Мальбранш

185

(Malebranche) Никола (1638- 1715) - французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения. 'О разыскании истины' (1675), 'Христианские размышления' (1683), 'Беседы о метафизике' (1688) и др. Отправным пунктом учения М. Стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. Христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. Считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной, или причиной волевого акта, следует понимать не что иное, как лишь 'повод' для истинно 'действующей' причины, т.е.

Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом, взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Декарта М. Дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. Различает четыре вида или пути познания объектов. Познание бытия Бога через посредство самих вещей. Познание материальных тел через идеи вещей. Познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах.

В толковании идей М. Был близок к Платону, считая, что, созерцая последние, человек видит их в Боге. Не Бог существует в мире, а мир в Боге. 'Все существует в Боге', 'Бог есть место духов' - эти и подобные им высказывания М. Были близки к спиритуализму, в то время как признание им 'материальных творений' придавало его учению пантеистическую окраску ('Бог находится повсюду в мире'). М. Оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 '. Идеи М. Были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей..

Значения в других словарях
Мальбранш

(Malebranche) Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), французский философ-идеалист, главный представитель Окказионализма (наряду с А. Гейлинксом). В 1664 принял сан священника. Знакомство с «Трактатом о человеке» Р. Декарта пробудило в М. Интерес к философии. М. Стремился сочетать Картезианство с августиновской традицией христианской философии (см. Августин). Основные сочинения — «Разыскания истины» (1674—75, русский перевод, т. 1—2, 1903—06). Исходя из абсолютного разграничения протяжён..

Мальбранш

МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (1638 - 1715), французский философ, один из главных представителей окказионализма (направление в западноевропейской философии 17 в., утверждавшее, что взаимодействие души и тела принципиально невозможно). В противоположность Б. Спинозе утверждал, что не Бог существует в мире, а мир в Боге. Основные сочинения - "Разыскания истины" (1674 - 75).. ..

Мальбранш

(Nicolas Malebranche, 1638-1715) — замечательный франц. Философ, своеобразно видоизменивший учение Декарта. Род. В Париже, изучал теологию в Сорбонне, 23 лет постригся и вступил в религиозную конгрегацию ораторианцев. Познакомившись с сочинениями Декарта, отдался философии, не покидая религиозной точки зрения. Жизнь его, бедная внешними событиями, прошла в непрерывной умственной работе. Главное свое сочинение, "Recherche de la v érité ", он исправлял и переделывал в течение 40 лет (1 изд., в 167..

Маймонид

(Maimonides), настоящее имя Моше бен Маймон или сокращенно на иврите Рамбам (Раби Моше бен Маймон) (1135-1204) - еврейский мыслитель, врач - лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Последние годы жизни провел в Каире, занимаясь торговлей драгоценными камнями. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения. 'Наставник заблудших' ('Морэ невухим'. Ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский), 'Книга заповедей' и ..

Макиавелли

(Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) - итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения. 'Государь' (1513, впервые опубликован в 1532), 'Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия' (1516-1517), 'О военном искусстве' (1519-1521), 'История Флоренции' (1520-1525) и др. Отдавая симпатии 'народу' (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых ..

Мамардашвили Мераб

Мераб (1930-1990) - грузинский и российский философ. Работал в редакциях журналов 'Вопросы философии' и 'Проблемы мира и социализма' (Прага), в Институте международного рабочего движения. В 1968-1974 - заместитель главного редактора журнала 'Вопросы философии'. В 1974 был уволен по идеологическим причинам. С 1980 - научный сотрудник Института философии АН Грузии (Тбилиси). Философская и публично-просветительская деятельность М. Сыграли важную роль в становлении независимой философской мысли в Со..

Манихейство

Религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. На Ближнем Востоке и распространившееся в 3-11 вв. От Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. Стало государственной религией уйгуров. М. Основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет - тьма, добро - зло). Оно соединяет в себе идеи па..

Мальбранш

МАЛЬБРАНШ (Ма1еbrаnсhе) Никола (1638-1715) - французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения. "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения М. Стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактов..

Дополнительный поиск Мальбранш Мальбранш

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мальбранш" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мальбранш, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа