Метаязык

205

1) в классической философии. Понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма. Термин, выражающий процессуальность вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка. Конституируется в процессе формирования постмодернистской концепции критики как стратегии отношения к тексту, характерной для культуры классического типа (см. Kritik) и противопоставлении ей стратегии имманентного анализа текстовой реальности. Постмодернистская трактовка М. Восходит к работе Р.Барта 'Литература и метаязык' (1957), в рамках которой осуществлено последовательное категориальное разграничение таких феноменов, как 'язык-объект' и М. И если 'язык-объект - это сам предмет логического исследования', то под М.

Понимается 'тот неизбежно искусственный язык, на котором это исследование ведется', - собственно, конституирования М. Выступает условием возможности того, что 'отношения и структура реального языка (языка-объекта)' могут быть сформулированы 'на языке символов (метаязыке)' (Р.Барт). Специфика постмодернистского операционального употребления понятия 'М.' связана с тем, что он осмыслен как адекватный и достаточный инструмент для аналитики такого феномена, как 'литература', что в контексте классической традиции далеко не являлось очевидным. 'писатели в течение долгих веков не представляли, чтобы литературу (само это слово появилось недавно) можно было рассматривать как язык, подлежащий, как и всякий язык, подобному логическому разграничению' /т.е.

Его дифференциации, подразумевающей выделение в его рамках соответствующего мета-уровня - M.M.I (Р.Барт). Подобная ситуация была обусловлена традиционным для классической культуры дисциплинарным разграничением 'языка' и 'литературы' (ср. Традиционные школьные конъюнкции. 'белорусский язык и литература', 'русский язык и литература' и т.п.). Подобное положение дел постмодернизм связывает с отсутствием в классической литературе интенции на собственно рефлексивные формы самоанализа. 'литература никогда не размышляла о самой себе (порой она задумывалась о своих формах, но не своей сути), не разделяла себя на созерцающее и созерцаемое. Короче, она говорила, но не о себе' (Р.Барт). Лишь в контексте становления неклассической культуры 'литература стала ощущать свою двойственность, видеть в себе одновременно предмет и взгляд на предмет, речь и речь об этой речи, литературу-объект и металитературу'.

В качестве этапов становления подобного подхода могут быть выделены следующие. 1) предыстория М., т.е. Возникновение того, что Р.Барт обозначает как 'профессиональное самосознание литературного мастерового, вылившееся в болезненную тщательность, в мучительное стремление к недостижимому совершенству' (типичной фигурой данного этапа выступает для Р.Барта Г.Флобер). 2) формирование неклассической (пред-постмодернистской) установки на синкретизм видения феноменологически понятой литературы, с одной стороны, и ее языковой ткани - с другой, т.е., по Р.Барту, 'героическая попытка слить воедино литературу и мысль о литературе в одной и той же субстанции письма' (данный этап вполне репрезентативно может быть иллюстрирован творчеством Малларме).

Собственно, конституирование письма как феномена сугубо неклассической языковой культуры (см. ПИСЬМО) и знаменует собой начало подлинной истории М. 3) конституирование традиции, позволяющей 'устранить тавтологичность литературы, бесконечно откладывая самое литературу 'на завтра', заверяя вновь и вновь, что письмо еще впереди, делая литературу из самих этих заверений' (данный этап прекрасно моделируется творчеством М.Пруста). 4) разрушение незыблемой в свое время (в рамках классической культуры) идеи референции, когда 'слову-объекту стали намеренно, систематически приписывать множественные смыслы, умножая их до бесконечности и не останавливаясь окончательно ни на одном фиксированном означаемом', что наиболее ярко было продемонстрировано сюрреализмом в рамках модернизма (см.

МОДЕРНИЗМ) и фактически подготовило почву для возникновения постмодернистской концепции 'пустого знака' (см. ПУСТОЙ ЗНАК}. И, наконец, 5) оформление парадигмы так называемого 'белого письма', ставящего своей целью 'создать смысловой вакуум, дабы обратить литературный язык в чистое здесь-бытие (etre-la)' (творчество А.Роб-Грийе) и непосредственно предшествующее постмодернистской концепции означивания (см. ОЗНАЧИВАНИЕ). Собственно постмодернистский подход к феномену М. Связан с тем, что в 'наш век (последние сто лет)' адекватные поиски ответа на то, что есть литература, по оценке Р.Барта, 'ведутся не извне, а внутри самой литературы' (см. Kritik). Собственно, постмодернистская критика в своей процессуальности фактически и представляет собой не что иное, как 'лишь метаязык' (Р.Барт).

Однако М. Не может рассматриваться в постмодернистской системе отсчета лишь в качестве своего рода 'вторичного языка. Который накладывается на язык первичный (язык-объект)' (Р.Барт). Основным требованием, предъявляемым постмодернистской критикой к М., является требование наличия у него интегративного потенциала (потенциала интегративности). М. Должен быть способен (в силу таких своих свойств, как 'связность', 'логичность' и 'систематичность') в максимальной степени 'интегрировать (в математическом смысле)' ('вобрать в себя' или 'покрыть собою') язык того или иного анализируемого автора или произведения, выступив по отношению к нему в качестве квази-системы. Вместе с тем, в процессе критики, т.е., по Р.Барту взаимодействия ('взаимного 'трения') языка-объекта и М., сама литература не может сохранить внерефлексивной автохтонности и разрушается как язык-объект, 'сохраняясь лишь в качестве метаязыка'.

В этом контексте постмодернистские романы (литература) фактически являются трактатами о языке, романами о приключениях языка, наррациями М. О самом себе (см. НАРРАТИВ), - по оценке Фуко, неклассическая литература типа романов де Сада и Батая (см. САД), как раз и моделирует ту сферу, где 'язык открывает свое бытие' (Фуко). Важнейшими особенностями постмодернистской интерпретации М. Являются следующие. Во-первых, в контексте постмодернистской концепции симуляции (см. СИМУЛЯЦИЯ) феномен М. Осмыслен в качестве симулякра (см. СИМУЛЯКР}. 'истина нашей литературы - ...это маска, указывающая на себя пальцем' (Р.Барт). Во-вторых. М. Понимается не только (и не столько) в качестве наличного логического инструментария анализа языковых феноменов, сколько в качестве процессуальности вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка.

В-третьих, сама эта процессуальность интерпретируется как трансгрессивная по своей природе (см. ТРАНСГРЕССИЯ), ибо язык, согласно постмодернистской точке зрения, открывает свое бытие именно и только 'в преодолении своих пределов' (Фуко), - таким образом, поиск литературой своей сущности, т.е. Мета-анализ собственной языковой природы может осуществляться лишь 'на самой ее грани, в той зоне, где она словно стремится к нулю, разрушаясь как объект-язык и сохраняясь лишь в качестве метаязыка' (Р.Барт). В этом отношении современная литература ведет своего рода перманентную 'игру со смертью', и в этом отношении она 'подобна расиновской героине (Эрифиле в 'Ифигении'), которая умирает, познав себя, а живет поисками своей сущности' (Р.Барт).

Но именно ее смерть (в классическом ее смысле) оборачивается условием возможности новой жизни (жизни в новом качестве). Литература 'переживает свою смерть'. Подобная квазирефлексивность литературы выступает, по постмодернистской оценке, именно тем условием, благодаря которому 'сами поиски метаязыка становятся новым языком-объектом' (Р.Барт), что открывает новый горизонт возможностей его бытия..

Значения в других словарях
Метаязык

(от Мета. Одно из основных понятий современной логики и теоретической лингвистики, используемое при исследовании языков различных логико-математических исчислений, естественных языков, для описания отношений между языками различных «уровней» и для характеристики отношений между рассматриваемыми языками и описываемыми с их помощью предметными областями. М. — это язык, используемый для выражения суждений о другом языке, языке-объекте. С помощью М. Изучают структуру знакосочетаний (выражений) языка..

Метаязык

МЕТАЯЗЫК - язык, средствами которого проводится описание структурных, дедуктивных или семантических свойств какого-либо другого (обычно формализованного) языка, являющегося предметом изучения соответствующей метатеории.. ..

Метаязык

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Метаязык

Язык, средствами которого проводится описание структурных, дедуктивных или семантических свойств какого-либо другого (обычно формализованного) языка, являющегося предметом изучения соответствующей метатеории.. ..

Метаязык

МЕТАЯЗЫ́К -а. М. Система понятий, служащая для описания какого-л. Объекта. М. Науки. М. Лексикографии.. ..

Метаязык

-а, м. (спец.). Специальный язык, на к-ром осуществляется представление другого языка, формализованного для соответствующего описания.. ..

Метаязык

1) в классической философии. Понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма. Термин, выражающий процессуальность вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка. Конституируется в процессе формирования постмодернистской концепции критики как стратегии отношения к тексту, характерной для культуры классического типа (см. Kritik) и противопоставлении ей стратегии имманентного анализа текстовой реальности. Постмод..

Метаязык

Язык, на котором говорят об объектном языке. Следовательно, язык лингвистики, используемый для того, чтобы охарактеризовать и описать естественный язык, является метаязыком. Аналогично, если трактат о русском языке написан по-английски, то английский в этом контексте будет метаязыком.. ..

Метаязык

- логико-математический язык, используемый для формулировки метатеории. В более широком смысле, М.- неформализованный язык, на к-ром формулируются утверждения метаматематики. А. Г. Драгалин.. ..

Метафизика Отсутствия

Понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления (см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ) и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки бытия в качестве наличного и ориентацию на его понимание как нон-финальной процессуальности. В постмодернистской ретроспективе классическая философия предстает как метафизика 'наличия' или 'присутствия' (см. МЕТАФИЗИКА), в то время как неклассический тип философствования ..

Метафизические Размышления

Главное философское произведение Декарта. Работа над сочинением была завершена в 1640. Еще до его опубликования Декарт предложил трактат на обсуждение с тем, чтобы, получив возражения от своих оппонентов, дать дополнительные пояснения и аргументацию в защиту своей позиции. В обсуждении приняли участие философы Гоббс, Гассенди, теологи М. Катер, А. Арно, французские математики и др. С приложением их возражений и авторскими ответами на них и под названием 'Meditationes de Prima philosophia, in qua..

Метод

(греч. Methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. В науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. Познания. Систематическое исследование М. Связано с ..

Методология

Учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественно-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблем. В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл М. Сводим к обеспечению их нормативно-рационального построения. Общественно-историческая и культурная обусловленность М. Выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выр..

Метаязык

(от греч. Meta - после, за, позади) - язык, сред­ствами которого исследуются и описываются свойства другого язы­ка, называемого предметным, или объектным. Напр., когда мы на­чинаем изучать иностранный язык, знакомиться с его выражения­ми, с его грамматической структурой, системой времен, падежей  . И т. П., мы пользуемся для описания свойств этого пока еще не известного нам языка своим родным языком, который и выступа­ет в данном случае в качестве М. Смешение объектного языка и М. Приводит к..

Дополнительный поиск Метаязык Метаязык

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Метаязык" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метаязык, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа