Монтескье

237

(Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689- 1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии М. Считал (в противовес взглядам Фомы Аквинского) постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения М., за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта.

То, что случайности могут быть объяснены глубокими причинами, - согласно М., не главное. Важно то, что самые различные нравы, обычаи и мысли людей можно объединить в набор определенных типовых групп. 'Я начал с изучения людей и увидел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего'. Разнообразие социальных законов, по мнению М., объяснимо, ибо они реализуются вследствие причин зачастую объективного характера. В основном сочинении 'О духе законов' (1748), попавшем в 'Индекс запрещенных книг', М.

Попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. По М., 'многие вещи управляют людьми - климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Как результат всего этого образуется общий 'дух народа'. 'Дух народа', по М., конституируется из законов, обычаев и нравов. 'Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами. Законы или не могут, или не хотят установить их. Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы - действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые - внешнее поведение человека'.

Книги I-XIII этого сочинения написаны в жанре политической социологии. В них М. Анализирует 'принцип' (определяемый доминирующим чувством в рамках конкретной формы правления - при демократии это 'добродетель') и 'природу' (обусловливаемую числом обладателей верховной суверенной власти. Республика - весь народ или его часть, монархия - один, но в рамках жесткого законодательства, деспотизм - один в соответствии с собственными прихотями и произволом) правления в условиях республики, монархии и деспотизма. По М., каждый из трех типов правления сопряжен с размерами территории, занимаемой данным обществом (чем больше территория, тем больше шансов на деспотию). Таким образом, М. Увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества.

М. Настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться. Государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же, по М., неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. 'Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела', - подчеркивал М. На примере английской Конституции (самой прогрессивной, по М.) в своей работе 'Персидские письма' (1721), выдержавшей за один год 8 изданий, мыслитель развивал теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Философия М., не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли, ибо рациональные законы разумного мира, оказывающие влияние на человека, могут быть им же и разрушены.

Согласно М., '...мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, так как, хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не следует им с тем постоянством, с которым физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа по своей природе ограничены и поэтому способны заблуждаться и что, с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих первоначальных законов, и даже тем законам, которые они создают сами для себя, они подчиняются не всегда'. М. Вошел в историю общественной мысли Запада как предтеча социологии, ибо он и не пытался системно исследовать (в отличие от Конта или Маркса) современное ему общество, оценивая его исключительно в стилистике оценок политической философии того времени.

Общество, no M., целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим - социум в политической ипостаси своей переживает исключительно череду падений и взлетов. Ни науку, ни экономику же М. Не считал факторами, равновеликими государству..

Значения в других словарях
Монтескьё

(Montesquieu) Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де М. (18.1.1689, Лабред, близ Бордо, — 10.2.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель. Член института Франции (1727). Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католического коллежа (1705) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 советник, а с 1716 один из вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 жил в Париже. В 1728 М. Предпринял путешествие по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 17..

Монтескьё

МОНТЕСКЬЁ (Montesquieu) Шарль Луи (1689 - 1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против деспотизма ("неправильная" форма правления). Для "правильных" форм (например, демократия>, монархия>) средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочинения. "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748).. ..

Монтескье

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (Charles Louis de Secondat, baron de Montesquieu, 1689-1755) - знаменитый французский политический писатель, историк и социолог, родоначальник европейского либерализма. Происходил из старинного гасконского феодального рода, купившего место в Бордоском парламенте и вошедшего в состав «дворянства мантии» (noblesse de robe) - чиновной знати, издавна отличавшейся независимым оппозиционным отношением к монархии. М. С 1716 был президентом Бордоского парламента. Связь с родовитым д..

Монтескье

(Montesquien). ..

Монтескьё

(Montesquieu), Шарль Луи, барон де Ла Бред де Секонда (18.I.1689 - 10.II.1755), граф, - франц. Политич. Мыслитель, писатель, социолог и историк. Ранний представитель франц. Просветит. Философии, один из идейных предшественников бурж. Революции кон. 18 в. Род. В старинной дворянской семье. С 1716 унаследовал пост председателя парламента г. Бордо. Занимался науч. И лит. Трудом. Св. Трех лет М. Провел в путешествиях по различным странам Европы, изучая особенности их обществ.-политич. Жизни. Первым ..

Монизм

(греч. Monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы. Семантически противостоит дуализму и плюрализму. 2) признание в рамках этого принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. И человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М. Отличается большей внутренней последовател..

Монтень

(Montaigne) Мишель Эйкем де (1533-1592) - французский мыслитель, юрист, политик. Из купеческой семьи. Родовое имя - Эйкем. Первый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. Прадедом М. Сеньории Монтень). Изучал философию в Гийеньском коллеже и Университете Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557). Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения. 'Опы..

Мор

(More) Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII) - английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве - 'Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия' (1516). (Дословно 'утопия' означает 'нигдея' - место, которого нет). В первой ее части М. Живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда 'овцы поели людей'. Во второй части ..

Мунье

(Mounier) Эммануэль (1905-1950) - французский философ. Участник движения Сопротивления. Издатель журнала 'Esprit' (с 1932). Основные сочинения. 'Персоналистская и коммунитарная революция' (сборник статей, 1935). 'От капиталистической собственности к человеческой собственности' (1939). 'Трактат о характере' ( 1946). 'Введение в экзистенциализм' (1946). 'Свобода под условием' (1946). 'Что такое персонализм?' (1947). 'Маленький страх двадцатого века' (1948). 'Персонализм' (1949) и др. Собственное и..

Монтескье

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Се-конда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689-1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской Академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии М. Считал (в противовес взглядам Фомы Аквинского) постижение причинных связей материи, подчиняющей..

Дополнительный поиск Монтескье Монтескье

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монтескье" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монтескье, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа