Значение

205

Понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи 'знак - означаемое' в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3. Языкового выражения (предметным 3.) называют его денотат, т.е. Тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. Же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения. В классической формальной логике понятиям 3. И С. Соответствуют понятия 'объема' и 'содержания'. В лингвистике распространена другая различительная схема (т.наз. 'треугольник Огдена-Ричардса'), где понятие 3.

Конкретизируется как лексическое 3. Слова (языковое употребление), а С. - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление). В различных философских подходах понятия С. И 3. Также интерпретируются по-разному, а иногда и отождествляются. Так, в феноменологии акцент делается на интенциональной природе сознания, что обращает к феноменальности С. На феноменальном уровне С. И 3. Естественно неразличимы и отождествляются с активностью самого сознания и формой его существования. В лингвистической философии (в традиции Витгенштейна) распространена трактовка 3. Как 'способа употребления' знаков в коммуникативных контекстах 'языковых игр'. В герменевтике С. И 3. Рассматриваются в неразрывной связи с определенными историческими способами 'истолкования' и 'интерпретации'.

Особый подход к проблеме С. И 3. Разрабатывался О.И.Генисаретским и Г.П.Щедровицким в рамках системо-мыследеятельностной (СМД) методологии. Предложенные ими понятийные схемы С. И 3. Ориентированы, с одной стороны, на соссюровское различение речи и языка (синтагматики и парадигматики), а с другой стороны, на системодеятельностные представления и принципы. Идея деятельности рассматривалась Щедровицким как главный объяснительный принцип в отношении языковых и семиотических явлений, процессов коммуникации и понимания. В этом контексте проблема С. И 3. Выступала как проблема объяснения знака как целостного образования в деятельности, и одновременно как популятивного объекта, имеющего множественные формы существования в процессах коммуникации и трансляции.

В принятых в СМД-методологии системных различениях, С. - это структурное представление процессов понимания. С. Есть структурный коррелят самого понимания, задающий, однако, согласно принципам системодеятельностного подхода, особую форму существования знаков, отличную от их существования в феноменальной процессуальности понимания. На уровне актов коммуникации эта форма существования реализуется неявно, через знание о С., т.е. Через знание коммуницирующих людей о том, что С. - это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений. Это знание организует понимание таким образом, что человек может фиксировать функциональные характеристики элементов ситуации относительно друг друга и относительно ситуации в целом, и может устойчиво воспроизводить эти характеристики во вторичных текстах.

Именно это обычно имеют в виду, когда говорят о том, что 'понят смысл текста' или 'ситуация осмысленна', т.е. Речь идет о переводе структуры С. В набор функциональных характеристик текста и относящихся к ситуации предметов. Эта особенность С. Осуществляться через знание о нем, открывает широкое поле для различных герменевтических стратегий, использующих разные наборы рамочных 'знаний о С.' для организации понимания в определенных культурно-исторических формах. Использование схем С. В коммуникации значительно изменяет организацию интеллектуальных процессов, что является основой для разработки различных коммуникативных и интеллектуальных технологий. Если С. Задает форму существования знаков и языковых выражений в актуальной коммуникации, то 3.

Задает их форму существования в процессах трансляции, в системе культуры или, в терминах Соссюра, в системе языка. 3. - это искусственные знаковые конструкции, выступающие как дополнительные культурные средства организации понимания. 3. Закрепляют нормативное содержание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике. Возникая в системе трансляции культуры и языка, 3. Получают одновременно и вторичную форму существования в 'знаниях 3.', фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качестве присутствуют в актуальной коммуникации. В целом, между С. И 3. Устанавливаются сложные отношения взаимного рефлексивного поглощения и имитации - 3. Имитируют фрагменты и связки структур С., при этом сами конструкции 3.

Подлежат пониманию, порождая тем самым 'вторичные' и 'оискусствленные' С. С другой стороны, по отношению к 3., С. Выступают как их 'оестествление' и реализация в ситуациях коммуникации. С., в отличие от 3., всегда ситуативны, связаны с феноменальным процессом понимания, поэтому помимо нормативного содержания 3., они определяются множеством иных факторов. Ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями, структурами деятельности и многим другим. В рамках современной философии постмодерна проблема С. И 3. Артикулируется в радикально ином ключе, что связано с базовой для постмодерна презумпцией 'метафизики отсутствия' по отношению к тексту, подлежащему реконструкции 'трансцендентного означаемого' (см.

Также ЗНАК, НАРРАТИВ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ПУСТОЙ ЗНАК, ОЗНАЧИВАНИЕ, ОЗНАЧАЕМОЕ, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ)..

Значения в других словарях
Значение

содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. З. Языковых выражений изучается в языкознании, логике и семиотике. В науке о языке под З. (см. Значение лексическое) понимают смысловое содержание слова (См. Слово). В логике (и семиотике) под З. Языкового выражения понимают тот предмет или класс предмета, который обозначается (называется) этим выражением (предметное, или экстенсиональное, З.), а под смыслом выражения (смысловым, или интенсион..

Значение

ЗНАЧЕНИЕ - 1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности.2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. П.) некоторого языка. Значения языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике.3) Значение физической величины - оценка этой величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц, напр. 3 кг - значение массы некоторого тела и т. П.4) Значение в информатике, см. Имя в информатике.. ..

Значение

ЗНАЧЕНИЕ, содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. Значение языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике.. ..

Значение

• абсолютное значение. ..

Значение

Смысл, разум. Вес, важность, авторитет, достоинство, сила, ценность.. ..

Значение

1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. 2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. П.) некоторого языка. Значения языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике. 3) Значение физической величины - оценка этой величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц, напр. 3 кг - значение массы некоторого тела и т. П. 4) Значение в информатике, см. Имя в информатике.. ..

Значение

Ср.1) То, что значит кто-л. Или что-л. Смысл.2) Важность, значительность, назначение.3) Влияние, роль.. ..

Значение

См. ЗначеньеБольшой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. СПб. Норинт С. А. Кузнецов. 1998. ..

Значение

-я, ср. 1. Смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает. 3. Взгляда, жеста. Определить з. Слова. Лексическое з. Слова (означаемое им понятие). 2. Важность, значительность, роль. Придавать чему-н. Большое з. Не имеет значения что-н. (не существенно, не важно).. ..

Значение

Значения, ср. (книжн.). 1. Смысл, то, что данный предмет (Слово, жест, знак) значит. Слово "знание" имеет несколько значений. Слово "больной" в значении существительного. Значение этого жеста было трудно определить. 2. Важность, значительность, назначение. Этому процессу придается большое политическое значение. Книга, имеющая важное значение для изучения истории революционного движения. Пуговицы на конце рукавов никакого значения не имеют. Мне нужна оберточная бумага плотная, а цвет не имеет зна..

Значение

Слово, весьма распространенное в конституционном праве в некоторых сочетаниях. Вопросы государственного 3. - касаются Федерации в целом и подлежат разрешению органами государственной власти РФ. Вопросы регионального 3. - касаются интересов субъекта РФ и подлежат разрешению его органами. Вопросы межрегионального 3. - касаются нескольких субъектов РФ и подлежат разрешению или ими сообща, или федеральными органами. Вопросы местного 3. - касаются территорий муниципальных образований и подлежат разре..

Значение

- слово, весьма распространенное в конституционном праве в некоторых сочетаниях. Вопросы государственного 3. - касаются Федерации в целом и подлежат разрешению органами государственной власти РФ. Вопросы регионального 3. - касаются интересов субъекта РФ и подлежат разрешению его органами. Вопросы межрегионального 3. - касаются нескольких субъектов РФ и подлежат разрешению или ими сообща, или федеральными органами. Вопросы местного 3. - касаются территорий муниципальных образований и подлежат раз..

Значение

- обобщенная форма отражения индивидом опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.. ..

Значение

1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. 2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением (словом, предложением, знаком и т. П.) нек-рого языка. 3. Языковых выражений изучаются в яз-знании, логике и семиотике. 3) 3. Физической величины -оценка этой величины в виде нек-рого числа принятых для неё единиц, напр. 3 кг - 3. Массы иек-рого тела и т. П. 4) 3. В информатике - см. Имя в информатике. ..

Значение

1) содержание, связываемое с тем или иным выражением (словом, предложением, знаком и т. П.) некоторого языка. Каждое сказанное слово дает возможность судить о том, что имеет ввиду говорящий, т. Е. Что означает данное слово. Учением о значении является семантика;2) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности;3) значение физической величины — оценка этой величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц.. ..

Зенон-стоик

(346/336/333-264/262 до н.э.) - древнегреческий философ (из Китиона на Кипре). Ученик школы киников, с 300 до н.э. - родоначальник философии стоиков. 3. Приобрел для себя и своих друзей узорчатую колоннаду, портик ('портик' произносится по гречески 'стоа'), где и основал собственную философскую школу. Сочинения 3. Дошли до наших дней лишь во фрагментах. 'О жизни, согласной с природою', 'Пифагорейские вопросы', 'Всеобщие вопросы', 'Этика', 'Логика', 'Государство' и др. Ввел термин 'каталепсис' ('..

Знак

Традиционно - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. - интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, леж..

Ибн Рошд

Или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция - Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) - арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции..

Ибн Рушд

Или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция - Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) - арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции..

Значение

См. СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.. ..

Значение

Содержание, обозначенное тем или иным языковым выражением - словом, предложением, знаком и т.п. Вопрос о З. Языковых выражений исследуется лингвистикой, семиотикой и логической семантикой. Различают предметное, смысловое и экспрессивное З. Языковых выражений. Наиболее точно эти виды З. Описываются логической семантикой, в которой наибольшим признанием пользуется концепция З., предложенная Г. Фреге в кон. 19 в. И получившая дальнейшую разработку в трудах Б. Рассела, К.И. Льюиса, Р. Карнапа и др.В..

Значение

— содержание, связываемое с тем или иным языко­вым выражением. Вопрос о 3. Языковых выражений исследуется лингвистикой, семиотикой и логической семантикой. В последней  . Наибольшим признанием пользуется концепция 3., предложен­ная немецким математиком и логиком Г. Фреге в конце XIX в. Дальнейшую разработку эта концепция получила в трудах Б. Рас­села, Р. Карнапа, К. И. Льюиса и др. В концепции Фреге все языковые выражения рассматриваются как имена, т. Е. Как обозначения некоторых внеязыковых..

Дополнительный поиск Значение Значение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Значение" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Значение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 8 символа