Настоящее

135

Понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, 'только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат более обширному настоящему. Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее'. Именно и только Н., понятое как всеохватная тотальность данного нам бытия, характеризуется всей полнотой материальной событийности.

'настоящее - это все. Прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими' (Делез). В рамках постмодернистских аналитик Н. Могут быть выделены два магистральных направления его исследования. 1) направление, центрированное анализом такого аспекта Н., как его имманентная неравновесность, обеспечивающая принципиальную нелинейность любой связанной с ним процессуальности. Фактически Н. В его постмодернистской интерпретации может быть понято как неравновесная среда, обладающая креативным потенциалом самоорганизации, по отношению к перманентному Н. Которой все конкретно возможные ее модификации выступают в качестве своего рода аналога диссипативных структур. Так, Деррида определяет актуальное состояние текста как характеризующееся своего рода 'взвихренностью'.

Делез связывает феномен креативного потенциала Н. С его 'потрясением' (или 'умопомешательством глубины') и т.п. 2) направление, анализирующее феномен Н. В свете идеи историчности форм опыта (мы, согласно Фуко, не только 'конечные', но и 'исторически определенные существа'). В рамках данного подхода к Н. Фуко вводит в категориальный аппарат постмодернизма понятийную структуру 'онтология настоящего' (или 'онтология нас самих'), фундированную той презумпцией, что наличное состояние субъекта (как общества, так и индивида) задана конкретно определенными, исторически артикулированными и социокультурно детерминированными нормативами дискурса, знания, власти и субъективности как таковой (см. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА).

Согласно самоопределению Фуко, данному в беседе 'Нет - секс-королю' (1977), философская работа есть не что иное, как работа 'историка настоящего'. В свете этого, заданного презумпцией Н., подхода к предметности центральной задаче философа оказывается задача 'анализировать наше собственное настоящее' (Фуко). А если учесть, что этот анализ выступает в постмодернизме в качестве программно критического ('аналитическая критика' у Деррида), то эта задача артикулируется как задача диагностики. От программы 'диагностировать настоящее' у Фуко до известного обозначения Хабермаса в качестве 'диагноста своего времени'. В целом, в постмодернистской системе отсчета Н. Выступает фактически основным предметом философского осмысления (см.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ}. 'В форме столь же наивной, как сказка для детей, я скажу, что вопросом философии долгое время было. 'В этом мире, где все гибнет, - что есть не-преходящего. Что мы суть - мы, которые должны умереть, - в отношении к тому, что не проходит?'. Мне кажется, что начиная с XIX века философия непрестанно приближается к вопросу 'Что происходит теперь, и что такое мы - мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?'. Вопрос философии - это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами' (Фуко)..

Значения в других словарях
Настоящее

Сегодняшнее, нынешнее, сегодня(шний день). Сегодняшний день, действительность. Ant. Прошлое, вчера(шний день). ..

Настоящее

1. Ср.Данное, теперешнее время.2. Ср. Разг.То, что является натуральным, неподдельным.. ..

Настоящее

«НАСТОЯЩЕЕ» - ежемесячный журнал сибирской лит-ой группы того же названия. Первый номер «Н.» вышел в январе 1928.За два с лишним года своего существования «Н.», борясь против правых и буржуазных тенденций в литературе, против представителей «воронщины» (Правдухиных и Зазубриных), фактически занимало позицию лефовской фактографии. Как и Леф , «Настоящее» высказывалось против «вымысла», за газетный очерк, отрицая так. Обр. Специфику художественной литературы, ее качественные отличия от журналисти..

Настоящее

Понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации [осмысления] которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, "только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат бол..

Нарратив

(лат. Narrare - языковой акт, т.е. Вербальное изложение - в отличие от представления) - понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, 'сообщающего') текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. Является его самодостаточность и самоценность. Как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается 'ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете,..

Насилие И Сакральное

('La violence et le sacre'. Paris, 1972) - книга Жирара, в которой впервые детально изложена его концепция 'жертвенного кризиса' и проанализированы способы его разрешения. Книга состоит из одиннадцати глав и заключения, и в ней затрагиваются как общеметодологические проблемы, так и конкретный материал из самых различных областей - этнографии, психоанализа, литературоведения, сравнительного изучения мифов и др. Изложение начинается с указания на амбивалентность жертвы, которая выступает и как неч..

Наторп

(Natorp) Пауль (1854-1924) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. Можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом. 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии...

Натурфилософия

(лат. Natura - природа) - философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, - в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. МЕТАФИЗИКА). Исторически Н. Может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ}. В древнегреческой философии Н. Именовалась 'физиологией' (от греч. Fusis - природа) или 'физикой' (ср. С 'мета-физикой'). Лат..

Настоящее

— понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, "только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат бол..

Дополнительный поиск Настоящее Настоящее

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Настоящее" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Настоящее, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 9 символа