Интерсубъективность

231

Особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. Гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. Ставится Гуссерлем в 'Пятой картезианской медитации'. Поскольку Гуссерль начинает опыт феноменологической рефлексии с исключения 'наивной' опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему требуется новое основание для обеспечения значимости опыта рефлексии, и он предпринимает попытку обоснования рефлексии через саму рефлексию. Каждый субъект, рефлексируя, выстраивает мир специфически, этот мир - опыт субъекта, зависящий только от его познания.

Следовательно, решение - в проблеме взаимоотношения субъектов, в частности, Я и Другого. Гуссерль находит, что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает интерсубъективную общность - общность (гипотетических) субъектов, каждый из которых имеет мир в своем опыте, и, в силу этого, мир может рассматриваться как объективно (для-всех) сущий - то есть как основание индивидуального опыта Я. В то же время в И. - Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. На основе интерсубъективного сообщества при рефлексии над тем, как Другой выстраивает 'его' Других, формируется интенциональная общность, характеризующаяся направленностью на горизонт возможностей понимания и бесконечное пространство сообщества (по сути, - преобразование идеала истинного человечества).

Однако проблема выяснения корректности знания остается открытой, поскольку бесконечное самоуглубление - идеал, вещь-в-себе. Позднее Гуссерль вводит понятие 'жизненного мира' - духовного образования, которое задает основные 'темы' для 'вариаций' - всякого действия или мысли конкретного субъекта - и посредством этого служит базисом И. В дальнейшем тема И. Рассматривается в аналитической философии (как проблема общезначимости логических и языковых форм - у Рассела, Карнапа, Куайна), феноменологии (Сартр. Конфликт претензий конституирующих субъектов. Мерло-Понти. Тело как общезначимое основание рефлексии всякого субъекта) и феноменологической социологии (Шюц). Шюц рассматривает И. В свете двух правил (интерпретации) социальной жизни - взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях.

Однако все эти программы суть отход от гуссерлевской идеи обоснования объективности рефлексии из самой рефлексии..

Значения в других словарях
Интенциональность

(лат. Intentio - стремление, внимание) - основное понятие феноменологии Гуссерля. Этот термин, который был введен в средневековой философии, использовался Брентано и Штумпфом для описания психических переживаний. Гуссерль, заимствовав понятие И. У Брентано, объявил его фундаментальным свойством феноменологического сознания. В отличие от гносеологической субъективности неокантианства, представляющей собой замкнутую самосознающую субстанцию, феноменологическое сознание всегда обладает изначальной ..

Интернет

(InterNet) (англ. Взаимо-сеть или сеть сетей) - феномен культуры, конституировавшийся в последней трети 20 в. На технологической основе общемировой системы компьютерных сетей и в определенном смысле представляющий собой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы. И. Являет собой своего рода вариант гипермедиа, синтетически объединяющий как содержательно артикулированные феномены мультимедиа (вербальный текст, видеотекст, звуковой текст и т.п.), так и функционально артикулирова..

Интертекстуальность

Понятие постмодернистской текстологии, артикулирующее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой в качестве интериоризации внешнего. Термин 'И.' был введен Кристевой (в 1967) на основе анализа концепции 'полифонического романа' М.М.Бахтина, зафиксировавшего феномен диалога текста с текстами (и жанрами), предшествующими и параллельными ему во времени. В целом, концепция И. Восходит к фундаментальной идее неклассической философии об активной роли социокультурной среды в процес..

Инь

Взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму. Образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная - означает И. Однако кажда..

Интерсубъективность

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. Гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. Ставится Гуссерлем в "Пятой картезианской медитации". Поскольку Гуссерль начинает опыт феноменологической рефлексии с исключения "наивной" опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему тре..

Интерсубъективность

— особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или — значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. Гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. Ставится Гуссерлем в "Пятой картезианской медитации". Поскольку Гуссерль начинает опыт феноменологической рефлексии с исключения "наивной" опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему требуется новое основан..

Интерсубъективность

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ. ..

Дополнительный поиск Интерсубъективность Интерсубъективность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Интерсубъективность" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интерсубъективность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа