Дуализм

205

(лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин 'Д.'), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели. Орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.).

Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции - монизм и плюрализм. 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской - и в целом западной - интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. Обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение. Мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве - с другой. Соединяющая оба мира 'лестница любви и красоты' (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. Дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д.

Греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. Сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. Понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. У Спинозы, например. 'ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому'), в то время как применительно к восточным воззрениям термин 'Д.' означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. 'Д.' ян и инь в древнекитайской культуре и Д. Мужского и женского начал в культуре Европы - см.

Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. Статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. Проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию монизм - Д.

В рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. Двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную - в различных модификациях - для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене 'разорванного сознания', аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. С традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см.

Гегелевское 'заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием'). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д.

Любви земной и небесной как Д. Плотского греха и духовного возрождения, например, - см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. Вторичного по отношению к исходному состояния. Гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке. Космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии. Артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология). Переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях космизма). Нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике.

Фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. Западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам. Рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций, что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. С 'женщиной с двумя пупками' у Н. Хоакина)..

Значения в других словарях
Дуализм

(от лат. Dualis — двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. Д. Противостоит Монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала, и может рассматриваться как разновидность Плюрализма, утверждающего множественность начал бытия. Термин «Д.» был введён немецким философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций (..

Дуализм

ДУАЛИЗМ (от лат. Dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.. ..

Дуализм

ДУАЛИЗМ (от латинского dualis - двойственный), 1) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт>. 2) Дуализм в гражданском праве в ряде стран (например, во Франции, Италии) заключается в том, что гражданские правовые отношения, связанные с торговлей и другой коммерческой деятельностью, регулируются специальным торговым правом. 3) Смотри корпускулярно-волновой дуализм>.. ..

Дуализм

(ново-лат. Dualismus, от лат. Duo - два). Всякая философская система, которая принимает два начала, напр. Идею и материю, добро и зло. - Политический дуализм. Государственный строй, при котором во главе союзного управления стоят 2 лица. Вообще всякого рода двойственность, раздвоение - в противоположность единству.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) двойственность. 2) фил. Д. - призн. Совместн. Существ. В мире двух начал материи и духа, д..

Дуализм

Двойственность, раздвоенность, дуалистичность, учение. ..

Дуализм

1. М.Философское учение, основанное на признании равноправными двух начал - духа и материи, идеального и материального (противоп. Монизм).2. М.Двойственность, раздвоенность чего-л.. ..

Дуализм

ДУАЛИ́ЗМ -а. М. [от лат. Dualis - двойственный]. ..

Дуализм

-а, м. 1.Философское направление, признающее, в противоп. Монизму, в основе мира два независимых и равноправных начала. Материю и дух. 2. Двойственное строение, двойственность. Д. Языкового знака (асимметрическое соотношение формы и значения. Спец.). II прил. Дуалистический, -ая, ое.. ..

Дуализм

Дуализма, мн. Нет, м. (латин. Dualismus) (книжн.). 1. Философское учение, признающее в основе мира два независимых начала (напр. Материю и дух, добро и зло). Противоп. Монизм (филос.). 2. Политическое объединение двух равноправных стран в одно государство (полит.). Политическая система Австро-Венгрии была основана на дуализме.. ..

Дуализм

Словообразование. Происходит от лат. Dualis - двойственный. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. По Декарту, есть две субстанции - материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась ши..

Дуализм

- философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. В переносном значении — раздвоенность, нерешительность, колебание между противоположными стремлениями.. ..

Досократики

Древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. До н.э.), а также их преемники в 4 в. До н.э., творившие вне русла аттической 'сократической' и софистической традиций. Тексты Д. Впервые собрал в книге 'Фрагменты досократиков' в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. Дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. - космос - представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий - земли, воды, воздуха и т.д., вза..

Другой

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как 'свое иное' (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу 'воскрешения субъекта'. Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской пробле..

Дунс Скот

(Dussel) Энрике (р. В 1934) - аргентинский философ, теолог, историк, одновременно представляет 'философию и теологию освобождения'. В его творчестве переплелись мотивы неомарксизма, ориентированного на 'позднего' Маркса, Хайдеггера, Сартра, Ортеги-и-Гассета, Левинаса, 'религиозной феноменологии', Ф.Фанона, 'философии латиноамериканской сущности', постмодернизма. Автор концепции 'аналектики' как диалогического типа дискурса, лежащего в основе преодоления тотальных отношений зависимости в философс..

Дьюи

(Dewey) Джон (1859-1952) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения. 'Школа и общество' (1899), 'Исследования по логической теории' (1903), 'Влияние Дарвина на философию' (1910), 'Как мы мыслим' (1910), 'Очерки по экспериментальной логике' (1916), 'Опыт и природа' (1925), 'Либерализм и социальное действие' (1935), 'Логика. Теория исследования' (1938), 'Единст..

Дуализм

ДУАЛИЗМ (лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальб-ранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологическог..

Дуализм

(лат. Dualis — двойственный) — 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также ..

Дуализм

(от лат. Dualis - двойственный), религ. И филос. Учение, к-рое усматривает в основах бытия существование двух равноправных противоположных начал. В плане э т и о л о г и ч е с к о м Д. Исходит из наблюдения над феноменами природы (ночь и день, холод и зной, жизнь и смерть, мужчина и женщина и т. Д.). В плане п с и х о л о г и ч е с к о м он связан с представлениями об отце и матери, переносимыми на природный и божественный мир. Кроме того, законами психологии объясняются бинарные структуры мифов..

Дуализм

I Понятие "дуализм" было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке. Признание двух противоположных начал. Из. ..

Дополнительный поиск Дуализм Дуализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дуализм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дуализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа