Основной Вопрос Философии
Марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно - проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см. УНИВЕРСАЛИИ, ФИЛОСОФИЯ) задает мировоззренческую размерность философской проблематике. Проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном контексте 'О.В.Ф.' был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения. В философии Гегеля осмыслен как 'разрешение противоположности между бытием и сознанием'. В целом, немецкая философия конца 18 - середины 19 в.
Рассматривала фокусируемую 'О.В.Ф.' проблему как фундаментальную для философской традиции. 'вся история философии вращается вокруг вопроса. Об отношении духовного к материальному' (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка 'О.В.Ф.' в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. Не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле - 'вечных'), культурно аранжированных, т.е. По-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле - 'нерешаемых'), проблем. В рамках марксизма 'О.В.Ф.' приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность.
В его содержании было выделено два аспекта ('две стороны 'О.В.Ф.'). Генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма - в генетическом, а также гносеологического оптимизма - в функциональном планах 'О.В.Ф.' имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. Такой логической формы, которая в отличие от проблемы предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. Соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика.
От первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе 'Краткого курса истории ВКП(б)' у И.Сталина. (см. СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ.) В проблемной же своей постановке 'О.В.Ф.' сохраняет свое конститутивное значение. В ответ на сформулированную К.Глюксманом оценку его позиции на конференции в Клюни (1970) как 'недооценивающей, чтобы не сказать отменяющей борьбу материализма и идеализма', Деррида возражает в том плане, что 'значение этого невозможно переоценить'. Наряду с этим, постмодернизм существенно трансформирует содержание 'О.В.Ф.' в русле характерного для постмодернистской парадигмы отказа от референциальной концепции знака и ориентации на 'игровой принцип' аргументации (Деррида) и 'игры истины' (Фуко).
Так, по формулировке Фуко, 'основной вопрос философии, понимаемый как вопрос о духовности, заключается в следующем. Что представляют собой преобразования, совершаемые в бытии субъекта, необходимые для достижения истины?' При условии, что философия как таковая трактуется как 'форма мысли, которая. Задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину' (Фуко). Однако, в целом, в философии постмодернизма с ее презумпцией отказа от линейного типа детерминизма центральным объектом аналитики становится отдельное 'событие' (Фуко), 'сингулярность' (Делез), 'интенсивность' (П.Вирилио) и т.п. Принципиально единичные и уникальные события обладают особым статусом бытия, не предполагающим их артикуляции ни в качестве материальных, ни в качестве идеальных, - статусом 'эффекта' (Фуко).
'событие всегда производит эффект и является эффектом'. В этом отношении 'философия события', с точки зрения Фуко, 'должна была бы двигаться в парадоксальном направлении, - в направлении материализма бестелесности'. В этом контексте радикального постмодернистского отказа от метафизики и универсальной номадологической ориентации происходит смещение в акцентуации содержания 'О.В.Ф.'. В русле установок постмодернистски истолкованной генеалогии Фуко определяет в качестве центрального 'вопроса философии' вопрос 'о настоящем'. По определению Фуко, 'вопросом философии долгое время было. 'В этом мире, где все гибнет, - что есть не-преходящего. Что мы суть - мы, которые должны умереть, - в отношении к тому, что не проходит.
Мне кажется, что начиная с XIX века, философия непрестанно приближается к вопросу. 'Что происходит теперь, и что такое мы - мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?'. Вопрос философии - это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами'. (см. Также НОМАДОЛОГИЯ, ГЕНЕАЛОГИЯ, НАСТОЯЩЕЕ, ЭОН.).
Дополнительный поиск Основной Вопрос Философии
На нашем сайте Вы найдете значение "Основной Вопрос Философии" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Основной Вопрос Философии, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 25 символа