Опредмечивание И Распредмечивание

252

Понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. И Р. Получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. И Р. Получили в марксизме. Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. И Р. Употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития 'родовой сущности' человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида).

Отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему). Фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей). Господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда). Превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе.

Марксистская концепция О. И Р. Оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики 'деятельностных способностей' субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии. Здесь стало классическим понимание. 1) О. Как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что, собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной - знаково оформляемой и ценностно нагружаемой - форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта). 2) Р. Как делания 'сущности' (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта).

В неклассической философии использование фигур О. И Р. Встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики О. И Р. И самой терминологии во многом произошло в результате 'эпистемологического поворота' в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский.

Первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э.Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций - феноменология) идею О. И Р. С рассмотрения отношения человек - предмет (вещь) на отношение человек - знание (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. Начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. Понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а О.- как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. Как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. И Р. Предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии.

Здесь они понимаются как технологии Р. Знания (снятия содержания и выхода в 'чистую' рамку) посредством 'выталкивания' его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением 'чистой' рамки, т.е. Переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. И Р. Трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. И Р. Выступают идеи чтения - письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма..

Значения в других словарях
Опредмечивание и распредмечивание

категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» (см. К. Маркс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). В своём результате опредмечивание всегда имеет наряду с реальным та..

Онтология

(греч. On, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии. В классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы. В современной неклассической философии - интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин 'О.' был введен Р.Гоклениусом ('Философский лексикон', 1613) и - параллельно - И. Клаубергом. Введшим его (в варианте 'онтософия') в качестве эквивалента понятию 'метафизика' ('Metap..

Опредмечивание

Понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. И Р. Получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. ..

Опыт

L ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования. 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. Активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. В структуре познавательного процесса. От трактовки его в качестве единственного источни..

Опыт О Человеческом Разумении

('An essay concerning human understanding', 1690) - главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ставил исследование 'происхождения, достоверности и объема человеческого познания'. Работу над книгой он начал в 1671 и завершил ее в основном к 1686, продолжая далее частичную доработку. Книга вышла в Лондоне, в издательстве Томаса Бассета. Этому изданию предшествовало сжатое изложение основных идей Локка, опубликованное на французском языке в Голланд..

Опредмечивание И Распредмечивание

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. И Р. Получила в немецкой классике, - прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальн..

Опредмечивание И Распредмечивание

— понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. И Р. Получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О..

Дополнительный поиск Опредмечивание И Распредмечивание Опредмечивание И Распредмечивание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Опредмечивание И Распредмечивание" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опредмечивание И Распредмечивание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 33 символа