Левиафан

212

(чудовище из финикийской мифологии) - сочинение Гоббса (первый вариант на английском языке, датируется 1651). На латынь книга была переведена в 1668. Книга достаточно объемная (более 700 страниц в полных версиях). Размышляя о власти, Гоббс пользуется английским словом power, но в латинском переводе употребляет два термина. 'potentia' (власть как естественное могущество, потенциал оказания воздействия) и 'potestas' (политическая власть, ограниченная законами). По Гоббсу, власть должна выступать для мыслителя одновременно как источник, объект и цель познания. 'Источник, поскольку знание основано на власти познать человека. Объект, потому что знание есть понимание способов и законов, с помощью которых предметы и существа испытывают или оказывают воздействие друг на друга.

Цель - ибо конечное предназначение науки состоит в господстве человека не только над природой, но и над своей собственной судьбой'. Таким образом, наука о власти - это по сути 'наука о человеке', противоположная 'науке' о Боге. Поскольку о Боге мы ничего не знаем, постольку, по мысли Гоббса, теология не может заменить науку. Учение о человеке может рассматриваться как наука, ибо использует в качестве метода строгий научный анализ. Науку же о власти можно создать, только изучая человеческое общество. Исследуя способность к познанию и силы, движущие отдельным человеком, уяснив природу естественного состояния людского сообщества, можно построить 'политическую антропологию' ('Л.'). Данный труд Гоббса включает в себя четыре части, значимо отличные друг от друга.

'О человеке', 'О государстве', 'О христианском государстве', 'Царство тьмы' (некоторые из них выходили впоследствии отдельными изданиями). Раздел 'О человеке' Гоббс начинает с исследования ощущения. С физической, физиологической и с психической точек зрения. Внешний объект вызывает в органе чувств движение, которое передается вначале в мозг, а затем в сердце. Либо непосредственно, либо опосредованно - через окружающую среду. Обратное движение, ориентированное вовне, представляется нам внешней реальностью. Гоббс стремится объединить в своей теории три аспекта проблемы. Механистическое объяснение ощущения, субъективное подтверждение чувства в сознании и объяснение возникающего при этом восприятия внешней реальности.

Ощущение, по мысли Гоббса, присутствует в сознании в форме образа, мысли или 'призрака'. Человеческое благоразумие объясняется тем фактом, что эмпирические ожидания укореняются в механизме ассоциаций. Благоразумие отличается от науки, которая основана на расчете, на точном использовании языка на уровне как определений, так и доказательств. По Гоббсу, наука есть построение. Геометрия истинна по сути своей, поскольку ученый-геометр строит ее из различных составных частей, используя при этом условные определения. Там же, где нельзя воспользоваться геометрической моделью, наука заканчивается. Всякая настоящая наука есть знание всех следствий, вытекающих из определений, относящихся к исследуемой проблеме. Гоббс считает, что жизнь - это по сути своей непрекращающееся движение органов тела, происходящее независимо от нашего желания.

Это органическое движение, противопоставляемое произвольному движению. Объекты, которые мы воспринимаем, передают движение сердцу, а значит, могут способствовать или препятствовать органическому движению. Удовольствие - это то, что мы испытываем, когда воспринимаемые нами объекты соответствуют органическому движению, а недовольство, наоборот, возникает, когда между этими элементами существует противоречие. Влечение и отвращение, таким образом, являются незаметным для нас началом движения к овладению или избежанию. Страсть направляет человека к тому, что для него благотворно, т.е. К объекту, соответствующему его органическому движению. Но страсть может быть и самоцелью. Некоторые страсти, согласно Гоббсу, трудно объяснить органическим движением (стремление к научной работе, желание воевать, а значит, и рисковать жизнью и т.

Д.). Однако в основном человек управляет своими отношениями с внешним миром не на основе свободной воли, а примиряя свои страсти, с одной стороны, и те знания (чувственные, рассудочные или научные) внешних условий, которыми он обладает, с другой. Гоббс различает знание фактов (историю) и последовательной зависимости одного факта от другого (философию). По его мысли могущество (глава десятая) 'человека, взятое в общем виде, есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видного блага. Оно может быть или естественным, или инструментальным'. Природное могущество связано с личной физической силой. Инструментальные - это те формы могущества, которые позволяют получить еще большее могущество. 'Наибольшим человеческим могуществом является то, которое составлено из сил большинства людей, объединенных соглашением, и перенесено на одну личность, физическую или гражданскую, пользующуюся всеми этими силами или по своей собственной воле, каково, например, могущество государства, или в зависимости от воли каждого в отдельности, каково могущество партии или лиги различных партий...'.

Затем Гоббс рассматривает различные формы могущества. Богатство, репутацию, успех, дворянское звание, красоту - а также те области, в которых они проявляются. О знании, например, он утверждает. 'Знание - небольшое могущество, ибо оно не проявляется вовне и поэтому ни в ком не замечается, да и обладают им не все, а лишь немногие, и эти немногие обладают знанием лишь немногих вещей, а природа знания такова, что признать его наличие в ком-либо может лишь тот, кто сам в значительной степени овладел им. Пусть люди (как это большинство и делает) ценят самих себя, как угодно высоко, их истинная цена не выше той, в которую их оценивают другие'. Рассматривая людские нравы (манеры) во всем их многообразии, Гоббс показывает, что в человеке существует постоянное, неустанное стремление приобретать все больше и больше власти, стремление, конец которому кладет лишь смерть.

Этим и объясняются войны. Даже когда человек становится королем, ему этого мало. Почему. Потому что всегда есть риск потерять то, что имеешь. По мысли Гоббса (этим завершается первая часть 'Л.'), в естественном состоянии люди ведут постоянную войну всех против всех. В этом состоянии 'каждый человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека...'. Благоприятное время для заключения соглашения и общественного договора наступает, когда этого требует разум и все люди стремятся к миру, и продолжается до тех пор, пока есть надежда достичь мира. И тогда, '...в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе'.

В этом случае, по мысли Гоббса, исключительно важно 'выполнять соглашения после их достижения', поскольку в противном случае люди опять скатятся до естественного состояния, когда 'человек человеку - волк'. Раздел сочинения 'Л.' 'О государстве' начинается с осмысления его природы. 'Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты'. По мысли Гоббса, наилучшей моделью правомерно полагать монархию. 'Сопоставляя монархию с другими двумя формами правления, мы можем заметить следующее. Всякий носитель лица народа или член собрания, являющийся таким носителем, есть одновременно носитель своего собственного естественного лица.

Поэтому как бы усердно такой человек в качестве политического лица ни заботился об обеспечении общего блага, он, однако, более или менее усердно заботится также об обеспечении своего личного блага, блага своей семьи, родственников и друзей, и, если общие интересы сталкиваются с его частными интересами, он в большинстве случаев отдает предпочтение своим интересам, ибо страсти людей обычно бывают сильнее их разума. Общие интересы поэтому больше всего выигрывают там, где они более тесно совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в монархии. Богатство, могущество и слава монарха обусловлены богатством, силой и репутацией его подданных'. Общественный договор, согласно концепции 'Л.', - это акт, каждый из участников которого заявляет.

'Я наделяю властью этого человека или это собрание людей и передаю ему право управлять собой'. Гоббс ясно заявляет, что договор подразумевает отказ человека от своего естественного права. Наделить кого-либо властью, - значит, сделать его своим представителем. Суверен, таким образом, является высшим представителем всех своих подданных. Ему не должен противостоять никакой 'представительный орган'. И ни один подданный не имеет права оспаривать решение суверена, ведь он уже заранее одобрил это решение. Он признал его как свое собственное еще до того, как оно вынесено. Высшим выражением этого предварительного признания является абсолютизм. Суверен обладает, следовательно, огромными правами. Единственное, что может избавить подданного от обязанности ему повиноваться, полагал Гоббс, - непосредственная угроза, нависшая над его жизнью.

В третьем разделе 'Л.' 'О христианском государстве' говорится о том, что церковная власть должна подчиняться власти политической. Основываясь на текстах Ветхого и Нового Заветов, Гоббс показывает, что даже Иисус не пытался создать Царство Божье, которое противостояло бы земной власти. Царство Божье расположено в ином мире. Если подданный живет в вере, отличной от веры суверена, то, по Гоббсу, он должен верить лишь в душе, а в практических делах исполнять требования власти. 'Но как быть в том случае, может кто-нибудь возразить, если какой-нибудь царь, или сенат, или другой суверен запретит нам верить в Христа. На это я отвечаю, что такое запрещение останется безрезультатным, ибо вера и безверие никогда не следуют человеческим приказаниям.

Вера есть дар Божий, которого никто не может ни дать, ни отнять обещанием награды и угрозой пыток. Все, что подданный вынужден делать из повиновения своему суверену, и все, что он делает не по собственному побуждению, а повинуясь законам своей страны, всякое такое деяние является деянием не подданного, а его суверена, и не подданный отрицает в этом случае Христа перед людьми, а его правитель и закон его страны'. Если суверен придерживается истинной веры, то он, а не церковь должен следить за чистотой общественных нравов. По мысли Гоббса, '...когда Папа притязает на верховенство в вопросах нравственности, он учит людей неповиновению их гражданским суверенам, что является ошибочным учением, противоречащим многим переданным нам в Писании правилам нашего Спасителя и его апостолов'.

Автор 'Л.' стоит на стороне английского короля и англиканской церкви в их борьбе с Папой Римским. Он продолжает. '...Весь этот спор о том, предоставил ли Христос юрисдикцию одному лишь Папе или же кроме него и всем другим епископам, является спором de lana caprina /букв. 'о козьей шерсти' (лат.), т.е. О мелочах, впустую - А.Г./. Ибо никто из них не имеет (там, где они не являются суверенами) никакой юрисдикции. В самом деле, юрисдикция есть право слушать и решать тяжбы между людьми, которое может принадлежать лишь тому, кто имеет власть предписывать правила насчет того, что правомерно и что неправомерно, т.е. Составлять законы и мечом правосудия принуждать людей подчиняться своим решениям, вынесенным им самим или назначенными им для этого судьями.

А такой власти не имеет законным образом никто другой, помимо гражданского суверена. (...) Сам Папа не обладает правом юрисдикции во владениях других монархов (...), наоборот, все епископы, поскольку они обладают правом юрисдикции, получают это право от своих гражданских суверенов'. В разделе 'О царстве тьмы' Гоббс осуществляет энергичную и высокоэмоциональную критику политической экспансии католицизма. В целом же, в сочинении 'Л.' Гоббс осуществил попытку обозначить условия и границы истинного знания, установить правила, лежащие в основе политической игры (социальные установки), и определить положение и роль религии в государстве. Теория саморегуляции общественных институтов пришла на смену аристотелевской теории их неизменности.

Был сделан первый шаг к вызреванию концепции 'прав человека'..

Значения в других словарях
Левиафан

1) в библейской мифологии огромное морское чудовище, напоминающее гигантского крокодила. В переносном смысле — нечто огромное и чудовищное. 2) Название сочинения английского философа Т. Гоббса, посвященного проблемам государства.. ..

Левиафан

ЛЕВИАФАН - в Библии - огромное морское чудовище. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное.. ..

Левиафан

ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное.. ..

Левиафан

(евр. Liwjathan, собств. Значит. Изогнутый, от арабск. Lawaj - верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. Философа Томаса Гоббза, в котор. Он олицетворяет государство в образе этого мощного животного. 3) промывная машина для очистки шерсти от грязи и жира.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) баснословное морское чудовище, упоминаемое в Библии. 2) по веровании еврее..

Левиафан

Из Библии. В Ветхом завете (Книга Иова, гл. 40, ст 25) говорится об огромном животном чудовищной силы — «нет на земле подобного ему». Иносказательно. Нечто, поражающее своими размерами, мощью и т. Д.. ..

Левиафан

Машина, громада, чудовище, кит. ..

Левиафан

В Библии - огромное морское чудовище. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное.. ..

Левиафан

М. Церк. Огромное и хищное земноводное, вероятно крокодил, который во время оно мог быть гораздо больше и чудовищнее. Может быть и кит, акула и пр.. ..

Левиафан

1. М.1) Огромное морское чудовище (по библейскому преданию).2) перен. Разг. Кто-л. Или что-л., отличающиеся очень большими размерами.2. М.Машина для промывания шерсти.. ..

Левиафан

ЛЕВИАФА́Н -а. М.. ..

Левиафан

-з.,м. (книжн.). О ком-чём-н., поражающем своими размерами, силой [по имени библейского морского чудовища].. ..

Левиафан

Левиафана, м. (книжн.). Что-н. Огромное, поражающее своей величиной, силой. Мой альманах, должен быть слоном или левиафаном. Белинский. (По имени огромного хищного животного в библейской мифологии.). ..

Левиафан

Левиафа́н "морское чудище". Через нем. Leviathan или франц. Léviathan из др.-еврейск. Līwjāthān – то же (неоднократно в Ветхом завете. См. Гуте, Bibelwörterbuch 391). Ср. Литтман 29. Клюге-Гётце 357.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Левиафан

(евр. Ливьятан от лава - «виться, сворачиваться»). ..

Левиафан

- в библейской мифологии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и страшное.. ..

Левиафан

(от др.-евр. Ливьятан) - в Библии и в Талмуде огромное морское чудовище, напоминающее гигантского, крокодила. Англ. Философ-материалист 17 в. Т. Гоббс назвал "Левиафаном" свою книгу о государстве, считая, что это название выражает неограниченную силу и власть гос-ва по отношению к подданным.. ..

Лао-цзы

(6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором 'Дао дэ цзин' - 'Книги о дао-пути и благой силе-дэ'. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема 'дао-пути', которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель 'дэ', упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет 'следование естественности' ('цзы ж..

Лаплас

(Laplace) Пьер Симон (1749-1827) - французский ученый, астроном, физик, математик, основоположник теории вероятности. Сын нормандского крестьянина. С 1785 - член Парижской академии наук, с 1790 - председатель Палаты мер и весов. Л. Разработал (1796) гипотезу о происхождении Солнечной системы из 'первичной' туманности, находившейся в медленном равномерном вращении и распространявшейся за пределы возникшей из нее позднее Солнечной системы. Обоснование космогонической гипотезы в трудах Л. Сопровожд..

Левинас

(Levinas) Эммануэль (12.01.1906- 25.12.1995. Точные даты жизни указаны в связи с распространенностью ошибок в русскоязычной справочной литературе - Ред.) - французский философ-диалогист, постмодернист. Родился в Каунасе. В 1916- 1920 жил в Харькове, в 1920-1923 - во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию. С 1923 Л. Изучал философию в Страсбурге, где познакомился с Бланшо, ставшим его другом на долгие годы. Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенц..

Левкипп

(5 в. До н.э.) - древнегреческий философ (из Милета или Абдер или Элеи). О жизни Л. Практически ничего неизвестно. Еще Эпикур (по Диогену Лаэртскому) утверждал, что Л. - вымышленная личность. В 19-20 вв. Эту мысль разделяли немецкий филолог Э. Роде, Наторп и др. Эта гипотеза неприемлема для большинства исследователей. Л. - современник и предполагаемый учитель Демокрита. Считается создателем античной атомистики. Упоминаются его сочинения 'Большой диакосмос' и 'О разуме'. Согласно Аристотелю, Л. С..

Левиафан

- др.евр. "морское чудовище" (в Библии). Термин Шмитта. То же, что атлантизм, Море и т.д.. ..

Левиафан

Или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского - произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. Пер. - в 1668. В работе рассматриваются основные темы философии того времени. Человек и его познавательные возможности, происхождение и специфика общества и гос-ва, а также место в них религии. Книга состоит из четырех частей. "О человеке", "О государстве", "О христианском государстве" и "О..

Левиафан

Левиафан (евр. Ливьятан, "свернувшийся"). Л., как и существо, обозначаемое евр. Словом таннин (см. Змей, дракон, крокодил) - это похожее на дракона чудовище (Пс 73:14. 103:26). В Ис 27:1 Л. Выступает как символ темных сил. В Иов 3:8, вероятно, отражены фольклорные представления о Л. Как о небесном драконе, проглотившем солнце и луну (ср. Ст. 4-6). В подробном описании Л., приводимом в Иов 40:20 - 41:26, можно узнать крокодила. Нильский крокодил (Crocodylus niloticus), к-рый в Иез 29:3-5. 32:2-4 ..

Левиафан

В библейском эзотеризме - Божество в его двойном проявлении добра и зла. Это значение можно найти в «Зохаре» (II, 34b). «Раввин Симеон сказал. Труд начала («творения») сотоварищей (кандидаты) изучают и постигают. Но малые (полные или несовершенные Посвященные) суть те, кто понимают указание на труд начала с помощью Тайны Змия Великого Моря (то есть) Тханнина, а.» (См. Также «Каббала» И.Мейера.). ..

Левиафан

(евр. Liwyâtan, от lawâ, «свёртываться», «виться»), в библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения (Иов 40, 20-41, 26. Пс. 103/104, 26), либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён (Пс. 73/74, 14. Ис. 27, 1). Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Л. (Латану), воп..

Левиафан

См. Сказочные животные.. ..

Дополнительный поиск Левиафан Левиафан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Левиафан" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левиафан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа