Паскаль

188

(Pascal) Блес (1623-1662) - французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения. 'Мысли' (1669), 'Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу' (1656, выдержали свыше 60 изданий), 'Об искусстве убеждать' (1655-1657), 'Молитва к Богу об обращении во благо болезней' (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. Неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. 'Первое обращение' П., временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании.

Несчастный случай послужил толчком ко 'второму обращению' П. Он пережил необыкновенный опыт 'боговдохновения', под влиянием которого П. Набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью 'посвятил' себя Богу. После этого П. Поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые 'Письма к провинциалу' (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения. Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не оконченная 'Антология христианской религии'.

После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как 'Мысли' П. Рассмотрение П. Вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение к религиозной проблематике. Исключительная роль П. В истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый - предвосхищая иррационалистическую традицию в философии - решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения). Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доказывающим), то второй - сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П., из онтологического статуса человека в мире.

Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет П., ничто не способно 'укрепить конечное между двумя бесконечностями'. Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы приводит П. К отказу от 'самонадеянных исследований' в пользу 'безмолвного созерцания'. По мнению П., зачеркивать разум так же неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по П., - лишь тростник, слабейшее из творений природы, но 'тростник мыслящий'. Величие человека, говорит П., в том и заключается, что он сознает свое ничтожество.

Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, 'что это такое - быть человеком'. П. Видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое П. Усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе и искусством). Развлечение, эта 'бедственная особенность' человеческого существования, коренящаяся 'в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека', отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе.

Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека 'непостижимым чудовищем'. Он оказывается парадоксом для самого себя. 'Мы жаждем истины, - пишет П., - а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть'. По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную ролы он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи 'даром Божьим', вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха.

Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П., пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха - здесь, как говорит П., завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению П., в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом. Человек может постичь Бога и самого себя только через посредника - Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений П. Был человек. В своем стремлении определить сущность человеческой природы П.

Показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед П.-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к П.-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение П. Подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем экзистенциалисты нашли в П. Своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии П..

Значения в других словарях
Паскаль

IПаска́ль (Pascal) Блез (19.6.1623, Клермон-Ферран, — 19.8.1662, Париж), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Родился в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня (См. Монтень), рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности. Первый математический трактат П. «Опыт теории конических сечений» (1639, издан 1640)..

Паскаль

ПАСКАЛЬ - единица давления и механического напряжения СИ, названа по имени Б. Паскаля, обозначается Па. 1 Па = 1 Н/м² = 10 дин/см² = 0,102 кгс/м² = 10-5 бар = 7,50.10-3 мм ртутного столба = 0,102 мм водяного столба.. ..

Паскаль

ПАСКАЛЬ, язык программирования, ориентированный главным образом на обучение программированию, составление трансляторов и других программ. Разработан в 70-х гг. (Швейцария>) на основе языка программирования алгол-60. С 1980 широко используется как язык персональных электронных вычислительных машин.. ..

Паскаль

Паскаль напал (ходит). Ряз. Об эпидемии. СРНГ 25, 255.. ..

Паскаль

Единица давления и механического напряжения СИ, названа по имени Б. Паскаля, обозначается Па. 1 Па = 1 Н/м2 = 10 дин/см2 = 0,102 кгс/м2 = 10-5 бар = 7,50.10-3 мм ртутного столба = 0,102 мм водяного столба.. ..

Паскаль

ПАСКА́ЛЬ -я. М.. ..

Паскаль

ПАСКАЛЬ Блэз (Blaise Pascal, 1623-1662) - французский писатель, мыслитель и ученый. Р. В семье председателя Клермонтского суда, ученого-математика. В 16 лет уже написал трактат о конических сечениях, изумивший Декарта, впоследствии сделал крупные открытия в области математики и физики. Усердно занимался философией. Декарт и Монтень сильно повлияли на него. Однако он не был удовлетворен их скептицизмом и рационализмом, т. К. Искал истины, отвечающие не только разуму, но и сердцу. Это привело его..

Паскаль

(pascal) - единица давления в системе СИ. 1 Па равен давлению, создаваемому силой 1 Н, равномерно распределенной по поверхности площадью 1 квадратный метр. Обозначение. Па.. ..

Паскаль

, единица давления и механич. Напряжения СИ, названная по имени Б. Паскаля, обозначается. Па. 1 Па = 1Н/м2= 10 дин/см2 0,102 кгс/м2=10-5бар = 7,50-10~3 мм рт. Ст. 0,102 мм вод. Ст. ..

Паскаль

Назв. Языка программирования высокого уровня, ориентиров, гл. Обр. На обучение программированию как учебной дисциплине, составление трансляторов и др. Программ. В основу разработки П. Положен язык программирования Алгол-60. Для П. Характерны строгая типизация данных и переменных, что облегчает обнаружение ошибок в программе, обеспечивает ясность конструкции (структуры) и хорошую читаемость программ. ..

Паскаль

• ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623-62), французский математик и философ. Был очень одаренным человеком. К 17 годам написал книгу о конических сечениях (см. КОНУС. ..

Паскаль

(pascal) Блез (1623–1662), французский математик, физик, философ и писатель. В 16 лет написал первый математический трактат, содержавший одну из основных теорем проективной геометрии – теорему Паскаля. В 1642 г. Построил действующую модель суммирующей машины – по существу, первое в истории практически пригодное вычислительное устройство. За следующие 10 лет он изготовил ок. 50 экземпляров своей машины. Паскаль считается одним из основоположников классической гидростатики (наряду с Г. Галилеем и..

Парейсон

(Pareyson) Луиджи (1918-1991) - итальянский философ. Академик, член Международного института философии. Основные сочинения. 'Философия существования и Карл Ясперс' (1940), 'Очерки по экзистенциализму' (1943), 'Экзистенция и личность' (1950), 'Эстетика. Теория формирования' (1954), 'Система свободы' (1965), 'Теория искусства' (1965), 'Проблемы эстетики' (1965), 'Беседы об эстетике' (1966), 'Философия свободы' (1989) и др. Отталкиваясь от полемизирующей с Гегелем идеи Кьеркегора о том, что индивид..

Парменид Элейский

Элейский (вторая половина 6 - начало 5 в. До н.э.) - основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции вообще. Первые греческие философы-ионийцы, размышляя о природе вещей, строили космологические модели, в которых все наблюдаемые явления объяснялись как происходящие из некоторого вещественного первоначала. Сходные воззрения разрабатывает и П., трактуя космос как образованный действием двух стихий - эфирного Огня (Света),..

Патнэм

(Putnam) Хилари (р. В 1926) - американский философ и логик. После защиты докторской диссертации (Лос-Анжелес, 1951) П. - преподаватель в Принстоне, профессор кафедры философии науки Массачусетского технологического института (1961-1965) и профессор математики и математической логики Гарвардского университета (с 1965). Член Американской академии искусств и наук, национальных ассоциаций символической логики и философии науки, избирался президентом Американской философской ассоциации. Основные сочи..

Патристика

(лат. Patres - отцы) - направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телеологизма и др.) - с д..

Паскаль

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блес (1623-1662) - французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения. "Мысли" (1669), "Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, выдержали свыше 60 изданий), "Об искусстве убеждать" (1655-1657), "Молитва к Богу об обращении во благо болезней" (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. Неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. "Первое обращение" П., вр..

Паскаль

(Pascal) Блез (1623-62), франц. Математик, физик и католич. Мыслитель. Следуя рациональным методам в сфере естествознания, П. Отвергал *рационализм в области веры и богословия. Согласно П., человек познает истину всем своим существом, а не только рассудком, и на этом основании П. Отрицал убедительность чисто логич. "доказательств бытия Божьего". Роль "сердца" и мистич. Интуиции в религии подтверждалась для ученого пережитым им опытом Богоприсутствия, к-рый оказал решающее влияние на его жизнь и ..

Паскаль

Единица давления, механического напряжения, модулей упругости, Юнга, сдвига, пределов текучести и др. В СИ.. ..

Дополнительный поиск Паскаль Паскаль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Паскаль" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паскаль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа