Ете

219

(Goethe) Иоганн Вольфганг (1749-1832) - немецкий поэт, просветитель, ученый и философ (Большое Веймарское издание сочинений Г. Насчитывает 143 тома), который, однако, не считал себя принадлежащим к философскому цеху. Тем не менее, философия всегда была в центре духовных интересов Г., пронизывая все его творчество глубокими теоретическими размышлениями. Его философию можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде целостной и завершенной концепции. Феномен Г. Являет собой яркий пример скорее возрожденческого, нежели просветительского универсализма, в котором тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания (минералогия, ботаника, физика, остеология и т.д.) и философско-мировоззренческие поиски.

В литературно-эстетическом и научном творчестве Г. Принято различать три периода. Первый - 'Бури и натиска', когда протест против классицизма приводит его к борьбе за утверждение реализма в искусстве, а последнее понимается как подражание природе и жизни людей. Второй - начиная с 1780-х, во многом под влиянием путешествия по Италии. Г. Увлекся античностью, которая становится для него идеалом гармоничных отношений между людьми, а высшей целью искусства, по Г., провозглашается красота. В это не очень плодотворное для поэзии время Г. Много занимается наукой. Составляет первую геологическую карту Германии, выказывает догадки об эволюционном развитии растительного мира или т.наз. Метаморфозе растения ('Метаморфоза растений', 1790).

Занимается минералогией и анатомией. Г. Обнаружил в 1784 межчелюстную кость человека как новое свидетельство родства людей со всем живым миром. Многочисленные занятия ботаникой, сравнительной анатомией и геологией в значительной мере обогатили его понимание диалектики органического мира и всех его живых форм. Третий период литературных, эстетических и мировоззренческих исканий Г. Связан с последними годами жизни мыслителя, разочаровавшегося в своем стремлении построить мир по античному образцу. На первый план в его творчестве выступают реалистические черты его эстетики. Г. Резко критикует немецкий романтизм за его отрыв от жизни и мистицизм. Именно в эти годы (1808) появляется знаменитый 'Фауст', утверждающий недопустимость отрыва художника от действительности.

В своих философских поисках Г. Испытал влияние многих мыслителей. Аристотеля, Плотина, Канта, Гердера, Гегеля и особенно Спинозы с его знаменитой 'Этикой', которая учила навсегда освободить ум от различного рода предрассудков. Г. Становится сторонником пантеизма, пытаясь соединить его с идеей развития. Для мыслителя было характерно критическое отношение к господствовавшему тогда механицизму, неспособному адекватно объяснить принципы развития природы. Последняя рассматривалась Г. Как развивающееся единое органическое целое. Процесс развития идет, согласно Г., через отрицание старого, отжившего постепенным эволюционным путем, минуя скачкообразные переходы. Вся природа видилась Г. В большей или меньшей мере одухотворенной.

'...кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки или молчаливо предполагать его'. По мнению Г., 'человек как действительное существо поставлен в центр действительного мира и наделен такими органами, что он может познать и произвести действительное и наряду с ним - возможное. Он, по-видимому, является органом чувств природы. Не все в одинаковой степени, однако все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и совершается во все времена'. О месте человека во Вселенной Г. Утверждал. 'Все есть гармоническое Единое.

Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в противном случае всякое единичное будет мертвой буквой. Все действия, которые мы замечаем в опыте, какого бы рода они ни были, постоянно связаны, переплетены друг с другом. Это - Вечно-Единое, многообразно раскрывающееся. У природы - она есть все - нет тайны, которой она не открыла бы когда-нибудь внимательному наблюдателю'. При этом 'каждого можно считать только одним органом, и нужно соединить совокупное ощущение всех этих отдельных органов в одно-единственное восприятие и приписать его Богу'. Живо интересуясь идеями многих немецких философов своего времени, Г. Так и не примкнул ни к одной из великих философских систем.

Для Г. Философия - такое миропредставление, которое 'увеличивает наше изначальное чувство, что мы с природой как бы составляем одно целое, сохраняет его и превращает в глубокое спокойное созерцание'. Творчески-активное отношение Г. К миру результировалось в его убежденности в том, что 'каждый человек смотрит на готовый, упорядоченный мир только как на своего рода элемент, из которого он стремится создать особенный, соответствующий ему мир'. Весьма реалистично Г. Мыслил перспективы предметного познания. 'Ничего не нужно искать за явлениями. Они сами суть теории. Мое мышление не отделяет себя от предметов, элементы предметов созерцания входят в мышление и пронизаны мышлением внутренним образом, мое созерцание само является мышлением, мое мышление - созерцанием'.

Эксперимент у Г. - 'посредник' между субъектом и объектом. Г. Был весьма близок Кант с его поисками единых принципов анализа природы и искусства. А также философия природы Шеллинга и система Гегеля благодаря поистине грандиозной теории диалектики. Место Г. В немецкой и европейской культуре 18- 19 вв. Поистине уникально, оно демонстрирует удивительное единство, взаимопроникновение и взаимовлияние литературы, науки и философии в культуре Просвещения Германии того времени..

Значения в других словарях
Едель

EДЕЛЬ (Godel) Курт (1906 - 1978) - математик и логик, член Национальной Академии наук США и Американского философского общества, автор фундаментального открытия ограниченности аксиоматического метода и основополагающих работ в таких направлениях математической логики, как теория моделей, теория доказательств и теория множеств. В 1924 Г. Поступил в Университет Вены. Доктор математики (1930). Приват-доцент Университета Вены, член Венского кружка (1933-1938). Эмигрировал в США (в 1940, с 1953 - про..

Ельдерлин

(Holderlin) Иоганн Христиан Фридрих (1770-1843) - немецкий поэт и мыслитель, выступивший на заре романтизма и в значительной мере повлиявший на философию и осмысление существа поэтического творчества прежде всего в 20 в. С 1788 по 1793 он занимается в Тюбингенской духовной семинарии (филиал университета), где сближается, в частности, с Шеллингом и Гегелем. 'Мы все пробегаем по эксцентрическому пути, и нет другой дороги от детства (более или менее чистой простоты) к совершенству (более или менее ..

Жаботинский Зеев

Зеев (Владимир) (1880-1940) - еврейский мыслитель, политик, журналист, писатель. Родился в Одессе в зажиточной семье. М.Горький восторгался 'поэтической силой' Ж., а другой русский писатель - М.Осоргин - сетовал, что 'национальные еврейские дела украли Жаботинского у русской литературы'. Ж. - один из отцов сионизма. Благодаря деятельности Ж. Произошли глубокие изменения в национальном самосознании еврейского народа. Считал себя последователем Герцля, был сторонником прежде всего политического де..

Жан Буридан

(Buridan) (ок. 1300 - ок. 1358) - французский философ и логик, представитель номинализма (в варианте терминизма). С 1328 - преподаватель факультета искусств Парижского университета. Профессор и ректор (два срока) этого же университета. Основные сочинения. 'Руководство по логике' и комментарии ('Вопросы') к космологическим и физическим произведениям Аристотеля (многие изданы в 15- 17 вв.). Высказал ряд фундаментальных для европейской культуры естественнонаучных идей, предвосхищающих основоположен..

Дополнительный поиск Ете Ете

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ете" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ете, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 3 символа