Ибн Сина

240

(латинизированная транскрипция - Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980-1037) - среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг 'индийский счет' - арифметику, геометрию, алгебру. Осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. Вылечил тяжело заболевшего султана, в связи с чем приобрел известность и получил доступ в богатейшую библиотеку владыки. Первый труд И.С. 'Сводная книга' был опубликован им в возрасте 21 год. Жил в Иране. После падения государства Сасанидов переехал в Ургенч - столицу Хорезма, где работал и учился при дворе хорезмшаха.

В 1012 переехал в Иран, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визирем у здешних правителей. Много путешествовал. Умер и похоронен в Хамадане. И.С., обладая энциклопедическими знаниями и мышлением, был систематизатором и пропагандистом научного знания своего времени. Количество работ И.С. Различными авторами указывается разное. Некоторые историки называют количество 132 и еще ПО в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. Оставил после себя более 450 трудов на арабском языке и 23 - на таджикском в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилософии - всего около 40, 30 - было посвящено естествознанию, более 60 трудов - по логике и психологии, около 10 - по астрономии и алхимии).

Наиболее значимыми и заметными работами И.С. Явились 'Книга исцеления', 'Книга спасения', 'Книга знания', учебник в стихах 'Поэма о медицине' и его основной труд 'Канон врачебной науки', переведенный на латынь и ставший широко известным в Европе с 12 в. Последний явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Развивая метафизику, И.С. В качестве первоисточников использовал труды Платона, Архимеда, Аристотеля, Галена. Значительное влияние на его творчество оказали также тексты индийской философии и литературы, а также древнеиранские домусульманские тексты философии, теологии и литературы, опирающиеся на зороастрийскую традицию.

В работах И.С. Постоянно присутствуют две темы. Философия ('теоретическая и практическая') и медицина. И.С. Создал собственную классификацию наук, имеющую в специальной литературе несколько различных трактовок. В одном варианте у И.С. Логика предваряет все науки, а уже все иные делятся на теоретические, задача которых состоит в постижении истины, и практические, цель которых - достижение блага. По другой трактовке, И.С. Просто разделил все науки на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, в которых исследования ведутся ради знания самого по себе. К первым И.С. Относил науку об управлении городами, о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей, имущества (которую он называл наукой об управлении хозяйством), ко вторым - науку о самом человеке.

Существует также версия, согласно которой к теоретическим наукам И.С. Относил 'высшую' науку - учение об абсолютном бытии, 'среднюю' науку, к которой он относил математику, астрономию, музыку и 'физику', в которую был включен весь спектр естественно-научных знаний того времени. По другой версии, каждую из теоретических наук И.С. Подразделял на 'чистые', или 'первичные', к которым он относил учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т.д., и прикладные, или вторичные, к которым он относил медицину, астрологию, алхимию, физиономику, объяснение снов и науку о волшебстве. Обосновывая перспективы дальнейшего развития науки, И.С. Выдвигал положение о независимом друг от друга существовании науки и религии, религии и философии, о независимости философии, основанной на достижениях человеческого разума.

Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. По мнению И.С., мир возникает путем эманации, но не по воле Бога, а в силу естественной и непреложной необходимости. Сам Бог у И.С. Абстрактен и безличен, мир материален и вечен, - как и сам Бог. В краткой философской энциклопедии 'Книга знаний' И.С. Писал. 'Бытие не имеет границ', оно 'изначально разделяется на субстанцию и акциденцию'. Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она сущность природы, 'телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи'. Движение, по мысли И.С., потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить 'толчком'. И.С. Писал. '. Движение - это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем.

Это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не только одним толчком'. Согласно И.С., природные явления связаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая Божественным вмешательством. 'Разумную душу' считал бессмертной, а материю вечной, несотворенной и множественной - причиной разнообразия единичных вещей. Логика у И.С. Состоит из четырех разделов. Учение о понятии, суждении, умозаключении и доказательстве. И.С рассматривал 'логическое учение как орудие достижение истины, как средство предотвращения заблуждения, искажения, ошибки'. По И.С., 'это инструмент, который сравнивает истину и ложь'. '. Логические категории и принципы должны соответствовать вещам'. И.С. Сыграл большую роль в распространении и популяризации учения Аристотеля, в развитии рационального мышления.

Разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логических ошибках, о суждениях, которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные, о силлогизмах и т.д. Рассматривал атрибуты материи. Время, движение, пространство. Рассматривал различие между необходимо-сущим и возможно-сущим бытием, между сущностью и существованием. Занимался вопросами соотношения чувственного и рационального. Согласно И.С., 'познание состоит в отображении определенным способом образа познания познающим субъектом'. 'смысл выражения я почувствовал нечто внешнее состоит в том, что это нечто отобразилось в моем чувстве'. 'я почувствовал в душе означает, что сам образ вещи отобразился в моей душе'. Познание рассматривал как 'отражение'.

И.С. Большое внимание в своих работах уделял образованию, отводя значительное место в образовании основным наукам и получению профессиональных знаний согласно внутренним индивидуальным склонностям, отдавая предпочтение коллективным формам обучения. Акцентировал роль отца и наставника в воспитании мальчиков, а по поводу управления говорил, что прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Цель воспитания видел в достижении главных добродетелей. Воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. Говорил о необходимости укрепления здоровья не только физического, но и нравственного. Высшего счастья - душевной гармонии человек, по мысли И.С., достигает тогда, когда способен возвыситься мыслью к высотам познания.

Как писал И.С., 'мы умираем и с собой уносим лишь одно. Сознание того, что мы ничего не узнали'..

Значения в других словарях
Ибн Сина

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное — Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, — 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Главные философские труды — «Книга исцеления» (в сокращённом изложении — «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,« Книга знания» (на языке фарси). Философия И. С. Продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики..

Ибн Сина

ИБН СИНА (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения ибн Сины. Трактаты ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Энциклопеди..

Ибн Сина

Или Авиценна (980-1037), величайший из философов и врачей арабского Востока, родился в селе Афшана близ Бухары в 980. Получив неформальное образование и усвоив начала арифметики, геометрии и медицины, досконально изучил Коран. Удивительно разносторонние познания Ибн Сины касались почти всех областей знания. В 997 он стал придворным врачом и имел доступ к библиотеке Саманидов в Бухаре. После падения династии Саманидов в 1004 он переехал из Бухары в Ургенч, где при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Ма..

Ибн Сина

Ибн Сина (Авиценна) (Avicenna)Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (Avicenna) (ок. 980 - 1037) Персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Родился Ибн Сина в селе Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране. С 998 был приближенным ко дворам нескольких правителей, при которых занимал должности врача. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусуль..

Ибн Сина

(латинизиров. Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980, с. Афшана, близ Бухары - 18 VI 1037, Хамадан) - учёный-энциклопедист, врач, философ восточного средневековья. Образование получил в Бухаре. Одно время находился при дворе правителя Хорезма. Позднее переселился в Джурджан, жил в Казвине, Исфахане, Хамадане. Автор мн. Трактатов и книг. В нек-рых из них рассматривал муз.-теоретич. Вопросы. Разделы "Свод науки о музыке" ("Книга исцеления") и "Сокращённое изложение науки о музыке..

Ибн Сина

(латинизир. Авиценна, Avicenna) (ок. 980-1037). ..

Ибн Сина

(наст. Имя - Aбу Aли Xусейн ибн Aбдаллах, латинизированное - Aвиценнa) - крупнейший учёный средневековья, философ, врач, естествоиспытатель, математик и поэт. Жил в Cp. Aзии и Иране, занимал должности врача и везира при разл. Правителях. Гл. Труды - "Книга указаний и наставлений", "Книга знания", "Канон врачебной науки", "Книга исцеления" (в сокращённом изложении - "Книга спасения"). Oдин из разделов энциклопедич. "Книги исцеления", написанной ок. 1023, посвящен минералам и горообразованию. B 12..

Ибн Сина

(наст. Имя - Aбу Aли Xусейн ибн Aбдаллах, латинизированное - Aвиценнa) - крупнейший учёный средневековья, философ, врач, естествоиспытатель, математик и поэт. Жил в Cp. Aзии и Иране, занимал должности врача и везира при разл. Правителях. Гл. Труды - "Книга указаний и наставлений", "Книга знания", "Канон врачебной науки", "Книга исцеления" (в сокращённом изложении - "Книга спасения"). Oдин из разделов энциклопедич. "Книги исцеления", написанной ок. 1023, посвящен минералам и горообразованию. B 12..

Ибн Сина

(латинизир. - Авиценна (Avicenna)), Абу Али Хасан ибн Ахмед (980-1037) - ученый и поэт народов Ср. Азии и Ирана, сыгравший огромную роль в развитии медицины, естествознания и философии. Род. В с. Афшана близ Бухары в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У И. С. Рано проявилась высокая одаренность. Ему было разрешено пользоваться знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни И. С. Наступает длит. Период странствий. Ок. 1002 он пе..

Ибн Рошд

Или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция - Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) - арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции..

Ибн Рушд

Или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция - Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) - арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции..

Игра

Понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. Является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или - в постнеклассике - феномена), так и в аксиологическом (И. Не имеет внешней цели, отличной от процессуальности собственного протекания, и ее ценность является принципиально автохтонной, - в частности, независимой от так называемого 'результата' И.) отношениях, и, вместе с тем, реализующуюся по соответствующим правилам, но..

Идеализм

(фр. Idealisme от гр. Idea - идея) - термин, введенный в 18 в. Для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое употребление термина И. - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. После эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого 'основног..

Ибн Сина

ИБН СИНА (латинизированная транскрипция - Авиценна) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980-1037) - среднеазиатский ученый, философ и врач. Жил в Бухаре и Иране. Оставаясь приверженцем ислама, он сыграл большую роль в распространении философского наследия античного мира, много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных знаний. Будучи сторонником учения Аристотеля, И.С. Иногда отступал в сторону неоплатонизма. Развивая логику, физику и метафизику Аристотеля, И.С. П..

Ибн Сина

(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг "индийский счет" — арифметику, геометрию, алгебру. Осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. Вылечил тяжело заболевшего султана..

Дополнительный поиск Ибн Сина Ибн Сина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Сина" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Сина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 8 символа