев, но также и фермеров и др.) и одновременно - иммиграции извне. Столичный поток образует безграничный канал, определяет количество власти, и каждый, как умеет, перемещается в этом потоке власти и денег (здесь берет начало миф-реальность о бедняке, который становится миллиардером, чтобы вновь превратиться в бедняка). Все это объединяется в Америке - дереве и канале, корне и ризоме одновременно' (Делез, Гваттари). Внутри же североамериканской культуры, в свою очередь, могут быть выделены различно артикулированные в отношении древовидной структуры локосы. Так, Восточное побережье- это 'поиски древоподобного и возврат к дряхлому миру', что же касается американского Запада, то 'Запад, с его безродными индейцами, с его блуждающими рубежами, подвижными и смещаемыми границами', определяется Делезом и Гваттари как отчетливо 'ризоматический'.

В этом отношении ризоморфна сама американская культурная топография. 'Америка смешала все направления, она передвинула свой Восток на Запад, как будто Земля стала круглой именно в Америке. Ее Запад примкнул к Востоку'. Тем не менее, американский менталитет отчетливо демонстрирует западный стиль мышления, трактуемый постмодернистской философией как 'древовидный'. Согласно постмодернистской ретроспективе, 'дерево подчинило себе весь западный мир и западное мышление, от ботаники до биологии, анатомию, гносеологию, теологию, онтологию, всю философию' (Делез, Гваттари). Более того, 'у нас дерево вонзилось в тело, оно стратифицировало и очерствило даже пол'. Согласно Делезу и Гваттари, сексуальность как таковая конституируется принципиально различным способом в культурах Запада и Востока.

'зерновые растения, объединяя два пола, подчиняют сексуальность модели размножения' (см. СЕКС). В этом контексте Делез и Гваттари цитируют А.Одрикура, который 'усматривает именно здесь истоки оппозиции морали и трансцендентной философии, столь ценимой на Западе', с одной стороны, и 'имманентной философии на Востоке' - с другой. По оценке Делеза и Гваттари, 'трансцендентность - болезнь чисто европейская'. В целом, по оценке Делеза и Гваттари, вся культурная традиция западного образца может быть оценена, с точки зрения как своего содержания, так и типа своей организации, как 'древовидная', и именно в этом качестве она подвергается постмодернизмом радикальной критике, поскольку несет в себе следы влияния архаической семантики метафоры Д., и, прежде всего - следующих ее смысловых аспектов.

1). Метафора Д. Привносит в европейский менталитет идею наличия сквозной - от корней до кроны - логики развития мироздания (см. ЛОГОЦЕНТРИЗМ). 2). Важнейшим следствием фундированности европейской культуры идеей древовидных структур является развитие в их контексте идеи вертикальной организации бытия, предполагающей наличие центра (как топографического, так и командного), что задает видение реальности как кибернетически организованной. 'дерево или корень вдохновляют печальный образ мысли, которая, не переставая, имитирует множественное, начиная с высшего единства, с центра. Древовидные системы - это иерархические системы, которые включают в себя центры значения и субъективации, центральные автоматы как организованные памяти' (Делез, Гваттари).

Таким образом, 'признать первенство иерархических структур равносильно тому, чтобы уступить привилегии древовидным структурам' (П.Розенталь, Ж.Петито). 3). Метафора Д., фундируя собою западные модели мира, привносит в их содержание метафизическую идею 'корня' ('корень-основание, Grund, roots и fundations' y Делеза и Гваттари) как внечувственного основания феноменального мира (см. МЕТАФИЗИКА, КОРЕНЬ). 4). Согласно постмодернистской оценке, само понимание процессуальности в западной культурной традиции несет в своем содержании следы влияния фигуры древесного ветвления. 'Единое раздваивается. Каждый раз, когда мы встречаемся с этой формулой, провозглашена ли она стратегически Мао или 'диалектически' выведена из мира, мы имеем дело с самой классической и самой продуманной, самой древней и самой усталой мыслью' (Делез, Гваттари).

Важнейшим аспектом процедуры ветвления является конституирование в ходе ее осуществления бинарной оппозиции между разветвившимися эволюционными векторами. Типичная для европейской культуры 'бинарная логика - это духовная реальность дерева-корня'. По оценке постмодернизма, 'бинарная логика и двузначные отношения все еще господствуют в психоанализе (дерево мании в интерпретации Фрейда, П.Шребера), в лингвистике, в структурализме и даже в информатике' (Делез, Гваттари). В рамках своего номадологического проекта постмодернистская философия осуществляет последовательный отказ от всех названных семантических презумпций мышления, задаваемых в европейском менталитете фигурой Д. (см. НОМАДОЛОГИЯ). Прежде всего, постмодернистская парадигма в философии конституирует программу 'логотомии' и 'логомахии', призванных реализовать поворот философии от тотального доминирования презумпции логоса к сомнению в адекватности логоцентристского видения мира (см.

ЛОГОЦЕНТРИЗМ, ЛОГОТОМИЯ, ЛОГОМАХИЯ). Во-вторых, жестко центрированным, артикулированным в кибернетическом ключе системам номадология противопоставляет 'нецентрированные системы' (Делез, Гваттари). Если 'в иерархической системе индивид воспринимает лишь одного-единственного активного соседа, который располагается выше его по иерархической лестнице , и в целом 'древовидная схема предшествует индивиду, который включается в нее в строго определенном месте' (П.Розенталь, Ж.Петито), то, в противоположность этому, в нецентрированных системах, по словам Делеза и Гваттари, 'коммуникации осуществляются от одного соседа к другому, где стебли или каналы не существуют заранее, где все индивиды. Определяются исключительно по их состоянию в данный момент таким образом, что локальные действия не согласованы и общий конечный результат синхронизируется независимо от центральной инстанции'.

(В рамках этого же подхода номадология осуществляет резкую критику психоанализа, который, по формулировке Делеза и Гваттари, 'подчиняет бессознательное древовидным структурам, иерархическим графикам, резюмирующей памяти, центральным органам, фаллосу, дереву-фаллосу', противопоставляя ему шизоаналитический метод моделирования динамики бессознательного - см. ШИЗОАНАЛИЗ.) В-третьих, метафизическому стилю мышления, фундированному презумпцией наличия 'корня', постмодернизм противопоставляет 'постметафизическое мышление', отказывающееся признавать наличие имманентно-трансцендентного смысла, скрывающегося за ноуменальным рядом событий (см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). В-четвертых, в аксиологической системе постмодернизма принцип бинаризма подвергается радикальной критике как пресекающий реализацию креативного потенциала системы, осуществляющийся посредством процедуры дублирования и повтора, - в этом отношении, по формулировке Делеза и Гваттари, 'вся логика дерева - это логика кальки и размножения.

Она упорно декалькирует нечто, что дается уже готовым, начиная с перекодирующей структуры или оси, лежащей в ее основании. Дерево объединяет и иерархиезирует кальки, подобно листьям' (см. БИНАРИЗМ). А потому древовидная организация процессуальности, фундированная генетизмом и бинаризмом, оценивается Делезом и Гваттари в качестве не обладающей креативным оптенциалом. 'каждый раз, когда желание принимает форму дерева, налицо определенные внутренние последствия, которые ведут к его смерти'. Осуществленный номадологией сравнительный анализ целостностей, организованных по принципу древовидной структуры и по принципу ризомы, показал, что ризоморфные среды, по всем параметрам противостоящие структуре Д., оцениваются номадологией как более гибкие, жизнеспособные и более креативные.

Вне жесткой детерминации со стороны оснований западной культуры, вне диктата требований 'древовидной интерпретации' многие явления - в своей автохтонности - оказываются далеко не 'древовидными', - так, по словам Делеза и Гваттари, 'мысль не древоподобна, а мозг - не корневая или разветвленная материя. То, что несправедливо называют 'дендритами', не обеспечивает связь нейронов в непрерывной ткани. Прерывность клеток, значение аксонов, функция сближения клеток (синапсов), существование синаптических микро-трещин, 'перескакивание' сообщений через эти трещины образуют мозг множественности, который погружен в собственный план консистенции. - всецело вероятностная, переменчивая, неопределенная нервная система'.

Таким образом, хотя устройство западного типа культуры диктует европейцу линейное видение мира ('у многих людей дерево проросло в мозгу'), но, тем не менее, 'сам мозг - это трава, которая гораздо больше значит, чем дерево' (Делез и Гваттари). Аналогично, 'короткая память - это тип ризомы. Тогда как длинная память - древовидна и централизована' (Делез, Гваттари). Между тем, как показано в рамках постмодернистской концепции письма, 'мы пишем благодаря короткой памяти. Короткая память включает в себя забвение как процесс. Она отождествляется не с мгновением, а с коллективной ризомой, временной и легко возбудимой', - в то время как процедуры чтения предполагают так называемую долгосрочную (в терминологии Делеза и Гваттари - длинную) память.

Мы 'читаем и перечитываем с длинною памятью длинные мысли. Длинная память (семьи, расы, общества или цивилизации) декалькирует и переводит, но то, что она переводит, продолжает действовать в ней издалека, невпопад, несвоевременно, не мгновенно', - в отличие от 'блеска короткой Мысли' (см. ПИСЬМО, ЧТЕНИЕ). Вместе с тем, анализируя соотношение семантических фигур Д. И ризомы, в рамках которой 'поперечные коммуникации между дифференцированными линиями запутывают генеалогические деревья', Делез и Гваттари фиксируют не столько их альтернативность как однопорядковых феноменов, сколько их несоизмеримость. Если на первый взгляд 'дерево-корень и ризома-канал. Противостоят друг другу как две модели', то на самом деле это не так.

Д., действительно, 'функционирует как модель и как трансцендентная калька', - ризома же 'развивается как имманентный процесс, который оспаривает модель и намечает карту, даже если он устанавливает свою иерархию или образует деспотический канал'. Кроме того, важно иметь в виду, что, согласно номадологическому видению ситуации, семантическая фигура ризомы не вытесняет и не замещает собою фигуру Д. Их отношения строятся как более сложные, ибо в различных средах могут быть обнаружены и различные типы организации целостностей - как структурные (древовидные), так и ризоморфные. По оценке Делеза и Гваттари, 'существуют самые различные устройства - карты-кальки, ризомы-корни, с различными коэффициентами детерриториализации.

В ризоме есть структуры дерева или корней, и наоборот, ветка дерева или деление корня могут появиться в ризоме. (...) в глубине дерева, в дупле корня или в пазухе ветки может сформироваться новая ризома. Или, скорее, микроскопический элемент дерева-корня, корешок, который инициирует производства ризомы'. Но, так или иначе, в целом, согласно постмодернистской констатации, 'мы устали от дерева', и в силу этого 'не должны больше думать о деревьях', ориентируясь на нелинейные версии осмысления процессуальности (Делез, Гваттари)..

Значения в других словарях
Дерево

IДе́рево долговечное растение (обычно не ниже 2 м) с многолетними деревенеющими стеблями и корнями. У Д., в отличие от кустарников, всегда выражен главный стебель — ствол с ветвями, образующими крону. Почти все Д. Принадлежат к хвойным (из голосеменных) и двудольным (из покрытосеменных) растениям. Ствол и ветви у Д. Состоят из древесины и коры. Характер ветвления у разных видов Д. Различен и определяет их внешний вид. У Д., выросших в насаждениях, ствол высокий, почти цилиндрический, а крона неб..

Дерево

ДЕРЕВО - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 м, изредка больше. Отдельные виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. Лет. Деревья принадлежат главным образом к хвойным (из голосеменных) и двудольным (из покрытосеменных) растениям. К ним относятся многие плодовые культуры.. ..

Дерево

— деревянистое растение с очищенным от сучьев в нижней части стволом и кроной, или вершиной, образуемой из сучьев и ветвей в верхней части. Д. Служит предметом садового, паркового и лесного хозяйства, причем сообразно с тем изменяется и уход за ним. Садовод заботится о возможно большем развитии у Д. Цветочных частей для получения с него или цветов (цветоводство, особенно оранжерейное), или плодов (плодоводство), причем форма Д., или его наружный вид, применяются к этим требованиям. Наоборот, в ..

Дерево

Многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом. Более детальное или четкое определение этой "жизненной форме" дать трудно из-за разнообразия размеров и внешнего вида растений, которые называют деревьями. Даже банан, например, часто считают деревом, хотя стебель у него травянистый. Иногда в определении дерева специально подчеркивают, что его ствол последовательно разделяется на все более тонкие ветви или что у дерева есть четкая облиственная крона. Однако стволы бол..

Дерево

Общеславянское слово, имеющее соответствия в других языках. Общеславянское слово имеет вид dervo и образовано от основы der (с той же основой, но измененной гласной мы имеем дело в глаголе драть). В древнеиндийском находим daru – "дерево", в греческом dory – "дерево" и т. Д. Первоначальное значение существительного дерево – "то, что выдирается". Естественно, наши далекие предки смотрели на дерево с чисто практической стороны – выдери его из земли и пользуйся, как тебе нужно.. ..

Дерево

-а, мн. Дере́вья, -ьев и (устар.) дерева́, -ре́в, ср.. ..

Дерево

Балка, бревно, брус, валежник, буревал, бурелом, дрова, дром (дрюк), дручина, дручок, дубина, дылка, дыль, колода, кол, мачта, обрубок, оглобля, орясина, пень, плаха, полено, столб, тес, тычина, хворост, чурбан. Головня, головешка.. ..

Дерево

Многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 м, изредка больше. Отдельные виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. Лет. Деревья принадлежат главным образом к хвойным (из голосеменных) и двудольным (из покрытосеменных) растениям. К ним относятся многие плодовые культуры.. ..

Дерево

Или древо. Мн. Дерева, деревья, древа, древеса ср. Самое крупное и рослое растение, которое выгоняет от корня один пень или лесину и состоит из древесины, древесных волокон, придающнх ему плотность и крепость. Меньшие деревья, не достигаюшие большой толщины, назыв. Деревцами, а если лесина коротка и двоится на сучья, то это куст, дерево кустом, кустарное. Части дерева. Корень, становой и боковые, с мочками. Корневище, переходящее в земле в корни, а над землей в комель. Пень, голомя, голомень, го..

Дерево

Ср.1) Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.2) Бревно, брус.3) а) Древесина, древесный материал, идущий на постройки и изделия.б) разг. Изделия из такого материала.4) перен. Разг. Родословная таблица, начерченная в виде такого растения. Родословное дерево.. ..

Дерево

ДЕ́РЕВО -а. Мн. Дере́вья, -вьев и (устар.) дерева́, -ре́в. Ср.. ..

Дерево

-а,мн. Деревья, -ьев (устар. Высок. Дерева, дерев, деревам), ср. 1. Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойные, лиственные деревья. 2. Ед. То же, что древесина (во 2 знач.). Мебель светлого дерева. Резьба по дереву. Постучи по дереву. (шутл. Примета. Нужно постучать по че-му-н. Деревянному, чтобы не сглазить). * Родословное дерево — то же, что генеалогическое древо. II уменьш. Деревце, -а, мн. -а, -ов и -вец, ср. (к 1 знач.) и деревцо, -а, мн...

Дерево

Дерева, мн. Деревья, деревьев, и (устар. Обл. И спец.) дерева, дерёв, ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону. 2. Бревно, брус (обл., спец.). На сарай пошло тридцать дерёв. 3. Только ед. Древесина, древесный материал для построек и изделий. Мебель красного дерева. Родословное дерево (книжн.) - родословная таблица, начерченная в виде дерева.. ..

Дерево

Общеславянское слово, имеющее соответствия в других языках. Общеславянское слово имеет вид dervo и образовано от основы der (с той же основой, но измененной гласной мы имеем дело в глаголе драть). В древнеиндийском находим daru – "дерево", в греческом dory – "дерево" и т. Д. Первоначальное значение существительного дерево – "то, что выдирается". Естественно, наши далекие предки смотрели на дерево с чисто практической стороны – выдери его из земли и пользуйся, как тебе нужно.. ..

Дерево

Общеслав. Суф. Производное (ср. Древеса) от той же основы, что и драть, др.-инд. Dāru, греч. Dory, хеттск. Taru и т. Д. Первоначальное значение сущ. Дерево — «выдранное или ободранное» (ср. Диал. Деревки «росчисть, подсека», т. Е. Расчищенное от деревьев место).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Дерево

Старославянское – древо.. ..

Дерево

Де́рево мн. Дере́вья (из собир. *dervьje, диал. Дерева́), укр. Де́рево, ст.-слав. Дрѣво, род. П. Дрѣвесе и дрѣва ξύλον, δένδρον (Мейе 360), сербохорв. Дри̏jево, словен. Drevô, drevė̑sa, чеш. Dřevo, слвц. Drevo, польск. Drzewo, в.-луж. Drjewo, н.-луж. Drjowo. Родственно лит. Dervà "сосна", вин. Der̃va. С другим вокализмом. Darva "смола", лтш. Dar̂va "смола", англос. Teru "смола", греч. Δόρυ "дерево, брус, копье", δρῦς "дерево (растение), дуб", др.-инд. Dāru, dru- "дерево (материал)", авест. D..

Дерево

(arbor) - (в анатомии) древовидная структура. Arbor vitae представляет собой древовидные контуры белого вещества, хорошо наблюдаемого на срезе мозжечка. Также данный термин относится к древовидным образованиям внутренних складок шейки матки.. ..

Дерево

Многолетнее р-ние с одревесневшим гл. Стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Выс. От 2 до 100 м, изредка больше. Отд. Виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. Лет. Д. Принадлежат гл. Обр. К хвойным (из голосеменных) и двудольным (из покрытосеменных) р-ниям. К ним относятся мн. Плод. Культуры. ..

Дерево

в теории графов - связный неориентированный граф G, не содержащий циклов. Д. Не имеет кратных ребер и петель. Являясь простейшими связными графами, Д. Служат хорошими моделями для рассмотрения различных вопросов теории графов. Любое Д. С пвершинами содержит п-1 ребер. Число различных Д., к-рые можно построить на пнумерованных вершинах, равно nn-2. Д. С одной выделенной вершиной наз. Корневым деревом. Перечисляющий ряд для числа Т n неизоморфных корневых Д. С пвершинами удовлетворяет функци..

Дерево

Жизненная форма растений, отличающаяся многолетними одревесневшими стеблями и корнями. У Д. Хорошо выражена главная скелетная ось – ствол, сохраняющийся до конца его жизни. Совокупность ветвей, отходящих от ствола, образует крону Д.. ..

Дерево

(arbor), растение с многолетним, в разл. Степени одревесневающим, разветвлённым или неветвяшимся главным стеблем - стволом, сохраняющимся в течение всей жизни растения, и кроной. Типичная крона из ветвей образуется у хвойных (из голосеменных) и двудольных (из покрытосеменных) деревьев. Их стволы утолщаются ежегодно за счёт камбия. Древовидные формы однодольных своеобразны. Их крона образована пучком (розеткой) крупных листьев, а ствол или не имеет вторичного утолщения (пальмы, агавы, алоэ), или ..

Дерево

ДЕРЕВО, крупное многолетнее растение с одним сильно развитым одревесневшим главным стеблем (стволом) и более мелкими ветвями. Ствол ежегодно увеличивается в диаметре. Листья могут быть либо ВЕЧНОЗЕЛЕНЫМИ, либо ОПАДАЮЩИМИ. Самое большое из известных деревьев - секвойя - вырастает иногда до 110 м и выше. Сосна остистая может жить до 5000 лет.. ..

Дерево

— евр. Эц. Дерево в Библии часто символизирует царей и могущественных людей (Пс. 36:35. Ис. 2:13. Дан. 4. Зах. 11:1 и дал.). В Едеме были одно дерево жизни и одно — познания добра и зла (Быт. 2:9, 17). О дереве жизни в Божием раю см. Отк. 2:7. 22:2.. ..

Демиург

(греч. Demiourgos - 'творящий для народа', т.е. Ремесленник, мастер-создатель) - субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин 'Д.' был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза. Использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал...

Демокрит Из Абдеры

Из Абдеры (460 - около 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Левкиппа. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомизма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. По названиям известны 70 сочинений Д. ('О природе человека', 'Малый мирострой', 'Об идеях', 'О цели' и др.), из которых сохранились многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Д. В развитие философских идей весьма велик, но самым главным являет..

Деррида

(Derrida) Жак (р. В 1930) - французский философ, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер 'Парижской школы' (1980 - 1990-е). Преподавал в Сорбонне (1960-1964), Высшей Нормальной школе, Высшей школе социальных исследований (Париж), организатор 'Группы исследований в области философского образования', один из инициаторов создания Международного философского колледжа (1983). Основные сочинения. 'Нечто, относящееся к грамматологии' (1967), 'Голос и явление' (1967), 'Письмо и различие' (19..

Деструкция

(Destruktion) - одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера. Понятие 'Д.' используется Хайдеггером в противовес ранней философии Гуссерля и, в особенности, методу феноменологической редукции. В то время как феноменологическая редукция в том виде, в каком она употребляется Гуссерлем в 'Идеях' (1913), предполагает заключение в скобки естественной установки к миру для того, чтобы сконцентрироваться на смыслоконституирующих структурах трансцендентальной субъективности, Д. Хайдег..

Дерево

— фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира, семантически фундированную идеей бинарных оппозиций (как космологически, так и аксиологически артикулированных). В традиционной культуре выступает основополагающим символом упорядоченности мироздания ("мировое древо") и метафорой генезиса как свершившегося и продуктивного. В рамках архаичной культуры мифологема мирового Д. Выступает важнейшим компонентом мифологических космогонии. В контексте антропоморфных моделей к..

Дерево

1) благодаря удачному геогр. Положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом. 2) в Лев 19:23-25 говорится о запрете есть плоды только что посаженного Д. В течение первых трех лет. (см. Первородство, первородный.) Запрещалось во вражеской стране срубать фруктовые Д., но любые другие, к-рые "ничего не приносят в пищу", разрешалось. Их использовали для сооружения осадных орудий (Втор 20:19 и след.). 3) в ВЗ часто упоминаются Д., ставши..

Дерево

Главные деревья в Палестине описываются в нашей Энциклопедии каждое под его собственным названием. Они сгруппированы вместе следующим образом писателем ·кн. Екклезиаст. Я возвысился как кедр Диванский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских. Я возвысился как пальмовое дерево в Енгадди и как розовое растение в Иерихоне, как прекрасное оливковое дерево на плодоносном, поле, и взрос как дерево в равнине при воде. Как терпентиновое дерево, я простер свои ветви, и мои ветви суть ветви чести и благ..

Дерево

Символизирует полную проявленность. Синтез неба, земли и воды. Динамичную жизнь как противопоставление статичности камня. Одновременно axis и imago mundi. Срединное древо, соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам. Омфал и центр мира. Дерево также означает женское начало. Питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью. Силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под же..

Дополнительный поиск Дерево Дерево

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дерево" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дерево, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа