Евразийство

192

Идеократическое геополитическое и социально-философское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировавшиеся в 1921 в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно-политический потенциал до начала 21 в. Основателями и ведущими идеологами движения Е. Выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н.Алексеев, Вернадский, Б.Вышеславцев, Н.С.Трубецкой, Р.Якобсон, В.Н.Ильин и др. Возникает как определенное возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими концептами конца 19 - начала 20 вв. (см., например, программу Струве в статье 'Великая Россия', опубликованной в январе 1908. Возрождение России на идеях нации и отечества, частной собственности, духовной крепости и свободы лица, мощи и величия государства.) Отличительной характеристикой Е.

Выступает также 'феноменологически обостренное восприятие времени' (Ф.Степун) во всех его психологически окрашенных модусах. Горечь поражений в мировой и гражданской войнах, бесприютность эмиграции, завороженность возможным будущим. Программными документами Е. Явились сборники 'Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев' (София, 1920-1921), 'На путях' (1922), 'Россия и латинство' (1923), а также манифесты 'Евразийство (опыт систематического изложения)' (1926), 'Евразийство (формулировка 1927 года) (1927), Декларация Первого съезда Евразийской организации (Прага, 1932). Е. Располагало собственной периодической печатью ('Евразийская хроника'. А также газета 'Евразия', изначально с 1929, правда, дезавуированная как орган движения Алексеевым, В.Н.Ильиным и П.Н.Савицким) и разнообразными просветительскими программами.

На первом этапе задачей Е. Предполагалось 'выключить из русской революционной динамики марксистско-коммунистическую идеологию как заведомо негодную, устарелую и реакционную', а впоследствии 'включиться в революционный процесс на основании подлинно новой. Обязательно динамической, свежей и молодой идеи'. В 'позднем' (конец 1930-х) варианте идеология и теория Е., связываемые также с именами П.Сувчинского, С.Эфрона, П.Арапова и др., нередко трактуются (В.Н.Ильин) как вырождение 'русской идеи' в идеал 'гегемонии кремлевской мафии над миром'. Как организованное и самоосознающее движение, Е. Прекратило свое существование во второй половине 1930-х ввиду явного утопизма идей трансформации сталинского режима в СССР в 'евразийском духе'.

По мнению представителей Е., правомерно определенное ассоциирование 'срединной части' Евразии как географического понятия (а именно территории между линией Балтика - Адриатика и Кавказским хребтом, включающей Среднюю Азию, ограниченной Курилами и границей с Китаем на востоке и юго-востоке), с одной стороны, и 'местоположения' особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточно-славянских народов - русских, украинцев, белорусов, с другой стороны. (У Н.Н.Алексеева Россия - центральное 'Солнце' Евразии.) По мнению представителей Е., Россия-Евразия характеризуется не только общностью исторических судеб населяющих ее народов и их родственных культур (идея и концепция 'месторазвития' Савицкого), но и несомненным единым экономико-политическим будущим.

Во вступительной редакционной статье 'Исхода к Востоку' отмечалось. 'Культура 'романо-германской' Европы отмечена приверженностью к 'мудрости систем', стремлением наличное возвести в незыблемую норму. Мы чтим прошлое и настоящее западно-европейской культуры, но не ее мы видим в будущем. С трепетной радостью, с дрожью боязни предаться опустошающей гордыни, - мы чувствуем, вместе с Герценом, что ныне 'история толкается в наши ворота'. Толкается не для того, чтобы породить какое-либо зоологическое наше 'самоопределение', - но для того, чтобы в великом подвиге труда и свершения Россия также раскрыла миру некую общечеловеческую правду, как раскрывали ее величайшие народы прошлого и настоящего'. Опираясь на социологическо-географические выводы Ключевского, Данилевского, С.

Соловьева, теоретики Е. Акцентировали не только актуальность противопоставления России-Евразии и Западной Европы, но и подчеркивали потенциальную значимость основополагающих традиционной и модернизированной триад российской ментальности. 'православие - самодержавие - народность', 'централизация - дисциплина - самопожертвование'. Рассматривая экспансию 'русской' (восточно-славянской) культуры на всю территорию Евразии как ипостась глобального процесса обретения народами Евразии территориальной целостности, геополитического самосознания и государственности, идеологи движения уделяли особое внимание высокоэффективному культурному и генетическому синтезу 'русского' и 'туранского' начал евразийской культуры.

(В этом контексте очевидны мотивы придания идеологами Е. 'огромной историко-геополитической роли' типично евразийской науке - кочевниковедению.) По мнению многих из теоретиков Е., попытки 'модернизаций' по западно-европейским сценариям в конечном счете оказывались и всегда будут оказываться разрушительными для жизненного уклада евразийских народов. Гипотеза Е. О том, что перспективный этнопсихологический евразийский тип формируется преимущественно на основе языковой палитры восточно-славянских народов, с одной стороны, и 'азиатского' культурно-этнического типа, с другой, содействовала легитимизации идеи об особой значимости империи великих ордынских ханов для конституирования традиций евразийской государственности.

(Киевская Русь трактовалась идеологами Е. Лишь как духовно-нравственная 'колыбель' Евразийской цивилизации.) По мнению идеологов Е. (манифест 1926), 'мы усматриваем форму симфонически-личного бытия евразийско-русского мира в его государственности. С нашей точки зрения, революция привела к созданию наилучшим образом выражающей евразийскую идею форме - к форме федерации. Ведь федеративное устройство не только внешне отмечает многочисленность евразийской культуры, вместе с тем сохраняя ее единство. Оно способствует развитию и расцвету отдельных национально-культурных областей, окончательно и решительно порывая с тенденциями безумного русификаторства. Это - сдвиг культурного самосознания, несомненное и важное его расширение и обогащение'.

В контексте философии истории и теории этногенеза значимую роль в процессах возрождения идей Е. В конце 20 ст. Сыграло творчество Гумилева, работы которого аккумулировали обширный исторический, этнографический материал и подходы 'психологии народов' применительно к единому евразийскому пространству. Одновременно, реальные геополитические процессы в 'Евразии' конца 20 в. (распад СССР и СФРЮ, крушение системы социалистического лагеря, идеологическая и военно-политическая экспансия Запада) результировались в резком повышении общественного интереса к идеалам Е. Основными характерными чертами идеологии, теории и практики общественного и государственного строительства современного Е. (во многом созвучного Е. 'классическому') правомерно полагать следующее.

1) Идеократия как фундамент государства и общества (по В.Н. Ильину, идеократия - 'стиль управления страной - именно путем идеологической информации масс или, если угодно, путем идеологического их инструктирования, что должно обязательно сопровождаться их заинтересовыванием и пробуждением в них идеологических симпатий, равно как и идеологической динамики'. В основании такой идеологии лежат 'идеи-силы' и 'идеи-ценности'). 2) Признание сильного государственного властного начала обязательным источником и двигателем социально-экономических реформ, осуществляемых в интересах большинства населения. 3) Отказ от политической конфронтации 'на местах', формирование структур исполнительской власти 'сверху вниз'. 4) Возложение ответственности за основной массив стратегических решений вкупе с 'направленностью и духом' законодательных инициатив на избираемого главу государства.

Согласно Алексееву, 'по духу своему мы, пожалуй, первый тип русского ордена. Кажется, прототипом нашего объединения было 'старчество' (Зосима) у Достоевского'. 5) Наделение представительных органов функциями-правами детальной проработки и канонизирования персонифицированных решений лидера нации и государства. Согласно В.Н.Ильину, идеократия 'ослабляет и отодвигает на задний план обычную государственную и государственно-парламентарную жизнь нынешних государственно-социально-политических комплексов'. 6) Ориентация на гармоничное сочетание государственной и частной собственности, не допускающая подмену практики регулярных волеизъявлений и актов политической воли лидера государства по проблемам общенациональной значимости - осуществлением политических программ в интересах различных финансово-экономических групп.

По мнению Алексеева, '...с точки зрения 'социальной правды', капитализм никак нельзя защитить. Вернувшись к капитализму. Русский народ примет капиталистическую систему условно, не веря в нее и не считая ее 'праведной'. Но русский народ есть народ, ищущий правды и не могущий жить без правды. Где же он будет искать ее при возвращении к капитализму. Опять в социализме. Принести гекатомбу жертв, чтобы ввести систему коммунизма, потом отвергнуть ее, как невозможную и несправедливую, чтобы опять начать верить в социализм. Можно наверняка сказать, что этого в России не будет. Русский народ примет правду коммунизма и отринет его кривду. Он, пo-прежнему, будет бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой свободы, но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами.

Здоровье будущего русского государства обусловлено тем, что оно также должно быть 'государством правды' ('системой государственно-частного хозяйства'). 7) Приоритет интересов сотрудничающих общественных групп в противовес неограниченным индивидуальным потребностям по природе своей асоциальных индивидов. 8) Стремление к достижению сбалансированности между нравственными ценностями и 'чистой' экономической целесообразностью. 9) Доминирование православия как религии, органично интегрирующей значимую совокупность догматов евразийских региональных вероисповеданий и т.д. Пафос концепции Е. - мечта о едином 'богочеловеке', о всеедином' человечестве - стремится противостоять в начале 3 тысячелетия процессам 'вестернизации' мира.

Тезис многих идеологов последней о естественном стационарном 'эшелонированном' ранжировании государств (производителей преимущественно. А) либо новых идей и технологий. Б) либо товаров массового потребления. В) либо сырья и вредных материалов) не совместим с русской идеей земного братства людей. (По мнению Н.С.Трубецкого, общезападный шовинизм и общезападный космополитизм тождественны. Под 'цивилизованным человечеством' их представители понимают ту цивилизацию, которую 'в совместной работе выработали романские и германские народы Европы'. Под 'цивилизованными народами - прежде всего опять-таки тех же романцев и германцев, а затем и другие народы, которые приняли европейскую культуру'. 'та культура, которая по мнению космополитов должна господствовать в мире, упразднив все прочие культуры, есть культура такой же определенной этнографически-антропологической единицы, как и та единица, о господстве которой мечтает шовинист'.) Определенные центростремительные тенденции в геополитическом пространстве Евразии рубежа 20-21 вв.

Как результат усилий ряда политических деятелей, ориентирующихся в своей активности на принципиально нетрадиционный обновленческий пафос 21 ст., демонстрируют глобальный потенциал идеи Е. По выражению Аверинцева, 'мыслительного движения на опасной грани философствования и политики', - независимо от его оценок различными идейными течениями, философско-социологическими школами и геополитическими структурами..

Значения в других словарях
Евразийство

ЕВРАЗИЙСТВО - идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактов..

Евразийство

ЕВРАЗИЙСТВО, идейно-политическое и философское течение в российской эмиграции 1920-30-х гг. Начало Е. Положил выход сборника статей Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского "Исход к Востоку" (София, 1921). Следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Ле-онтьев), евразийцы противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, трактовали Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый ти..

Евразийство

ЕВРАЗИЙСТВО, идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920 - 30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София>, 1921) молодых философов и публицистов Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского и П.П. Сувчинского. Историософская и геополитическая доктрина> евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н.Я. Данилевский>, Н.Н. Страхов>, К.Н. Леонтьев>), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Р..

Евразийство

Идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как..

Евразийство

ЕВРАЗИ́ЙСТВО -а. Ср. Течение русской философской мысли, утверждавшее наличие в культуре России сочетания западных и восточных черт. ● Возникло в 20 - 30 гг. 20 в. В среде русских эмигрантов.. ..

Евразийство

Евразийства, мн. Нет, ср. (от Европа и Азия) (нов.). Одно из контрреволюционных учений в зарубежной белой эмиграции, доказывающее своеобразие русской расовой культуры и родственных ей восточных культур и утверждающее, будто этой культуре суждено сменить разлагающуюся романо-германскую культуру.. ..

Евразийство

Концепция русской культуры как феномена, который соединяет в себе западные и восточные черты, но не относится ни к Востоку, ни к Западу. Впервые была сформулирована основателем Пражского лингвистического кружка, филологом Николаем Трубецким в работе «Европа и Человечество».. ..

Евразийство

Идеологическое философское течение русской за­рубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему «русского пути».Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, захлопнуть окно на Запад, которое отворил Петр I. Рос..

Евразийство

- течение русской общественно-политической мысли, сложившееся в эмиграции. Ведет свой отсчет с момента выхода в Софии в 1921 г. Сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Авторы этого сборника (П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой) по праву считаются основателями евразийской концепции. Позднее это движение поддержали представители русских эмигрантских кругов П.П. Сувчинский, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев и др. Используя традиционное пр..

Дюринг

(During) Евгений (1833-1921) - немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы. 'Курс философии' (1875), 'Критическая история национальной экономии и социализма' (1875), 'Логика и теория науки' (1878), 'Еврейский вопрос' (1881), 'Философия действительности' (1895) и др. Полагая философию априорным учением о конечных истинах, стремился создать концепцию 'философии действительности', сопряженной с новым способом мышления. Придавал понятию 'сила' статус специфического жизненного п..

Евклид Александрийский

Александрийский (предположительно 330-277 до н.э.) - математик Александрийской школы Древней Греции, автор первого дошедшего до нас трактата по математике. Е. (возможно) получил образование в Академии Платона (Афины). Свои труды Е. Писал по единой схеме в форме дедуктивно систематизированных обозрений открытий древнегреческих математиков классического периода. Известны такие работы Е. По математике, как трактаты 'О делении фигур', 'Конические сечения' (в четырех книгах), 'Феномены' (посвященные ..

Европейские Революции И Характер Наций

('Die Europischen Revolutionen und der Charakter der Nationen'. Jena, 1931) - книга Розенштока-Хюсси. Состоит из двух частей - 'Теория революций' и 'Движение революций по Европе'. В первой части анализируется смысл таких понятий, как ' революция', 'нация', 'власть', прослеживается процесс превращения 'Запада' в 'Европу', выявляется момент вызревания тех условий, которые сделали возможными не только появление революционных настроений, но и осуществимость планов революционного преобразования дейст..

Едель

EДЕЛЬ (Godel) Курт (1906 - 1978) - математик и логик, член Национальной Академии наук США и Американского философского общества, автор фундаментального открытия ограниченности аксиоматического метода и основополагающих работ в таких направлениях математической логики, как теория моделей, теория доказательств и теория множеств. В 1924 Г. Поступил в Университет Вены. Доктор математики (1930). Приват-доцент Университета Вены, член Венского кружка (1933-1938). Эмигрировал в США (в 1940, с 1953 - про..

Евразийство

ЕВРАЗИЙСТВО - геополитическое и социально-философское учение и интеллектуальное движение, сформировавшееся в 20-30-х 20 в. В среде российской эмиграции и сохраняющее высокий идейно-политический потенциал на рубеже 20-21 вв. Основателями и ведущими идеологами движения Е. Выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернадский, Н.С. Трубецкой и др. Программным манифестом Е. Явился сборник "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (1921). Е. Располагало собственной перио..

Евразийство

- социально-политическая и философская концепция, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-е гг. XX в. Идеи Е. Оказали существенное влияние на развитие общественной мысли русского зарубежья и возрождаются в современных культурологических и геополитических концепциях. В основании движения стояли молодые эмигранты из России. Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский (1893-1979) и П. П. Сувчинский (1892-1985). В 1921 в Софии они выпускают сборник статей под названием "Исход к Востоку. П..

Евразийство

— идеократическое геополитическое и социально-философское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировавшиеся в 1921 в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно-политический потенциал до начала 21 в. Основателями и ведущими идеологами движения Е. Выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н.Алексеев, Вернадский, Б.Вышеславцев, Н.С.Трубецкой, Р.Якобсон, В.Н.Ильин и др. Возникает как определенное возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими кон..

Дополнительный поиск Евразийство Евразийство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евразийство" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евразийство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 11 символа