Модернизм

310

Неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы 'вещи-в-себе' выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. МЕТАФИЗИКА, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции).

2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой. (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию 'критики' различных - 'чистого' и 'практического' - разумов - см. KRITIK.) 3) позитивистские идеи (начиная от Конта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям (идеология как 'ложное сознание').

Задача философской рефлексии усматривалась в 'изменении мира' ('Тезисы о Фейербахе' Маркса). Таким образом, идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный конструктивизм. 4) традиция художественного символизма, очертившая пространство и задавшая механизмы абстрактного моделирования возможных миров. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека, позитивности 'разрыва' с классической традицией составили основу М. Как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. Могут быть зафиксированы.

1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира. Психологическая артикуляция бытия у Шопенгауэра, лингво-математическая у Куайна, экзистенциальная у Сартра и т.п. (см. ОНТОЛОГИЯ}. 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. Метафоры 'молодость'. Акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией). 3) пафосный отказ от классической идеи 'предустановленной гармонии' (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода (см.

ХАОС, ХАОСМОС}. 4) преодоление трактовки человека как 'слепка' Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д. Переосмысление сущности и направленности гуманизма как такового. Идея 'сверхчеловека' Ницше, 'негативный гуманизм' Глюксмана и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования 'нового человека', предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма (см. СВЕРХЧЕЛОВЕК, НИЦШЕ}. 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции.

6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ('перекодирования') культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом художественном языке. Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные 'истинной' природой онтологии, а как конструируемые. От трактовки творчества как процедуры самовыражения художника - до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. 7) идея вариативности разворачивания процессуальности. Многовариантность становится для М. Типичным и атрибутивным параметром культуры. Три финала в 'Трехгрошовой опере' Б.Брехта, четыре рассказчика в 'Шуме и ярости' у У.Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в 'Прометее' Кафки, несколько развитии сюжета из одного зачина у Э.Хемингуэя в 'Посвящается Швейцарии' - расхожая формула 'возможны варианты' становится знамением времени - с течением этого времени это приведет к формированию идеи пустого знака, открытого для вариативного означивания (см.

ПУСТОЙ ЗНАК, ОЗНАЧИВАНИЕ). В общем разворачивании традиции философии западного типа М. Выступает важнейшим этапов конституирования постмодернистской парадигмы в философии (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ)..

Значения в других словарях
Модернизм

IМодерни́зм (франц. Modernisme, от moderne — новейший, современный) главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в искусстве середины и 2-й половины 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинств..

Модернизм

МОДЕРНИЗМ - направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.. ..

Модернизм

МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм>, экспрессионизм>, кубизм, русский "авангард" 1910-х гг., включая беспредметничество, сюрреализм>, футуризм, примитивизм и т.д.) - метафорическое построение образа по принципу разветвленной ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений, пережива..

Модернизм

(варв.-лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[фр. Modernisme] - общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетические принципов, разрыв с реализмом. См. АВАНГАРДИЗМ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)варв.-лат. Вкус нового времени и склонность к нему.(Ис..

Модернизм

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Модернизм

Направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.. ..

Модернизм

М.Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов и разрыв с реализмом.. ..

Модернизм

МОДЕРНИ́ЗМ [дэ], -а. М. [франц. Modernisme от лат. Modernus - новый современный] В искусстве и архитектуре конца 19 - начала 20 в. Направление, основу которого составляют универсальные выразительные формы, замещающие национальные самобытные приёмы и стили (к нему относятся импрессионизм, символизм, экпрессионизм и др.). В модернизме преобладает установка на поиск новых выразительных средств. М. В музыке, в литературе.. ..

Модернизм

(дэ), модернизма, мн. Нет, м. (фр. Modernisme) (искус.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма.. ..

Модернизм

МОДЕРНИЗМ - см. Символизм. ..

Модернизм

- (от франц. Moderne - современный, новейший) -. ..

Модернизм

        (франц. Modernisme, от moderne - новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма. Основная направленность буржуазного искусства этого времени. Модернизму свойственны принципиальный разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, стремление утвердить некие новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному самоценному обновлению..

Модернизм

Неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) конституи..

Модернизм

(франц. Modernisme, от moderne - новейший, современный) - определение, относимое к ряду художеств. Течений 20 в., общим признаком к-рых является более или менее решительный разрыв с эстетич. Нормами и традициями классич. Иск-ва. На отд. Историч. Этапах в понятие М. Вкладывался разл. Смысл. В конце 19 - нач. 20 вв., когда это определение стало входить в обиход, оно применялось к творчеству таких композиторов, как Дебюсси, Равель, Р. Штраус. С сер. 20 в. Под М. Обычно понимают явления совр. Муз. "..

Модернизм

— общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—начала XX вв. Кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и др. Тот же термин применяется для обозначения направления в католицизме конца XIX—начала XX вв. Стремился к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением.. ..

Модернизм

(франц. Modernisme) в религии - течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. Вероучения к уровню совр. Науки и к новым явлениям в обществ. Жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. Возник в кон. 19 - нач. 20 вв., виднейшими его представителями были во Франции - А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии - Г. Шелль, в Англии - Дж. Тиррелл, в Италии - Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Осн. Положения католич. М. Религия создается человеком. Библия - не ..

Мир Как Воля И Представление

(опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) - сочинение Шопенгауэра. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен функционировать как целостный организм, т.е. Как единая мысль. По мысли Шопенгауэра, 'в зависимости от того, с какой стороны рассматривать эту единую мысль, она оказывается тем, что называли метафизикои, тем, что называли этикой, и тем, что называли эстетикой. И она в самом деле должна быть всем ..

Миф О Вечном Возвращении. Архетипы И Повторение

('Le mythe de l'eternel retour. Arhetypes et repetition. Paris, 1949'. Есть переиздания. Рус. Перев., 1998) - книга Элиаде, в сжатом виде излагающая суть его философских взглядов и посвященная проблеме судеб европейской цивилизации. Работа написана в форме популярного этнологического очерка и состоит из четырех глав, насыщенных философскими комментариями. Такая форма избрана для решения двух задач. Показа читателю-неспециалисту возможностей философского осмысления процессов, происходящих в совре..

Модус

(лат. Modus - мера, образ, способ) - философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. Обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. Есть 'инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания'. МОЛНИЯ - естественн..

Монада

(греч. Monas - единица, единое) - понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. И диады (греч. Dias - двоица), являющейся математическим эквивалентом типичной для античной философии оппозиции определенности формы и текучей множественности возможностей аморфного начала (ср. Айдион и апейрон у Анаксимандра, предел и беспредельное в ранн..

Модернизм

МОДЕРНИЗМ (фр. Moderne - новейший, современный) - общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. Объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.). Некоторые из них противоречат друг другу в понимании средств и способов выражения реальности, н..

Модернизм

— неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно — идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. Псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. Может быть отнесено. 1) констит..

Дополнительный поиск Модернизм Модернизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Модернизм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Модернизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа