Мур

156

(Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) - британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала 'Mind' (1921-1947). Основные сочинения. 'Природа суждения' (1899), 'Принципы этики' (1903), 'Опровержение идеализма' (1903), 'Природа и реальность объектов восприятия' (1905-1906), 'Природа чувственных данных' (1913), 'Некоторые суждения о восприятии' (1917), 'Философские исследования' (1922), 'В защиту здравого смысла' (1925), 'Доказательство внешнего мира' (1939), 'Ответ моим критикам' (1942) и др. М. Полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины.

'Я не думаю, - писал М., - что окружающий мир или наука когда-либо ставили передо мной философские проблемы. Такими проблемами были вещи, которые говорили о мире или естествознании другие философы'. М. Стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике. Истинность идеалистического лозунга 'esse est percipi' (лат. 'существовать - значит быть воспринимаемым'. Ср. 'реальность духовна') М. Усматривал лишь в том, что свойства, составляющие весь наш мир и отличные от свойства 'быть воспринимаемым', не могут существовать, не будучи, в свою очередь, воспринимаемыми. По М., высказывание 'существовать - значит быть воспринимаемым' не только аналитическое и посему не могущее быть обосновано, оно также и противоречиво.

(Согласно М., 'принцип органических единств используют главным образом для оправдания возможности одновременно утверждать два противоречащих друг другу суждения там, где в этом возникает нужда. В данном вопросе, как и в других, главной заслугой Гегеля перед философией было возведение ошибки в принцип и изобретение для нее названия.) Согласно М., попытка сторонников философского идеализма фундировать данную идею тезисом, что объект опыта немыслим без наличия субъекта, неверна хотя бы потому, что 'объект и субъект' (например, желтый цвет и ощущение желтизны) совершенно различны. Из 'esse est percipi' следует как то, что опыт и его объекты тождественны, так и то, что они различны. Желтый цвет и ощущение желтизны аналитически связаны и по существу идентичны и в то же время они различны, ибо можно осмысленно говорить об их отношении друг к другу.

Философы, по мысли М., не в состоянии учитывать подобного различия (см. DIFFЕRANCE ), ибо язык не имеет общих имен для таких объектов, как красное или горькое, а так же и потому, что мы склонны 'скорее воспринимать мир через посредство сознания, а не рассматривать само сознание'. С точки зрения М., понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же - они не есть продукт абстрагирующей активности сознания. Физические факты, по мысли М., не зависят - причинно или логически - от фактов сознания. 'нет каких-либо здравых оснований предполагать, что вообще существует какой-либо такой факт сознания, без наличия которого не мог бы иметь место факт, что этот камин находится в настоящий момент ближе к моему телу, чем та этажерка.

Нет никаких оснований предполагать, что существует какой-то факт сознания, о котором можно было бы сказать - если бы этот факт не имел места, то земля не существовала бы уже много лет'. Понятие (суть 'ни ментальный факт, ни какая-либо из частей ментального факта') - автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность. Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина - всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно. 'Обращение к фактам бесполезно' - это высказывание М. Выступило впоследствии девизом 'концептуального реализма' Рассела - Витгенштейна. В статье 'Опровержение идеализма' (1903) М. Анализировал ощущение, различая две его стороны - 'сознание' и 'объект'.

'Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания'. При этом 'сознание', по М., находится в некотором нераскрываемом отношении 'осведомленности' к 'объекту'. Вместе с тем 'независимое 'существование объекта в гносеологической схеме М. Является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе 'здравого смысла', а не в качестве характеристики объективной действительности. С точки зрения М., 'мы знаем, что имеются и были во Вселенной. Материальные объекты и акты сознания. Огромное количество и тех и других. Что многие материальные объекты существуют, когда мы не осознаем их'. Истинность этих предложений неявно заложена в общем способе нашего мышления.

Она предполагается многими вещами, относительно которых мы полагаем, что мы их знаем. (По М., объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным.) М. Абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции 'имманентности трансцендентного'. Идеи М. Явились одним из источников лингвистической философии. Этическая концепция М. Носила индивидуалистический характер и основывалась на критике 'этического натурализма', рассматривающего 'добро' как объективное рациональное понятие. Добро и зло для М. - основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции.

Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления. Отождествляя ценность и долг с пользой, М. Необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме. Не создав завершенной философской системы, М., тем не менее, выступил как один из основателей 'метаэтики'..

Значения в других словарях
Мур

I(Moore) Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919—21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921—25), в котором преподавал до 1933. Позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. Немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»), М. Созда..

Мур

МУР Джордж Эдуард (1873 - 1958), английский философ. Дал обоснование неореализма ("Опровержение идеализма", 1903). Признавал безусловную истинность суждений "здравого смысла", исследование которого связывал с анализом обыденного языка. Основополагающей категорией этики считал добро, смысл> которого постигается лишь с помощью интуиции.. ..

Мур

Одним муром мазаны. Курск., Пск. Шутл. Об одинаковых, очень похожих друг на друга людях. Ивашко, 1993. БотСан, 106. /em> Мур — глазурь для глиняной посуды. Ивашко, 1993.. ..

Мур

(перс. Mur - ржавчина). Масса для муравления глиняной посуды.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)перс. Mur, ржавчина. Масса для муравления глиняной посуды.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Мур

Глетчер, ледник. ..

Мур

См. Мурава и муровать.. ..

Мур

1. Предикатив разг.Мурлыкание кошки как действие (обычно с повторением).2. Межд. Разг.Употр. При обозначении мурлыкания кошки (обычно с повторением).. ..

Мур

I I "каменная стена", зап., южн. (Даль), уже у Триф. Коробейн. (1584 г.), стр. 106, Куракина, Петра I, 1704 г. См. Христиани 45. Через польск. Mur – то же из ср.-в.-н. Mûr – то же от лат. Mūrus. См. Брюкнер 348. См. Мурова́ть. Ср. Мурья́.II II, муро́к "луговая трава", арханг., "май", псковск. (Даль), мура́к "низкая трава", тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 500), замуре́ть "зазеленеть" (о листве), арханг. (Подв.), мурава́, муро́г "дерн, луг", южн., зап. (Даль). Родственно лит. Máuras, мн. Mauraĩ ..

Мур

, Генри (Moore, Henry) 1898, Каслфорд, Йоркшир — 1986, Перри Грин, Хертфордшир. Английский скульптор. Родился в шахтерской семье. С 17 лет начал преподавать в местной школе. В 1917 был призван в действующую армию и в боях при Камбре получил отравление газами. В 1919 поступил в Художественный колледж Лидса, где специально для него был открыт класс скульптуры. В 1921—1924 обучался в Королевском колледже искусств в Лондоне, а с 1924 по 1931 преподавал в том же учебном заведении. В 1932—1939 возглав..

Мур

(moore) Генри (1898, Каслфорд, Йоркшир – 1986, Мач Хэдхем, Херфордшир, Великобритания), английский скульптор, крупнейший представитель авангардизма. Учился в Школе искусств в Лидсе (1919—21) и в Королевском художественном колледже в Лондоне (1921—25). Соучредитель (1933) объединения авангардистов «Unit One» («Первое подразделение»). Участник Международной сюрреалистической выставки в Лондоне (1936). На становление скульптора оказало влияние знакомство с коллекциями Британского музея (произведен..

Мур

МУР (Moore) Стенфорд (1913-82), американский биохимик. В 1972 г. Разделил с Кристианом АНФИНСЕНОМ и Уильямом СТАЙНОМ Нобелевскую премию за исследование функционирования и состава ФЕРМЕНТА рибонуклеазы. Анфинсен открыл состав рибонуклеазы в 1950-х гг. Позднее Мур и Стайн объяснили, как она катализирует переваривание пищи. Для анализа АМИНОКИСЛОТ и ПЕПТИДОВ, а также для определения структуры рибонуклеазы они использовали ХРОМАТОГРАФИЮ. К 1973 г., используя практически тот же метод, Мур и Стайн исс..

Мур

(Moore), Самюэл (ок. 1830-1912) - англ. Юрист, друг К. Маркса и Ф. Энгельса, разделявший их материалистич. Воззрения и социалистич. Убеждения, чл. 1-го Интернационала. Сначала владел небольшой фабрикой в Манчестере затем, разорившись, стал заниматься юриспруденцией. Был переводчиком большей части 1-го тома "Капитала" К. Маркса (остальной текст перевел Э. Эвелинг) для англ. Издания, выпущенного под редакцией Энгельса в 1887, а также "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, первое ав..

Мор

(More) Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII) - английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве - 'Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия' (1516). (Дословно 'утопия' означает 'нигдея' - место, которого нет). В первой ее части М. Живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда 'овцы поели людей'. Во второй части ..

Мунье

(Mounier) Эммануэль (1905-1950) - французский философ. Участник движения Сопротивления. Издатель журнала 'Esprit' (с 1932). Основные сочинения. 'Персоналистская и коммунитарная революция' (сборник статей, 1935). 'От капиталистической собственности к человеческой собственности' (1939). 'Трактат о характере' ( 1946). 'Введение в экзистенциализм' (1946). 'Свобода под условием' (1946). 'Что такое персонализм?' (1947). 'Маленький страх двадцатого века' (1948). 'Персонализм' (1949) и др. Собственное и..

Надзирать И Наказывать

('Surveiller et punir'. Paris, 1975) - работа Фуко. Подзаголовок книги - 'Рождение тюрьмы'. Начиная книгу с описания публичной казни некоего Дамьена, покушавшегося на Людовика XV (1757), а также воспроизводя распорядок дня для Парижского дома малолетних заключенных (1838), Фуко приходит к выводу о том, что в течение менее чем века (середина 18 - первая треть 19 в.) произошло 'исчезновение публичных казней с применением пыток'. 'за несколько десятилетий исчезло казнимое, пытаемое, расчленяемое те..

Нарратив

(лат. Narrare - языковой акт, т.е. Вербальное изложение - в отличие от представления) - понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, 'сообщающего') текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. Является его самодостаточность и самоценность. Как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается 'ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете,..

Мур

МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) - британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала "Mind" (1921-1947). В главных произведениях "Принципы этики" (1903), "Философские исследования" (1922), "В защиту здравого смысла" (1925), "Ответ моим критикам" (1942), "Некоторые основные проблемы философии" (1958) и др. Полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатыва..

Дополнительный поиск Мур Мур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мур" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 3 символа