Маркс

171

(Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835-1841). Докторская степень философского факультета Йенского университета (1841). Основные сочинения. 'К критике гегелевской философии права. Введение' (1843). 'К еврейскому вопросу' (1843). 'Экономическо-философские рукописи' (условное название необработанных черновиков молодого М., написанных в 1844, опубликованы в 1932 одновременно Д. Розановым и на немецком языке под названием 'Исторический материализм' С. Ландшутом и И. Майером). 'Святое семейство' (1844-1845). 'Немецкая идеология' (1845-1846). 'Нищета философии. Реплика на книгу Прудона 'Философия нищеты' (1847). 'Манифест коммунистической партии' (совместно с Энгельсом, 1848).

'Классовая борьба во Франции' (1850). 'Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта' (1852). 'К критике политической экономии. Предисловие' (1859). 'Господин Фогт' (1860). 'Капитал' (т. 1- 3. 1-й том опубликован в 1867, 2-й - в 1885, 3-й - в 1894). 'Гражданская война во Франции' (1871). 'Критика Готской программы' (1875) и др. (В 1905-1910 Каутский отредактировал и издал под названием 'Теории прибавочной стоимости' 4-томные заметки и черновые наброски М., - видимо, предполагавшийся им 4-й том 'Капитала'). Адекватный анализ содержания работ М. Затруднен рядом нетрадиционных (для процедур историко-философских реконструкций) обстоятельств. 1) Десятки тысяч профессиональных ученых и просветителей конца 19-20 в. Обозначали собственную философско-социологическую и иногда даже профессиональную принадлежность как 'марксист', тем самым стремясь присвоить себе исключительное право 'аутентичной' трактовки концепции М.

2) Отсутствие объемлющего корпуса опубликованных произведений, ряд из которых (особенно в СССР) в процессе переизданий подвергались существенным трансформациям идеологического порядка. 3) Придание учению М. Статуса одного из компонентов государственной идеологии, в одних случаях, и опорного элемента идеологий политических движений, в других, неизбежно результировалось, соответственно, либо в его упрощении и схематизации для усвоения народными массами, либо в его бесчисленных модернизациях и эстетизациях гурманами от политики. 4) 'Разноадресность' работ М., могущих выступать и как предмет полемики в ученых кругах ('Капитал'), и как пропедевтические заметки для близких по устремлениям неофитов ('Критика Готской программы', статьи в периодической печати).

Столь же условное, сколь и распространенное в неортодоксальной марксоведческой традиции вычленение творчества 'молодого' (до 'Немецкой идеологии' и 'Манифеста...') и 'зрелого' М. Не может заретушировать то, что несущей конструкцией всей его интеллектуальной деятельности оставалась высокая философская проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. (Хотя этот вопрос из проблемного поля философии истории М. Нередко пытался решать не совсем адекватным социологическим и экономическим инструментарием.) Как социолог основную задачу своего творчества М. Видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы через теоретическую реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода.

В отличие от Конта, исследовавшего индустриальные общества и трактовавшего противоречия между предпринимателем и рабочим как преходящие, М. Изначально постулировал их значимость как центральных в социуме, более того, как ведущего фактора социальных изменений. Таким образом, по М., социально-философское исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических судьбах. (M. Не употреблял в своих трудах понятия 'капитализм', ставшего популярным на рубеже 19-20 вв.) Полагая человеческую историю историей борьбы между собой больших общественных групп ('Манифест...'), М. Пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства.

Революция последнего, по мнению М., будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. 'Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех'. Сформулировав всеобщую теорию общества (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ), М. Не сумел корректно преодолеть заметный европоцентризм своей концепции, оставив открытым вопрос о соотношении 'азиатского', с одной стороны, и античного, феодального и буржуазного способа производства, с другой. (Это позволило в дальнейшем некоторым критикам М. Не без оснований проинтерпретировать главную особенность 'азиатского' общественного устройства - зависимость всех без исключения трудящихся от государства, а не от класса эксплуататоров - как закономерный итог марксовой идеи обобществления средств производства и, следовательно, как реальную перспективу социальных экспериментов такого рода.) Исторический опыт показал, что в индустриальном обществе (тем более, планируемом) немыслима редукция политической организации к экономической системе.

Даже в качестве экономических мечтаний идея 'превращения пролетариата в господствующий класс' не может выступить моделью аналогичного переустройства властных и управленческих институтов, обязательно основанных на разделении труда. Революционный императивизм неизбежного саморазрушения буржуазного строя в границах своей философско-социологической доктрины М. Выводил из концепции всевозрастающей пауперизации населения, сопряженной с ростом производительных сил общества. Эта идея, дополняемая тезисами о 'технологической' безработице и росте 'резервной армии' труда, оказалась не вполне корректной как в экономическом, так и в исторических аспектах. (Хотя, безусловно, ведущие 'болевые точки' буржуазного общества именно 19 в.

М. Обозначил точно.) Сформулированный 'молодым' М. Вопрос путей и средств достижения человеком, искалеченным общественным разделением труда, гармоничной целостности, обрел более счастливую судьбу. Выступив в дальнейшем в облике проблемы человеческого отчуждения и самоотчуждения (предпосылку которых М. Усматривал в частной собственности на средства производства и анархии рынка), эта идея спровоцировала появление весьма мощной интеллектуальной традиции, в значительной мере обусловившей состав доминирующих парадигм человековедения 20 в. Не будучи особо влиятельными при жизни М., его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную). А.Лабриола в Италии, Г.Плеханов и В.Ленин в России, К.Каутский и Р.Люксембург в Германии и др.

- стали смысловым, доктринальным и моральным ядром идеологий, теорий и программ деятельности практически всех революционистских движений 20 в., провозглашавших собственные мессианизм и социальную исключительность. Организациям такого типа оказался более чем приемлем потаенный дискурс доктрины М. Мир людей атрибутивно делим на 'своих' и 'несвоих', находящихся в состоянии антагонистического конфликта. Ситуация эта кардинально разрешима только через захват 'своими' государственной власти. Достижим посредством 'перманентной' революции, т.е. Гражданской войны планетарного масштаба. (см. Также НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ (МАРКС, ЭНГЕЛЬС).).

Значения в других словарях
Маркс

I(Marx) Адольф Бернхардт (15.5.1795, Галле, — 17.5.1866, Берлин), немецкий историк и теоретик музыки, педагог, композитор, доктор философии (1828). Изучал композицию у Д. Тюрка в Галле, с 1820 совершенствовался у К. Цельтера в Берлине. В 1824 основал журнал «Берлинер альгемайне музикалише цайтунг» («Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung»), редактором которого был до 1830. С 1828 преподаватель, с 1830 профессор, с 1832 также руководитель кафедры музыки Берлинского университета, где положил нач..

Маркс

МАРКС (до 1920 Баронск (или Екатериненштадт) - до 1941 Марксштадт), город (с 1918) в Российской Федерации, Саратовская обл., в 60 км от Саратова, пристань на Волге (Волгоградское вдхр.), в 50 км от ж.-д. Ст. Покровск-Приволжский. 32,6 тыс. Жителей (1992). Завод дизельной топливной аппаратуры. Пищевые предприятия. Основан в 1765 как немецкая колония.. ..

Маркс

МАРКС Адольф Фёдорович (1838-1904), издатель (Санкт-Петербург, с 1869). Выпускал журнал "Нива" (с 1870), в приложении - собрания сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрированные издания, географические атласы и др.2.. ..

Маркс

МАРКС Адольф Федорович (1838 - 1904), издатель и книгопродавец. В 1859 приехал в Санкт-Петербург из Германии. С 1870 выпускал журнал> "Нива", в приложении - собрание сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрированные альбомы, географические атласы и др.. ..

Маркс

БРАТЬЯ (Brothers Marx)БРАТЬЯ МАРКС в фильме Вечер в опере (1935).американские комики, чье вдохновенное сумасбродство оставило яркий след в истории мирового кино. Равно почитаемые интеллектуалами и широкой публикой, фильмы Граучо (1895-1977), Гарпо (1893-1964) и Чико (1891-1961) могут быть оценены и как замысловатые сюрреалистические построения и "логика снов", и как смешные гэги, каламбуры и недоразумения. Братья Маркс родились в Нью-Йорке. Уже в детстве, в ходе нелегкого приобщения к миру водев..

Маркс

Маркс и Энгельс чего. Жарг. Мол. Шутл. Об основоположнике, законодателе, классике чего-л.. ..

Маркс

Марксштадт, Екатериненштадт, Баронск. ..

Маркс

Биография.Учение Маркса.Философский материализм.Диалектика.Материалистическое понимание истории.Классовая борьба.Экономическое учение Маркса.Стоимость.Прибавочная стоимость.Социализм.Тактика классовой борьбы пролетариата.Эстетические взгляды Маркса.1. Догегельянский период.2. Гегельянский период.3. Критика романтизма.4. Проблема партийности литературы у молодого М.5. От гегельянства к диалектическому материализму.6. Теория диалектического материализма.7. Проблема «литературной политики».Библиог..

Маркс

(до 1928 г. Екатериненштадт, Баронск. В 1928–42 гг. Штадт), город в Саратовской обл., в 56 км к СВ. От г. Саратов, на вост. Берегу Волгоградского вдхр. 33 тыс. Жителей (2003). Основан в 1765 г. Немецкими колонистами, город с 1918 г. В 1918–41 гг. В составе АССР Немцев Поволжья. Маш-ние, строит., деревообр., меб., пищ. Пром-сть. Речная пристань. Краеведческий музей. Сохранились старые немецкие дома.. ..

Маркс

Город, р.ц., Саратовская обл. Возник в 1767 г. Как колония нем. Переселенцев, основанная бароном Кано де Борегаром и получившая по его титулу название Баронск. Вскоре ее переименовали в честь российской императрицы Екатерины II Алексеевны (1729-1796) в Екатериненштадт - 'город Екатерины'. (нем. Stadt 'город'). В 1918 г. Колония преобразована в город, который в 1920 г. Переименован в Марксштадт, по фамилии теоретика коммунизма Карла Маркса (1818-1883). В 1941 г. В ходе кампании по ..

Маркс

В Саратовской области, областного подчинения, районный центр, в 60 км к северо-востоку от Саратова. Расположен на левом берегу р. Волга, пристань на Волгоградском водохранилище, в 50 км от железнодорожной станции Покровск Приволжской железной дороги. Население 32,6 тыс. Человек (1992. 12,5 тыс. В 1926. 16,1 тыс. В 1939. 13,1 тыс. В 1959. 25,7 тыс. В 1979). Основан в 1765 как немецкая колония голландским бароном Борегардом де Кано. Город - с 1918. До 1920 назывался Баронск (или Екатериненштадт),..

Маркс

1.(Marx), Генрих (апр. 1777 - 10.V.1838) - отец К. Маркса. Происходил из семьи евр. Раввина. По профессии адвокат, позднее - советник юстиции. Принял протестантизм, считая его более рациональной религией, а также чтобы устранить препятствия к юри-дич. Деятельности. Как широкообразованный и талантливый юрист пользовался большим авторитетом, заняв должность адвоката при высшем апелляц. Суде в Трире. Был старшиной трирской корпорации адвокатов. Воспитанный на идеях франц. Просвещения и филос. Рацио..

Маритен

(Maritain) Жак (1882-1973) - французский философ, крупнейший представитель неотомизма. Получил воспитание в духе либерального протестантизма, в юности испытал влияние социалистических идей. С 1899 изучал естествознание и философию в Сорбонне. С 1901 под влиянием философа Ш.Пеги переходит на позиции христианского социализма. После принятия католичества в 1906 М. - приверженец системы Фомы Аквинского. В 1914 М. Становится профессором философии католического института в Париже. В 1919 он организует..

Марк Аврелий Антонин

(Markus Aurelius Antoninus. 121-180) - римский консул (с 140), римский император династии Антонинов (161-180), философ, представитель позднего стоицизма. Автор мемуаров 'Наедине с собой. Размышления'. Бог у М.А.А. - первооснова всего сущего, мировой разум, в котором после смерти тела растворяется всякое индивидуальное сознание. Вселенная - тесно связанное целое, единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. В центре антиматериалистического учения М.А.А. Стоит частичное об..

Марксизм

Идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для М. Самого Маркса выступала идея коммунизма - процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства. Сопряженное упразднение капитала будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуазии и национализация п..

Маркузе

(Markuse) Герберт (1898-1979) - немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954), Калифорнийском (1955-1964) университетах и Университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные т..

Маркс

МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835-1841). Докторская степень философского факультета Йенского университета (1841). Основные сочинения. "К критике гегелевской философии права. Введение" (1843). "К еврейскому вопросу" (1843). "Экономическо-философские рукописи" (условное название необработанных черновиков молодого М., написанных в 1844, опубликованы в 1932 одновременно Д. Розановым и на н..

Дополнительный поиск Маркс Маркс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маркс" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа