Объект

731

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. И О. Имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С.

Преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. Соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. И О., признав за С. Онтологические параметры материальных вещей, а за О. - производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. Осуществляется в философия Нового времени. Декартовское 'мыслю, следовательно существую' в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом О. Задан через представление, в контексте которого С.

Наделяется безусловными полномочиями 'ставить перед собой' те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус С. В новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С. Как конкретного, эмпирического начала. Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума - всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности. Если же разум, также как и сам человек, производен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С.

И О. В самосознании). Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие 'трансцендентального С.', воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обусловливающие содержание знания отдельных эмпирических С. При этом трансцендентальный С. Изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С. И О. Обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему С. И О. По-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С., детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности.

При этом С. Выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие С. Предполагает прежде всего социально-исторического С. Практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С. И О. Для феноменологической традиции С. Выступает как 'чистое сознание' в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие С. Познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и т.п.).

Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С., то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О. Провозглашая 'смерть С.', постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений. (см. Также БИНАРИЗМ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ТЕЛО, АЦЕНТРИЗМ.).

Значения в других словарях
Объект

IОбъе́кт (позднелат. Objectum — предмет, от лат. Objicio — бросаю вперёд, противопоставляю) то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. О. Становятся те существующие независимо от человека и его сознания вещи, которые включаются в человеческую деятельность. При этом объективная реальность выступает как О. Для каждого познающего индивида в формах деятельности, языка и знаний (в частности, логических категорий), выработанных историческим развитием обще..

Объект

ОБЪЕКТ - в языкознании - имя предмета или лица, на который направлено действие, выраженное глаголом (противопоставляется субъекту действия). То же, что дополнение при глаголе и отглагольном существительном.. ..

Объект

ОБЪЕКТ (от латинского objectum - предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности и выступает для познающего индивида в формах его деятельности, языка и знаний.. ..

Объект

(лат. Objectum, от objicere - ставить пред чем). Предмет нашего наблюдения. То, что дано в познании или на что направлена познавательная деятельность. В грам. - дополнение.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)лат. Objectum, от objicere, ставить перед чем-либо. Предмет, как он является наблюдателю.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)предмет изучен..

Объект

(лат. Objectum — предмет). Предмет, находящийся в каких-либо отношениях с действием. Грамматически выражается дополнением.. ..

Объект

Вещь, предмет. Конструкт, спинар, мира. ..

Объект

В языкознании - имя предмета или лица, на который направлено действие, выраженное глаголом (противопоставляется субъекту действия). То же, что дополнение при глаголе и отглагольном существительном.. ..

Объект

М. Латинск. Предмет противопол. Субъект или самость. Объектив м. Стекло зрительной трубы, обращенное к предмету, противопол. Окуляр, глазное стекло. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем. Субъективные чувствуются самим предметом. Объективность взгляда, описанья, наблюдательность, верная передача, без личного участия.. ..

Объект

1. М.1) Существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия субъекта (в философии).2) а) Явление, предмет, на который направлена какая-л. Деятельность.б) Предприятие, учреждение и т.п., являющиеся местом какой-л. Деятельности.2. М.То же, что. Дополнение (3) (в лингвистике).. ..

Объект

ОБЪЕ́КТ -а. М. [от лат. Objectum - предметный]. ..

Объект

-а, м. 1. В философии. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира. 2. Явление, предмет, на к-рый направлена чья-н. Деятельность, чьё-н. Внимание (книжн.). О. Изучения, описания. О. Промысла. 3. Предприятие, учреждение, а также всё то, что является местом какой-н. Деятельности. Строительный о. Пусковой о. Работать на новом объекте. 4. В грамматике. Семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние. II прил. О..

Объект

Объекта, м. (латин. Objectum - Предмет) (книжн.). 1. То, что существует вне нас и независимо от нас, внешний мир (филос.). Совпадение мысли с объектом есть процесс. Ленин. 2. Предмет, то внешнее, на что направлена деятельность человека. Объект исследования. Наметить объекты строительства. 3. То же, что дополнение во 2 знач. (лингв.).. ..

Объект

Заимствование из латинского, где objectum произведено от objicere – "бросать навстречу". Кроме того, в русском языке есть слово, калькирующее латинское objectum – предмет.. ..

Объект

Заимств. В XVI в. Из польск. Яз., где objekt <. Лат. Objectum, суф. Производного от objicere «бросать вперед, навстречу». Сущ. Предмет — словообразовательная калька XVIII в. Лат. Слова.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Объект

Латинское – objectum (объект).. ..

Объект

(от английского object — предмет) — обобщающее определение для произведений, использующих искусственно созданные или готовые предметы (так называемые реди-мейды). Понятие О. Распространилось в современном искусстве в 1960-е годы с массовым утверждением нетрадиционных арт-технологий, таких, как инсталляция, перформанс, тот же реди-мейд. Первые О. Выставляли на своих экспозициях дадаисты в конце 1910-х — начале 1920-х годов. О. Вошел также в масскульт как один из ключевых терминов шпионско-детекти..

Объект

1. Предмет, явление, на который направлена какая-либо деятельность. 2. Предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-либо деятельности.. ..

Объект

(лат. Objectum) - в экономике. Предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как О., в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие определенную сторону экономических интересов и отношений.. ..

Объект

(лат. Objectum) - в экономике. Предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как О., в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие определенную сторону экономических интересов и отношений.. ..

Объект

(позднелат. Objectum предмет, от лат. Objicio бросаю вперёд, противопоставляю). ..

Объект

(лат. Objectum) - в экономике. Предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как О., в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие определенную сторону экономических интересов и отношений.. ..

Объект

Нем. Objekt. - Франц. Objet. - Англ. Object. - Исп. Objeto. - Итал. Ogge-to. - Португ. Objeto.o Понятие объекта рассматривается в психоанализе с трех основных точек зрения:А) В связи с влечением. Ведь именно в объекте или посредством объекта влечение может достичь своей цели или удовлетворения. Это может быть человек в целом или частичный объект, объект реальный или фантазматический.Б) В связи с любовью (или ненавистью). Речь здесь идет об отношении к личности в целом, к какой-то инстанции Я или..

Объект

категории - термин, используемый для обозначения элементов произвольной категории, играющих роль множеств, групп, топологич. Пространств и т. П. О. Категории - неопределяемое понятие. Каждая категория состоит из элементов двух классов, наз. Классом объектов и классом морфизмов соответственно. Класс О. Категории обычно обозначается . Любому объекту Акатегории однозначно соответствует единичный морфиам , причем разным О. Отвечают разные единичные морфнз-мы. Поэтому формально можно определить по..

О Сокровенном От Создания Мира

('Des choses cachees depuis la fondation du monde'. Paris, 1978. Avec J.-M. Oughourlian et G.Lefort) - книга Жирара. Представляет собой запись его бесед с двумя коллегами, задающими вопросы, а также выступающими с возражениями, уточнениями и комментариями. В качестве названия книги использованы слова Иисуса Христа (Мф. 13:35), которым Жирар дает трактовку в контексте общей концепции мимесиса и 'миметического кризиса'. Разрешение этого кризиса с помощью жертвоприношения, утрачивая свою благотворн..

Общественного Договора Теория

Теория - социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом). Теория О.Д. - в различных своих модификациях - неизменно опирается на ряд универсальных основоположений. 1) идею естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека), глубоко уходящу..

Овчаренко

Виктор Иванович (р. В 1943) - российско-белорусский философ, социолог, историк и психолог. Предтеча (совместно со Степиным) Минской философской школы 'Гуманитарная энциклопедия'. Доктор философских наук (1996), профессор (1997). Академик Российской академии естественных наук (1997), академик Академии гуманитарных исследований (1998), академик Академии педагогических и социальных наук (2000). Окончил исторический факультет Белорусского государственного университета (1969). В 1972-1982 - преподава..

Одномерный Человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества

('The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society', 1964) - книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему 'Одномерное общество', 'Одномерное мышление' и 'Шанс альтернативы'. Согласно идеям 'О.Ч.', современное общество 'усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт'. Оно способно сдерживать 'качественные социальные перемены'. 'Критическая т..

Объект

У (3) "Вещь", "объект"Категория кит. Философии, сочетающая два осн. Значения. 1) обыденное. Вещь, существо в самом широком смысле - одушевленное и неодушевленное. 2) филос. Объект в противоположность мыслящему субъекту. Исходные значения иероглифа У.- "бык", "жертвенное животное", "род (вид, класс)", "обозначение (символ, значок)". Ключевой знак - "бык" - несет идею живого существа. Идея "рода" объединяет вещи и дела, к-рые м.б. Классифицированы в единых схемах, а идея "обозначения" связана с на..

Объект

См. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.. ..

Объект

( лат. Ob ectum предмет) - предмет, составляющий часть внешнего, материального мира. Предмет познания и деятельности человека, субъекта.. ..

Объект

(от лат. Objectum - предмет) - в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. Является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится. О. Может быть реальным, вымышленным или даже галлюцинаторным. После И. Канта О. Часто называют то, что противостоит субъекту, его сознанию как часть внешнего мира, т.е. Реальный О. Волевым О. Является все желаемое, избегаемое или притягивающее.. ..

Дополнительный поиск Объект Объект

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Объект" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Объект, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа