Итеративность

338

(санскр. Itera - другой) - понятие, введенное в дисциплинарный оборот современной философии Деррида, для обозначения повторяемости как таковой. Повторяемости 'вообще'. Повторяемости, безотносительной и безучастной к присутствию/отсутствию повторяемого. В традиционной метафизике повторение постулировалось как имманентно и атрибутивно предполагающее тождественность и самотождественность повторяемого, фундированное аксиомой тождественности и самотождественности присутствия (см. DIFFЕRANCE, СЛЕД ). И. Как единое означающее содержит в себе (в традиционной для Деррида мыслительной стилистике) два конфликтующих смысла и значения. А) И. Как возможность собственно повторения и б) И. Как условие возможности иной процедуры - неадекватного, мутационного (в самом широком мыслимом диапазоне пределов) повторения или альтерации.

Тем самым, И. У Деррида выступает как исходное, пред-данное, пред-мыслимое основание повторения. По мнению Деррида, тождественность и самотождественность вещи, явления или понятия, по определению, предзадают включенность в его структуру параметра (горизонта) завершенности его бытия как присутствия (т.е. Его смерти). Поскольку (вне рамок парадигм эзотеризма и религии) последняя исключает какую бы то ни было перспективную объективацию, любой сопряженный или соответствующий знак оказывается в состоянии репродуцировать данную завершенность в ее отсутствии, таким образом, в свою очередь, имитируя и собственную конечность. Одновременно, согласно догматам традиционной метафизики, цельность понятия или явления предполагает возможность бесконечного его воспроизведения (повторения).

В связи с этим, по Деррида, в той мере, в какой во всех таких ситуациях правомерно полагать 'первородную' самотождественную сущность - исходно отсутствующей, повторение может мыслиться повторением того, что никогда не имело места. (Но. Повторение иногда и повторяет повторение.) По мысли Деррида, в тех случаях, когда самотождественная сущность отсутствует, каждое повторение оказывается 'иным' по сравнению со своим предшественником. Повторяющееся единство вещи, понятия или явления одновременно повторяет 'отсутствие', замещая его место, - в результате всякий раз оказываясь 'другим'. Деррида в этом контексте настаивает на принципиальной возможности изначального присутствия 'другого' в структуре понятия, вещи или явления (ср.

'свое иное' у Гегеля). И. Также оказывается обусловливающей и еще одну потенциально мыслимую структурную возможность. Отсутствие самого повторяемого. В этом случае, по Деррида, повторение, повторяя, 'отчуждается', становясь 'другим' и дислоцируясь в 'другом' месте. Эпистемологическим следствием данной концептуальной схемы выступает дальнейшее постижение и конкретизация механизмов осуществления такой мыслительной операции, как идеализация. Согласно каноническим схемам, идеальное (независимо от воздействия эмпирических актов и событий, которые пытаются деформировать его) способно к бесконечному повторению, оставаясь при этом самотождественным. Фундирована такая возможность допущением осуществимости бесконечного числа актов повторения.

По мысли Деррида, И. Является условием возможности и невозможности самотождественности идеального, конституируя, с одной стороны, то 'минимальное тождество', которое и подразумевается идеальным по отношению к 'эмпирии', и в то же время ставя под сомнение тождество и этого 'минимального тождества'. В таком контексте, поскольку И. Является условием возможности и невозможности 'минимального тождества' повторяемого, подрываемого возможностью повторения, она выступает также условием возможности 'дубликации'. Вещь, понятие или явление, согласно Деррида, всегда предполагают в своей структуре актуальный потенциал удвоения. С точки зрения Деррида, И. Позволительно толковать как систематизирующий термин, сопряженный со всем понятийным комплексом так называемых 'неразрешимостей', ибо она также может интерпретироваться как.

А) иное обозначение differance, предполагающего структурную возможность пространственно-временной смысловой различенности присутствия. Б) иное обозначение дополнительности - в той степени, в которой последняя суть пространство повторения-замещения отсутствия. В) иное обозначение следа, поскольку 'самостирание' последнего осуществимо именно как результат возможности повторяемости. Актуализируя и артикулируя эвристический потенциал осмысления проблемы 'бесконечного в границах конечного', концепт И. У Деррида одновременно демонстрирует осуществимость вынесения соответствующих мыслительных операций 'за скобки' полагавшегося ранее абсолютным интервала 'конечность - бесконечность'..

Значения в других словарях
Итеративность

(от лат. Iterativus — повторный, многократный) (биологический), свойство некоторых тканей (например, симпатических нервных узлов, гладких мышц) реагировать на раздражения только в том случае, если они следуют одно за другим с достаточной частотой. Причина И. В том, что каждое раздражение, будучи подпороговым, повышает Возбудимость ткани, пока очередное раздражение не станет сверхпороговым и вызовет Возбуждение. ..

Итеративность

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Исторический Материализм

(материалистическое понимание истории) - парадигма философии истории, созданная и разработанная Марксом и Энгельсом. В основе И.М. Лежит методологическая процедура апплицирования диалектической схемы развития по Гегелю на тенденции развития социально-экономической структуры человеческого общества. И.М. Объясняет внутренние взаимозависимости общественных структур по универсальной системообразующей формуле. 'Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный п..

История Философии

Философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания. И.Ф. Представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление этого знания, выявление внутренней связи и взаимообусловленности его составляющих, представленных различными философскими течениями, школами и направлениями, а также выявление их социокультурной обусловленности. Будучи специфическим способом философского исследования, имеющим дело с проблемами, не вход..

Калокагатия

(греч. Kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности). В философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Человек - носитель К. - в истинном призвании своем должен был в..

Кампанелла

(Campanella) Томмазо (1568- 1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 - Джованни Доменико). Стремился к освобождению Италии от испанского гнета. В первом заключении пробыл 27 лет (свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе). Освобожден в 1626, после повторного двухлетнего пребывания в тюрьме оправдан в 1629. Сторонник идеи папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все ..

Дополнительный поиск Итеративность Итеративность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Итеративность" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Итеративность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа