Категорический Императив

172

(лат. Imperativus - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна. Нравственность, но Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату.

Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. Моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его И. Или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть И. Все И. Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и К.

- как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. Заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом. При этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например, 'поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы' или 'поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству'.) Однако, в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического.

К.И. Канта определяет, т.обр., только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. Дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может..

Значения в других словарях
Категорический императив

(от лат. Imperativus — повелительный) термин, введенный немецким философом И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его этики. Имеет две формулировки. «. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему тольк..

Категорический Императив

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.. ..

Категорический Императив

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ Императив>, смотри Императив>.. ..

Категорический императив

По терминологии Канта нравственный долг в безусловно-повелительной форме. См. Кант.. ..

Категорический Императив

В философии Канта. Безусловное требование или закон разума, выражаемый в формуле. Du kannst, du sollst - ты можешь, следовательно, должен (сделать).(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)В философии Канта. Безусловное требование или закон разума, выражаемый в формуле. Du kanst, du sollst - ты можешь, следовательно, должен (сделать).(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка"...

Категорический императив

Из труда «Основы метафизики нравов» немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804). Он понимает под этим императивом абсолютное, полное подчинение человека закону морали, выше которого ничего нет и быть не может, закону, который должен действовать с непреклонностью объективного закона природы.Шутливо-иронически:. ..

Категорический Императив

Центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.. ..

Категорический Императив

- см. И. Кант.. ..

Картезианство

(от Картезий, Cartesius - латинизиров. Имени Декарта) - термин, используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей - как в области философии, так и в области естествознания 17-18 вв. 'Тремя великими картезианцами' традиционно именуют Лейбница, Спинозу и Мальбранша. Метафизика Декарта с ее предельными предпосылками и основаниями, с ее строгим различением двух типов субстанций - мыслящей и протяженной, с ее методологическим требованием безусловной чистоты применяемых к ..

Кассирер

(Cassirer) Эрнст (1874-1945) - немецкий философ и культуролог. Проделал сложную творческую эволюцию, тем не менее сохранил те теоретико-методологические установки, которые усвоил и разработал в первый период своего становления как философа, в который он, начав с ученичества у Когена, смог стать одним из признанных лидеров Марбургской школы неокантианства. От проблематики, связанной с философским исследованием научного познания, перешел к рефлексии над проблемами культуры и иных познавательных фо..

Каузальность

(лат. Causalis - причинный, causa - причина), или причинность, понятие, использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). В таком контексте К. Трактовался как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Предполагалось, что этим К. Отличается от других форм связи, которые характеризуются корре..

Качество

Философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в 'Категориях' и 'Топике'. Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос 'какое?') Аристотель приписывал четыре возможных контекста. Наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик. Наличие как преходящих, так и стабильных свойств. Свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования. Внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос 'сколько?') Аристотель приписывал ипо..

Категорический Императив

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. Imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна. Нравственно..

Категорический Императив

(лат. Imperativus — повелительный) — базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна. Нравственность, но Канту, может и д..

Дополнительный поиск Категорический Императив Категорический Императив

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Категорический Императив" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Категорический Императив, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 24 символа