Материя

196

(лат. Materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. МАТЕРИАЛИЗМ) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла. 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие). 2) некатегориальный, в пределах которого М. Отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории 'М.' осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. Как. 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.

Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, - arche, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы М. Как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. Sub - под и stratum - слой) - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений). У Фалеса вода ('Все есть вода, и мир полон богов'), у Анаксимандра 'апейрон' (буквально 'бесконечное'), у Анаксимена воздух.

Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень философствования. Так, позиции Фалеса и Анаксимена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух - это субстанции, в первую очередь, близкие человеку в его повседневном опыте и широко распространенные в мире природы, хотя каждая из этих первосубстанций может в некотором смысле претендовать на статус метафизической сущности, исходного и определяющего все принципа бытия. В то же время попытка теоретического построения мира на подобной субстратной основе встретила серьезные трудности, поэтому Анаксимандр предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало, способное выступить строительным материалом для мысленного проектирования Вселенной.

Этим понятием Анаксимандр уводил мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато потенциально была ближе к философской категории. В результате ионийские философы расширили контекст мифологического понимания за счет включения в него безличных и концептуальных объяснений, базирующихся на наблюдениях за природными явлениями. Таким образом, учение о стихиях явилось первой натурфилософской стратегией определения первоначала (arche) мира, которое представлялось недифференцированным и неструктурированным. В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм, как учение об особенном строении М.

Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлению Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов - единой субстанции, где число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристиками - величиной, формой, весом и пространственным расположением в пустоте. Позднее его учение развивалось Эпикуром и Лукрецием. Атомистическая версия строения материального мира развивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной.

Рациональный смысл вещного понимания М. Усматривается. Во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов. Так, органическая химия выявила четыре органогенных элемента - (С) углерод, H (водород), О (кислород) и N (азот), выступившие аналогами четырех 'корней' Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля). Во-вторых, в вещном подходе, несмотря на его нефилософский характер, видели большое мировоззренческое и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей.

Второй этап становления категории М. Связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е.

Координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о М., она его лишь несколько углубила, ибо М., равную субстанции, наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств - массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества ('начало', 'элементы', 'корпускулы', 'атомы' и т.п.). В этот период было выработано представление о М., которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие М.

Обнаруживается в работах у Галилея и в 'Математических началах натуральной философии' Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел - масса - становится определяющим признаком М. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М.В. Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения М. Как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь Д.И. Менделеев в 'Основах химии' выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тождественное категории М. 'Вещество, или М., есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то - из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы'.

Таким образом, для второго этапа характерно то, что. Во-первых, М. Интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей. Во-вторых, она определяется прежде всего 'сама по себе' вне ее отношения к сознанию. В-третьих, понятие М. Обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания. Вместе с тем и новоевропейская цивилизация была насыщена разнообразными взглядами, которые пытались преодолеть телесность как определяющий признак М. В результате это приводило к выходу за границы традиционного понимания М., в том случае, когда, например, Локк или Гольбах определяли М. На основе фиксации отношения субъекта и объекта. Подготовительным этапом новой трактовки категории М.

Может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для метатеоретического обеспечения дисциплинарного естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл. Трактуют М. Уже как философскую абстракцию. Определяют статус М. В рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию). Вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М.

Как о том, 'что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения' (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью. Данное понятие может быть определено не иначе как только через отношение М. К сознанию. Понятие М. 'не означает гносеологически ничего иного, кроме как. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им'. В рамках современной философии проблема М. Уходит на второй план. Лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание М. Как субстратной первоосновы вещей, т.е.

Вещества. Предпринимались попытки осмыслить М. В границах диалектико-материалистического анализа практик означивания (статья Кристевой 'Материя, смысл, диалектика') как то, что 'не есть смысл', то, 'что есть без него, вне его и вопреки ему'. При этом данная радикальная гетерогенность (материя/смысл) определялась одновременно в качестве 'поля противоречия'. Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологии (см. Онтология)..

Значения в других словарях
Материя

(лат. Materia — вещество) «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. Включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и т..

Материя

МАТЕРИЯ (лат. Materia) - вещество. Субстрат, субстанция. Содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. Hyle. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция (см. Форма и материя). Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространстве..

Материя

МАТЕРИЯ (латинское materia), вещество. Субстрат>, субстанция>. Содержание (в отличие от формы). В латинском философском языке термин> введен Цицероном как перевод греческого hyle. Понятие> материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как чистая потенция>. Сформулированное Р. Декартом понятие> материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материа..

Материя

(хим.) — см. Вещество.. ..

Материя

Высшая материя. Жарг. Студ. Философия (учебный предмет). (Запись 2003 г.).. ..

Материя

(лат. Materia). 1) вещество. Все, что имеет вес, занимает пространство, все земное, стихия. 2) в общежитии. Гной. 3) всякая ткань, аршинный товар. 4) сущность сочинения, статьи или речи, б) отвлеченное понятие вещественности.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) ткань. 2) гной. 3) вещество или то, из чего состоит вся окружающая нас природа. 4) предмет разговора ("скучная материя").(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав рус..

Материя

См. Вещество, вещь, материал, содержание.... ..

Материя

Ж. Вещество. Все весомое, все занимающее пространство или все земное (камень, дерево, воздух и пр.). Общее отвлеченное понятие вещественности, телесности, всего, что подлежит чувствам. Противоположность духовному (умственному и нравственному). | Сущность сочинения, статьи или речи. Содержание, предмет и основа. Рассуждают о материях важных. | Ткань, аршинный товар, и собственно шелковая ткань. Купила материи на платье. | Гной от раны, нарыва, язвы. Матерь в народе материя. В значении шелков..

Материя

1. Ж.1) Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.2) Вещество, из которого состоят все тела природы.3) перен. Разг. Содержание, предмет речи.2. Ж.То же, что. Материал.. ..

Материя

МАТЕ́РИЯ -и. Ж. [лат. Māteria]. ..

Материя

-и, ж. 1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Формы существования материи. Живая м. Неживая м. 2. Основа (субстрат), из к-рой состоят физические тела. Строение материи. 3. То же, что материал (в 4 знач.) (разг.). Шёлковая м. 4. Перен. Предмет речи, разговора (устар. И ирон.). Говорить о высоких материях.. ..

Материя

Материи, ж. (латин. Materia). 1. Только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.)....Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ленин. || То, из чего состоят физические тела, вещество (науч.). Строение материи. Закон постоянства материи. 2. Ткань. Шерстяная материя. Бумажная материя. Обещал мне материи на платье подарить. А. Острвскй. 3. Только ед. Гной, гнойное выделение (мед.). Из ушей течет материя...

Материя

Заимств. В XVII в. Из лат. Яз., где materia «материя, ткань» <. «строительный лес» — суф. Производного от mater «мать». Ствол дерева понимался как «мать» веток. Философское значение в лат. Яз. — семантическая калька греч. Hylē «лес, дерево, материя» (в рус. Яз. Известно с XV в.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Материя

Мате́рия начиная с Петра I. См. Смирнов 190. Через польск. Materia (Христиани 22, 49) или нем. Маtеriе (ХVI в. См. Шульц–Баслер 2, 88) из лат. Māteria.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Материя

Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Различают два основных вида М. Вещество и поле. Способом существования М. Является движение, в многообразии которого проявляется ее сохранение и изменение. Формы существования материи — пространство и время. Неразрывная связь пространственно-временных характеристик событий с материальными объектами проявляется в законах относительности теории, а диалектическое единство дискретных и непрерывных свойств М. -..

Материя

Вещество, субстрат. Содержание. Понятие, первоначально обозначающее отличительный признак не только очевидной пространственной телесности, но и самой жизни, души и духа, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого, косного вещества», на этом этапе уже противопоставляемого понятиям жизни, души и духа. В философских воззрениях это оформилось в материализм, является также атрибутом современного естествознания, а в полевых физических теориях — особой точкой поля.. ..

Материя

МАТЕРИЯ, в разговорном языке - наименование ТЕКСТИЛЬНЫХ тканей. В физике и др. Науках - см. ВЕЩЕСТВО. ..

Материя

МАТЕРИЯ. ..

Марсель

(Marcel) Габриэль Оноре (1889- 1973) - французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. В 1929, в 40-летнем возрасте, принял католическое вероисповедание. После осуждения экзистенциализма папской энцикликой 1950 как учения, несовместимого с католической догматикой, М. Окрестил свое учение 'христианским сократизмом, или неосократизмом'. Основные философские произведения. 'Метафизический дневник' (1925), 'Быть и иметь' (1935), 'Человек - скиталец' ( 1945), ..

Материализм

(лат. Materialis - вещественный) - философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский М. Восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный вклад ..

Мах

(Mach) Эрнст (1838-1916) - австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Пражского (с 1882 - Немецкого в Праге) университета. Профессор философии Венского университета (1895- 1901). Автор книг 'Принцип сохранения работы, история и корень его' (1871), 'Механика. Историко-критический очерк ее развития' (1883), 'Анализ ощущений и отношение физ..

Мейерсон

(Meyerson) Эмиль (1859-1933) - французский философ и химик польского происхождения. Область интересов - эпистемология и история науки. Основные усилия приложил к реформированию кантианства в духе 'нового рационализма' как философии науки, оппонирующей (нео)позитивистской методологии. Свою концепцию определял как 'философию тождества'. Испытал влияние идей А.Лаланда, П.Дюгема, Ж.-А.Пуанкаре, а также философии Бергсона. Молодым человеком М. Уехал из Польши в Германию, где работал химиком в лаборат..

Материя

МАТЕРИЯ (лат. Materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла. 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого М. Отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитие к..

Материя

- "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Л., 18, 131). Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Марксистско-ленинское понимание материи исходит из принципа первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемо..

Материя

(лат. Materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реаль- ности). Данное понятие включает в себя два основных смысла. 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие). 2) некатегориальный, в пределах которого М. Отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис ..

Материя

(разг.) - ткань, текстильный материал, полотно.. ..

Дополнительный поиск Материя Материя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Материя" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Материя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа